Гончарное искусство

В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда. Следует отметить, что гончарное дело имеет глубокие корни в Армянском нагорье . Археологами были обнаружены великолепные образцы , относящиеся к III тысячелетию до н.э., есть и более поздние - из урартских поселений, например из Кармир-блура. Славились своей керамикой, особенно обливной, средневековые столицы Армении - Ани и Двин. Хоть найденные здесь изделия были сугубо местного производства, некоторые из них по технике исполнения, цветовой гамме, декоративным приемам, орнаментальным мотивам имели определенные аналогии с персидскими и византийскими образцами, что несомненно свидетельствует о том, что армянские мастера того времени были хорошо знакомы с окружающим их культурным миром.

Сельские гончары, среди которых были и женщины, изготовляли на гончарном круге, а иногда и без него, разнообразные изделия, необходимые в быту : карасы, кувшины, миски, а также черепицу для кровли и плитки для пола. Особого мастерства требовало создание тонира - традиционной печи, служащей для приготовления пищи и обогрева. Выкладывала тонир обычно женщина. Стоя в вырытой в земле яме, она накладывала кругами друг на друга жгуты из глины, давая время нижним рядам подсохнуть и окрепнуть. Затем в этом цилиндре разводился огонь для обжига глины.

В тонире обжигали разного вида глиняную посуду: карасы различной величины с одним или двумя ушками для хранения крупы, масла и других продуктов; употребляемый так же, как и карас, высокий ошнак с одним ушком и с узким дном; предназначенный для варки пищи; кчуч с двумя ручками или путук без ручек; глубокие миски, остродонные кувшины и кружки для воды, маслобойки, солонки, светильники. Гончарство не потеряло своего значения и в наше время, прежде всего в сельском быту, где сохраняется широкий спрос на различные традиционные изделия из глины.