Assembly of People of Kazakhstan

Этносы Казахстана

КАЛМЫКИ (самоназвание – хальмг) – этническая группа Казахстана. В 1943 г. калмыки подверглись насильственному переселению и дисперсному расселению в Казахстане и Сибири. В настоящее время в Казахстане проживает 442 чел. (2013). калмыков – основное население Республики Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в других районах Российской Федерации – Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской обл., Ставропольском крае, Сибири и др. Общая численность свыше 177 тыс. человек.

Язык. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской языковой семьи. Письменность с 1925 г. на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг.

Религия. Основная часть верующих – буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть – православные.

История. Предки калмыков – западные монголы-ойраты. До 12 в. локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 в. часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. С 1608 г. начался процесс вхождения в Россию, который завершился в 1657 г. Постепенно калмыки осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 гг. существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике «Сокровенное сказание» (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. В 1771 г. часть калмыцких тайшей, недовольная политикой правительства России, ушла в Жонгарию. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территорию включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В 1920 г. была образована Калмыцкая АО, в 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 г. калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие – гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957–58 гг. автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 г. Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 г. она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 г. – Республика Калмыкия.

Культура. Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи. Ещё в 13 в. предки калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 в. его северная ветвь – ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа – далай-лама. Группы калмыков, которые с конца 17 в. стали откалываться от их основной массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. К 1917 г. в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 г. осталось 13 хурулов; в декабре 1943 г., когда началась депортация калмыков, не было ни одного. С конца 80-х гг. 20 в. началось возрождение буддистской общины. В 1989 г. в Элисте открылся молитвенный дом. В Элисте открыт Интернат возрождения калмыцкого языка и буддизма. Одновременно возрождаются нацональные праздники Цагалган, Урюс Сар. Основное традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 в. калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. Сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 в. возникает садоводство, с начало 20 в. – бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние. Традиционное поселение имело круговую планировку – наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. С начало 19 в. появились стационарные посёлки с линейной планировкой. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка – это юрта монгольского образца. Землянки и полуземлянки – жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 в. у зажиточных и знатных калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные – в западных. Развиты художественные ремёсла – вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлические частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву. Мужская одежда – приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда – длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужскским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Жен. украшения – серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин – серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Основа питания – мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде; лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты – сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток – чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия – пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее – заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.