ВЫСТАВКА «АРХИПЕЛАГ КАРЛАГ»

Версия для печатиPDF versionEPUB version

30 мая 2016 года в 15.00 ч. в г.Астане в Национальном Музее Республики Казахстан (зал временных экспозиций 3, проспект Тауелсиздик, 54) под эгидой Ассамблеи народа Казахстана состоялось открытие выставки работ современного искусства «Архипелаг КАРЛАГ», посвящённой Дню памяти жертв политических репрессий и голода.

«Архипелаг КАРЛАГ» художественно-гуманитарный проект Нурлана Дулатбекова, депутата Мажилиса Парламента РК, д.ю.н., члена-корреспондента Национальной академии наук РК и современных художников Казахстана Айнур Саденовой, Алмагуль Менлибаевой и Сырлыбека Бекботаева.

Цель проекта - донести до общественности природу и глубину одной из самых трагических страниц прошлого и восстановление искажённой истории Казахстана периода 1930-1956 гг., рассказать о сломленных судьбах более миллиона узников, содержавшихся в
11 специальных исправительно-трудовых лагерях.

В мероприятии приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, члены Ассамблеи народа Казахстана, научная и творческая интеллигенция, представители этнокультурных объединений.

Выставка продлится с 30 мая по 15 июля 2016 года.

 

_________________________

Пресс-служба

РГУ «Қоғамдық келісім»:

тел.+7(7172) 74-12-15, 74-12-13

E-mail: info_rgy@mail.ru, www.assembly.kz

КРАТОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТ ВЫСТАВКИ

  1. Видеоработа «Ad INFINITUM» Айнур Саденовой - представлены стихи заключённых, которые не говорят, а скорее многоголосно умалчивают о противостоянии гулаговскому расчеловечеванию понуждаемых обстоятельствами к звериной борьбе за существование.
  2. Скульптура увеличенной казахской колыбели «Сылдырмак» - инсталляция Сырлыбека Бекботаева, большая Колыбель говорит об ожидании своего героя, готовая вместить каждого одновременно, как символ защиты, для всех на земле Казахстана.
  3.  Серия фотографических принтов Сырлыбека Бекботаева «Красный Фильтр» - собранные из интернета исторические портреты репрессированных в 37-е годы членов партии «Алаш». Художник, используя художественный прием коллажа, который, он называет «Красный Фильт». Здесь метафора использована как художественный прием «деформирующего шумового фильтра» как память о наказании и страха с цензуры прошлого. Этим способом работы с изображением портретов патриотов художник восстанавливает свою связь с прошлым в процессе «узнавания».  
  4. Mix media инсталляция Айнур Саденовой - «Мамочкино кладбище». Работа посвящена одноимённому детскому кладбищу, вблизи посёлка Долинка Карагандинской области, где находятся массовое захоронение более 2000 младенцев узниц КАРЛАГа. А также, рассказывает о жутком содержании тел младенцев в бочках, из-за невозможности матерей похоронить своих детей в зимнее время. Экспозиция представлена в виде инсталляции из железных бочек и звуковой композиции, в которой звучат Колыбельные мотивы на 25-ти языках. Нежная звуковая инсталляция неспетых колыбельных напевов разных народов возвышается над брутальностью железных бочек, олицетворяющая террор системы против материнства и детства.
  5. Инсталляция «АЛЖИР» Айнур Саденовой, строится из 40 силуэтов платьев, которая посвящена 18000-м женщин, переживших разрушение своих семей. Особый характер форм платьев говорит о вытеснении прожитой боли, недосказанности, страха наказания, ставшего частью привычек поведения.
  6. ВИДЕО-АРТ Алмагуль Менлибаевой - 3-х канальная видео инсталляция об уникальном музее КАРЛАГа, основанном в историческом здании НКВД КАРЛАГа. Современные интервью жертв и свидетелей сталинских репрессий маркируются художником как территория памяти общественного места. В фильме чередуются документальные и постановочные элементы. Один из них, появление метафорического образа Сталина в Музее КАРЛАГа. Этот «образ» художник помещает в лекцию экскурсовода музея вместе с рядовыми зрителями как необходимое художнику психологическое покаяние. Художник работает со следами коллективной памяти от пережитого тоталитарного насилия, противопоставляя идеологию «образа» фактами лекции. На центральном экране фильм заканчивается откровением одного из протагонистов Бориса Годунова о свойстве феномена памяти: «Для меня прошлое не является прошлым, а является настоящим и давит на меня с такой же силой, как в первый день…».
  7. Инсталляция Алмагуль Менлибаевой в экспозиции под названием знаменитого парфюма «Шанель N5» - рассказ одной из узниц АЛЖИРа, о положении безвинных женщин, оказавшихся жертвами преступлений против их любви, семьи, женственности, материнства. Портретом узницы Алжира стал портрет самой Коко Шанель. Образ знаменитости, символа женственности выдержан в строгой черно-белой графике, утоплен в коллаж из документальных фотографий АЛЖИРа. Портрет окружен спецодеждой узниц-«ватниками». Композицию завершает знаменитый флакон духов Шанель N5, повествующий современницам ужасающую историю узницы.
  8. Книжная инсталляция о КАРЛАГе Нурлана Дулатбекова. В книгах содержатся альбомы репродукций, фотоальбомы, очерки, истории, факты, расследования, статистика, таблицы, карты и воспоминания. Хочется отметить, что автор идеи видит свою особую миссию - донести правду об узниках КАРЛАГа: политических заключённых и военнопленных, которые, несмотря на свой суровый статус, не сгибали веру и оставили память о прошлом в назидание потомкам.

   

    

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.