Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ВЕПСЫ (самоназвание – кинь, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет) – этническая группа Казахстана. В 1939 г., во время войны между СССР и Финляндией часть вепсов была насильно переселена в Казахстан. По данным 1999 г. численность вепсов в Казахстане составила 30 чел. Расселение по областям: Акмолинская – 1 чел., Актобинская – 3, Алматинская – 2, Карагандинская 10, Костанайская – 2, Кызылординская – 1, Северно-Казахстанская – 1, Южно-Казахстанская – 1, г. Астана – 7, г. Алматы – 2 чел. Динамика численности вепсов в Казахстане: 1970 г. – 27, 1979 г. – 33, 1989 г. – 44, 1999 г. –30. Основные регион проживания – Россия. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западном побережье Онежского озера), в северно-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской обл. Общая численность – 12,5 тыс. чел. (1989).

Язык. Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи языков. Созданная в 1930-е гг. письменность на основе латинской графики распространения не получила.

Религия. Верующие вепсы – православные.

История. Наиболее ранние упоминания о вепсов относятся к 6 в. н.э. Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (10 в.), упоминает этноним вису (весу, ису). Русские летописи (с 11 в.) называют этот народ весью. Западноевропейские источники (Адам Бременский в 11 в. и Саксон Грамматик в 12 в.) сообщают о народе висиннус или виззи. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также в формировании северных русских и западной коми.

Культура. Развит сказочный эпос сарнад (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Сюжеты сказок близки севернорусским и карельским. К эпическому жанру относятся и разнообразные устные рассказы. У вепсов много лирических песен, частушек. Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания (войкад). Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. Среди эпических жанров фольклора представляют интерес предания о первых насельниках местного края, т.н. панах-предках, а также о древней чуди.