Assembly of People of Kazakhstan

Этносы Казахстана

АБАЗИНЫ (самоназвание – абаза) – этническая группа Казахстана, численность – 30 чел. (2009). Появление абазин в Казахстане связано с насильственным переселением народов в предвоенные и военные годы. Основная страна проживания – Российская Федерация. абазины живут в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, в Ставропольском крае, районе г. Кисловодск, а также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане. Общая численность ок. 60 тыс. чел. (2010).

Язык. Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской (западно-кавказской) группе иберийско-кавказской языковой семьи. Письменность создана в 1932–33 гг. на основе лат. графики, с 1938 г. переведена на кириллицу.

Религия. Большую часть верующих абазин составляют мусульмане-сунниты.

История. Современные абазины – потомки древнего разноязычного населения части Черноморского побережья, расположенной между реками Туапсе и Бзыбь. Процесс сли- яния живших по соседству древних племен санигов, абазгов и апсилов в один абхазский народ (1-е тыс. н. э.) захватил и предков абазин Однако недостаточная прочность связей с Абхазией помешала абазинам полностью слиться с абхазами. В 14–17 вв. пе- реселились на сев. склон Главного Кавказского хребта и заняли терр. в верховьях рек Лаба, Уруп, Большой и Малый Зеленчуки, Кубань, Кума, Теберда. С 18 века абазины населяют земли Северного Кавказа. В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения , а также все её трагические последствия. Часть абазин после Кавказской войны эмигрировала в Турцию, потомков которых вместе с адыгами именуют «черкесами». В составе черкесских этносов в Турции, Сирии, странах Ближнего Востока многие утратили свой язык, перешли на турецкий и арабские языки, смешались с турками и арабами. Оставшиеся на своей исторической родине абазины проживают в настоящее время, в основном, в Карачаево-Черкесии.

Культура. Важной частью духовной культуры абазин является устное народное творчество. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Выдающееся место в фольклоре абазин занимает героич. нартский эпос. Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки. Богат песенный и танцевально-инструментальный фольклор. Сохранились исторические трудовые, героические, лирические песни. Старинные музыкальные инструменты: род балалайки, двухструнная скрипка, инструмент вроде арфы, деревянные трещотки. Самыми древними инструментами были дудка (зурна) и свирель. Важное место занимали обряды и обычаи, связанные с годичным циклом: праздники начала и окончания пахоты и сева (нып), новогодние гуляния – колядки, пятничные хождения во время поста. Древнейшее жилище абазин – круглое в плане, плетеное, также прямоугольные в плане одно и многокамерные дома из плетня. Главная комната, занимавшая центральное место, была одновременно кухней и спальней хозяев, в ней находился очаг. В конце 19 века стал применяться саман. Под влиянием контактов с русским населением появились кирпичные и рубленые деревянные дома под железной или черепичной крышей с деревянными полами и потолком, обогревавшиеся пристенными печами. Обстановка состояла из деревянных предметов. В богатых домах были ковры, серебряная и металлическая посуда. Независимо от достатка хозяина, каждая семья на территории усадьбы строила отдельный домик для гостей – кунацкую. В настоящее время их не строят, но в доме всегда есть отдельная комната для гостей. Традиционные аулы свободной планировки располагались по берегам больших рек, жилища были ориентированы на юг. В равнинной местности селения были скученного типа, в горах – отдельно заселенные хутора, разбросанные на значительной территории. У всех абазин селения были огорожены крепким забором с одними воротами. Главные занятия абазин – скотоводство, в т. ч. отгонное, а также земледелие. Значительную роль играло пчеловодство – одно из древнейших занятий абазин было и садоводство. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали в фруктовых деревьях. Домашние промыслы – кузнечное дело, обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков – гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных поясов, попон и др.), выделка шкур и кож, обработка дерева, металла. Из шкур шили шубы и шапки, из кожи делали обувь, бурдюки, сёдла, сумки, конскую сбрую. Многие кузнецы были также и оружейниками. Оружие (ружья и кинжалы с ножами) они украшали серебром, золотом, гравировкой с чернью. Ювелирное дело – одно из древнейших ремесел абазин изготавливали женские и мужские пояса, нагрудные украшения, перстни и кольца, серьги и височные подвески. Традиционная одежда абазин общекавказского типа. Комплект мужской одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи. К поясу прикреплялся кинжал и сабля. Женский костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья. Девочки с 12–14 лет носили специальные корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы – платки, ша- почки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Главное место в традиционной кухне занимают баранина, говядина и птица, а также изделия молочные и растительные. Много блюд из мяса домашней птицы. Употребляют большое количество сливочного и топлёного масла, а также сливок, сметаны, кислого молока. Из приправ абазин, как и многие северокавказские народы, употребляют в основном молотый красный перец, толчёный чеснок с солью и смесь сухих пряных трав – главным образом укропа и чабреца. Из острых подлив – соус из кислого молока, сметаны, красного перца, толчёного чеснока с солью. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма.