Казахи

КАЗАХИ – национальность, коренной и основной народ Республики Казахстан. Общее количество – около 15 млн (2015). Населяют территорию КНР, России, Монголии, Узбекистана и другие стран мира. В РК проживают 11 млн 245 тыс. (2014), из них в Акмолинской обл. – 362 тыс., Актобинской обл. – 655,2 тыс., Алматинской обл.– 1 млн 383,3 тыс., Атырауской обл. – 521,5 тыс., Западно-Казахстанской обл. – 463,5 тыс., Жамбылской обл. – 783,1 тыс., Карагандинской обл. – 673 тыс., Кызылординской обл. – 708,5 тыс., Мангыстауской обл. – 526,2 тыс., Южно-Казахстанской обл. – 1 990 тыс., Павлодарской обл. – 374,7 тыс., Северо-Казахстанской обл. – 197 тыс., Восточно-Казахстанской обл. – 814 тыс., в г. Астана – 605 тыс., в г. Алматы – 846 тыс. человек (2014).

Язык. Казахский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков алтайской языковой семьи. Государственный язык Республики Казахстан. Казахскому языку родственными являются языки каракалпакский, кыргызский, татарский, башкирский, карачайский, балкарский и другие языки кыпчакской группы. Исторические корни казахского языка берут истоки с древних времен. История древнейшего языка казахского этноса делится на две (древнейшую и древнюю) исторические эпохи. Древнейшая эпоха охватывает период с давних времен (1–2 в. до н.э) до развала Тюркского каганата (9 в). Именно в это время будущий казахский язык впитывает в себя наисложнейшие языковые особенности тюркского мира. Второй этап истории становления языка казахского этноса (примерно 6–9 вв.) приходится на период формирования Тюркского каганата и создания Орхоно-енисейских, таласских письменных памятников. Также на два этапа можно разделить и историю средневекового казахского языка: ранний (9–15 вв.) и поздний (со 2-й половине 15 в. до 1-й половины 19 в.). На раннем этапе он сначала примкнул к группе «кыпчакских языков», как раздробленная этническая группа, а потом на исконном географическом пространстве постепенно превратился в общенародный язык. На втором, позднем этапе средневековья, развитие казахский языка дошло до того уровня, когда разговорная и письменная речь стали одним целым. Достижение подобной общности языка – результат внутренних объединений и слияний единой кыпчакской языковой группы, сформированной на территории Средней Азии и Казахстана. В целом, новая эпоха истории казах. языка, состоящей из двух этапов (со 2-й половине 19 в. до нашего времени), характеризуется усовершенствованием устной и письменной речи, развитием письменного литературного языка и его структурных частей, стабилизацией правил правописания и лексико-грамматических норм, классификацией литературы на многожанровую художественную, научно-массовую и общественно-просветительскую в соответствии с расширением области применения. После того, как Чингисхан и его потомки завоевали земли Средней Азии и Казахстана (начиная с 13 в.), раздробленные этнические группы, тюркские племена и роды, существовавшие порознь, объединились в единый союз – кыпчакскую языковую группу. Но все же, на окончательное становление казах. языка (15 в.) повлияла геополитическая среда. На лексический состав казах. языка имели значительное влияние иранский (персидский, таджикский) и арабский языки. Структурная система тюркских языков претерпела заметные изменения (на разных уровнях) из-за влияния арабско-персидского языка, эти особенности наблюдаются по сегодняшний день. В казахском языке, а также в лексическом составе других кыпчакских языков, очень часто встречаются и монгольские слова. Кроме того, славянские языки тоже имели немаловажное влияние на формирование лексики казах. языка. Общенародные и литературные нормы казахского языка сформировались на основе анализа и выбора особенностей языков родственных племен. Также известно, что диалектическая лексика казахского языка состоит не только из языков древних родственных племен, но и из элементов соседних языков. И несмотря на влияние со стороны, казахский литературный язык сохранил свою целостность. Вывод: современный казахский язык, во-первых, своими генеалогическими корнями берет начало от истоков становления древнетюркских языков; во-вторых, на протяжении многих веков служил в определенном языковом объединении, в т. ч. в этническом составе древнетюркской письменности, изображенной на рунических памятниках, как отдельный родственный язык или диалект; в-третьих, в своей средневековой истории (10–19 вв.) на основе родственных племенных языков и кыпчакоязычных сообществ сформировал их общие знаки. Эти знаки относятся к общенародному языку, сформированному в 11–16 вв.; в-четвертых, общенародный казахский язык сформирован на основе общих норм в результате объединения и слияния всех этнических групп на территории Казахского ханства (1456–1847); в-пятых, дальнейшее развитие общенародного языка (во всех областях во 2-й пол. 19 в.) привело к формированию казахской литературной речи (два вида – письменная и устная форма); в-шестых, несмотря на множественное количество родственных племенных языков и их разбросанность, казахский литературный язык сформировался на единой диалектической основе. Таким образом можно объяснить его целостность и мощь; в-седьмых, казахский язык – по природе своей очень богатый, красивый, образный национальный язык.

Религия. Мусульмане-сунниты. До проникновения ислама в казахских степях процветало тенгрианство – поклонение Небу. Многие атрибуты тенгрианства свидетельствуют о тесной связи с древневосточной культурой. Одними из письменных памятников тех времен являются героические эпосы, выгравированные на камнях в эпоху Великого Тюркского каганата (5–8 вв.). В 14 в. во времена правления Узбек хана, одного из правителей Алтын Орды, ислам считался государственной религией империи. Но Ш.Уалиханов писал, что несмотря на это, в 19 в. в некоторых регионах люди также поклонялись Богам. В Современное время ислам не распространялся, а религиозная деятельность преследовалась. Но после обретения Казахстаном независимости, ислам получил мощную поддержку со стороны государства. Все же, среди казахов наряду с исламом одновременно практикуются элементы тенгрианства, которые по-прежнему имеют влияние на национальное сознание и менталитет, такие, как поклонение духу предков, огню, солнцу, звездам, небу и другое.

История. Этническая история казахов очень сложная. Многочисленные племена обитали на современной территории Казахстана еще с древних времен. Доказательством являются каменные орудия труда, найденные археологами в г. Каратау, в Восточном Казахстане на берегах Ертиса, в окрестностях р. Сарысу и Северного Балхаша. В период мезолита появляются лук и стрелы, изобретение которых создало больше возможностей для охотничьего промысла. Больше всего найдено на территории Казахстана памятников бронзового века (общее кол-во стоянок и пастбищ около 800). В этот период совершенствовалось изготовление орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), ювелирных изделий (диадема, браслет, бусы, гребень). Древние мастера владели приемами литья металла, а также его ковки, шлифовки, резьбы, нанесения узоров. По-прежнему использовались и каменные орудия (зернотерки, ступки). Скотоводство и изготовление орудий труда из железа усилили роль мужчин в обществе, обусловили смену матриархата патриархатом. На основе племенных объединений бронзового века на территории Казахстана начала формироваться культура древних кочевников. Развиваются кочевое, полукочевое и оседлое коневодство. В эпоху раннего железа (середине 1 тыс. до н. э.) сложились племенные союзы. Жители южных, восточных и центральных районов Казахстана входили в Сакскую, западную и северную – в Савроматскую конфедерации племен. Письменные сведения о древних племенных объединениях делятся на две группы: 1) древне - греческую (Геродот, Ксенофонт, Птолемей); 2) клинопись династии Ахеменидов (древнеперсидские). В последних упоминаются саки-хаумаварга, саки-тиграхауда, саки-парадрайа. Сакские племена обитали на обширной территории от Сырдарьи, Каратау и Таласа до Тянь-Шанских гор. Племена, обитавшие на берегах Сырдарьи и Амударьи, объединились в союз массагетов. В 1– 3 вв. до н.э. образовались племенные союзы на юге современного Казахстана – гунны, уйсуни, канглы, сарматы. Одним из сильных было государство сюнну (гуннов). Исследователи считают гуннов древними предками тюрков. Их правитель Модэ совершил удачные походы в Китай (206 г. до н. э.) и против алтайских племен (201 г. до н. э.). В государственном объединение гуннов входили различные по происхождению племена. Значительная часть северных гуннов, переселившаяся в Волго-Уральский регион, во 2-й половине 4 в. подчинила себе побережье Черного моря до р. Днестр. Поход на запад стал толчком к Великому переселению народов. Это внесло значительные изменения в этнополитическую историю племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. В Жетысу усуни (уйсуни), унаследовавшие земли древних саков-тиграхауда, в 160 г. до н. э. образовали собственное государство. Основные земли находились в долине р. Иле, западная граница проходила через реки Шу и Талас. Китайские письменные источники указывают, что они могли одновременно выставить 188 тыс. воинов. Памятники уйсуней – могильники (Капшагай, Отеген, Тайгак, Актас, др.) и предметы, найденные в поселениях (Актас, Кеген, др.), – свидетельствуют о занятиях скотоводством и земледелием. У богатых уйсуней насчитывалось до 500 лошадей. Государство Канлы (кангюй, канцзюй) впервые упоминается в источниках 2 в. до н. э. В некоторых из них говорится, что население канлы состояло из 120 тыс. человек. Государства, образованные этими племенами, установили политические, экономические, и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей. В 6 в. территории современного Казахстана находилась под властью Тюркского каганата, правители которого являлись выходцами из рода ашина. Тюркский этнос сформировался в 3–4 вв. Этноним «тюрк» впервые упоминается в китайских летописях в 542 г. Китайцы считали тюрков потомками сюнну (гуннов). Многие племена, вошедшие в состав Тюркского каганата, участвовали в этногенезе казахов. В 603 г. этнической-политической основой Западно-Тюркского каганата стали «десять племен» (он ок будун), которые заселяли земли от Каратау до Жонгарии. К востоку от р. Шу поселились пять племен дулу, а к западу – пять племен нушеби. В 704–756 гг. на месте Западно-Тюркского каганата появился Тюргешский, а позже Карлукский (756– 940). В Жетысу и басс. Таласа жили племена: карлуки, чигилы, др. Большинство населения перешло на оседлый образ жизни, развивалось земледелие, процветали города и торговля. На территории современного Центрального Казахстана господствовали огузы и кыпчаки. Одновременно с огузами на территории Северного, Восточного и Центрального Казахстана установил господство Кимакский каганат (9 – нач. 11 в.). Кимаки занимались скотоводством, поклонялись духу предков, огню, солнцу и звездам. В середине 10 в. на территорию современного Жетысу и части Восточного Туркестана образовалось государство Караханидов с развитой социальной структурой, вобравшей в себя многочисленные инструменты прежних государственных образований. В его возникновении и ранней истории большую роль сыграли племена Карлукской конфедерации (чигили, ягма и др.). Улусы найманов, кереитов, жалаиров занимают особое место в истории Казахстана. Несмотря на свое возникновение на территории Монголии, они внесли существенный вклад в формирование государственности Казахстана. В 1190–1206 гг. найманы, кереиты, меркиты в результате войн в Центральной Азии переселились на территорию Казахстана и вошли в состав формирующегося казах. народа. В северо и северо-восточной части нынешнего Казахстана жили кыпчаки. В 9–10 вв. кыпчаки вошли в состав Кимакской конфедерации, а затем каганата. В начале 11 в. после его распада кыпчаки расширили границы своего государства. Во 2-й четверти 11 в. кыпчакская знать вытеснила огузов из среднего и нижнего течения Сырдарии, а также степей Приаралья и Каспия. В соответствии с изменением этнополитических положения в регионе в начале 2-й четверти 11 в. вместо прежнего названия “Огузская степь” появилось новое – Дешти Кыпчак. В середине 11 в. кыпчакские племена, пройдя через р. Волгу, установили связи с народами Европы. Основная их часть вошла в состав казахского народа, ост. – в состав узбек., кырг., каракалп., башкир. народов. Монгольского господство разрушило кыпчакское государство, но не смогло полностью уничтожить процесс его развития, лишь временно приостановив его. В 15 в. в период формирования Казахского ханства оно возродилось вновь. Монгольское нашествие в 13 в. сыграло немаловажную роль в этногенезе казахского народа. Добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана. Этот период был особенно трудным. Одни племена были разгромлены, другие ушли в далекие края, третьи объединились между собой. В этих условиях шло постепенное сближение и становление местных тюркоязычных племен и родов в единый народ. В 14–15 вв. происходило массовое объединение населения Восточного Дешт-и Кыпчака, Жетысу и Южного Казахстана. Бесконечные войны между Ак Ордой, Моголистаном и Ногайской Ордой, появившимися после распада Монгольской империи, разногласия родоначальников династии Джучи препятствовали укреплению народа. Поэтому возникла необходимость объединить в единое целое государство казахского роды и племена, которые по сути уже были сформированы как из местных, так и пришлых этнических компонентов. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этно-территориальных объединения – Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития. Процесс образования казахского этноса в 14–15 вв. в основном завершился. В середине 15 в. образовалось Казахское ханство. Расширение владений, укрепление государственности, активная внешняя политика при первых ханах, особенно при Касым хане в начале 16 в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей. Во 2-й половине 16 в. происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами. При Тауке хане был составлен свод норм обычного права – «Жеты Жаргы», где определены основные принципы общественного правопорядка и государственного устройства. С начало 18 в. участились набеги жонгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет борьбу за свою независимость. Главные события войны с жонгарами происходят в 1723–27 гг., вошедшие в историю как «Годы великого бедствия» («Ак- табан шубырынды»). В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет. Хан Младшего жуза Абулхаир, вследствие ослабления Казахского ханства в ходе изнурительной войны, был вынужден принять условия присоединения Младшего жуза в состав России. Присоединение Казахстана к России включает вхождение, мирную и военную колонизацию, открытое завоевание. В 1732 г. в состав России вошла формально нек-рая часть Среднего жуза. Основные регионы северо-восточного и центрального Казахстана вошли в состав империи в 20-40 гг. 19 в. вследствие поражения национально-освободительной войны К. Касымова и политических акций царизма. Взятие царскими войсками в 60-х гг. 19 в. Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты и т.д., сопровождавшееся применением крупных воинских сил, завершило завоевание территории Старшего жуза Россией. В 1822 г. введением «Устава о сибирских киргизах» была ликвидирована ханская власть в Казахстане и образованы округа. В целях ускоренной колонизации края вводится российская система управления, что вызвало протест казахского населения, вылившийся в национально-освободительную борьбу казахов в составе Российской империи. Со 2-й половине 19 в. Казахстан представляет собой окончательно оформившуюся колонию Российской империи. В конце 19 в. колонизаторская направленность аграрной политики царизма привела к постепенному изменению соотношения численности кочевого и оседлого населения. В 1907 г. начала осуществляется Столыпинская реформа, в результате происходит усиление процесса переселения крестьян из европейской России на окраины в целях решения земельной проблемы в центре; изъятие пастбищных земель у кочевых скотоводческих хозяйств. Колониальный гнет тяжело отразился на положении казахов. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель приводит к обострению внутренних противоречий в казахском ауле. После свержения царизма в 1917 г. в Казахстане установилась Советская власть. Конце 20-х - 30-х гг. отмечен ростом волны крестьянских выступлений против насильственной коллективизации, которая привела к массовой гибели людей, вошедшей в историю под названием «Казахстанская трагедия». В 30-х гг. в Казахстане устанавливается тоталитаризм, повлекший за собой массовые политические репрессии. В 1939– 41 гг. Казахстан превращается в крупную базу по производству цветных металлов, добыче угля, нефти, район развитого сельского хозяйства. В 1941– 45 гг. предприятия Казахстана переходят на выпуск оборонной продукции. Из западных и центральных районов СССР в Казахстан эвакуируются крупные промышленные объекты, культурные учреждения. Республика приняла сотни тысяч эвакуированных людей; депортированные народы численностью около 2 млн человек. После войны быстрыми темпами сооружаются предприятия строительной индустрии, создается энергетическая база промышленности. В конце 40-х– начало 50-х гг. укрепляется административно-командная система. Расширяется сеть лагерей ГУЛАГа: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и др. Происходят репрессии по отношению к ряду ученых и др.. В 1954 г. происходит массовое освоение целинных и залежных земель, приток людей из других республик, рост строительства жилья, культурно-массовых объектов. В 70–80-е гг. в СССР наблюдаются застойные явления. Наблюдается кризисное положение в экономике. К середине 80-х гг. в советском обществе стала все более настоятельно ощущаться потребность перемен. У части политического руководства страны сложилось понимание необходимости глубоких преобразований с целью преодоления негативных явлений в развитии СССР. В стране стала складываться новая политическая атмосфера. Возникли многочисленные и неоднозначные общественные движения, неформальные организации, сложились предпосылки перехода к многопартийности. Ярким примером столкновения, острой борьбы старого и нового мышления стали известные события декабря 1986 г. в Алматы. Молодежь, вышедшая на площадь, выразила общенародный протест против методов административно-командной системы. В сентябре 1991 г. было принято решение о роспуске Компартии Казахстана. Был взят курс на развитие рыночной экономики. 16 декабря 1991 г. принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

Культура. Культура, искусство и литература казахского народа развивались как закономерное, традиционное продолжение многовекового духовного наследия тюркских племен, населявших великую казахскую степь. Устная народная литература казахов приобрела национальный характер, появились разновидности жанров, в особенности стало больше героических эпосов, в соответствии с эстетическими требованиями и предпосылками воинственных времен. Особенности национальной литературы нашли яркое отражение в поэзии поэтов и жырау. Казахские жырау внесли яркие краски в древнетюркскую поэзию, обогатив ее с тематической, содержательной, жанровой, художественной и образной стороны, предложили новые формы стихосложения. Поэзия жырау продолжает философские умозаключения, дидактическую пропаганду, призывает к патриотизму, наглядно демонстрирует первые элементы лирических, реалистических олицетворений, впервые переносит в литературу народную характеристику, показывает, насколько тесно связана сила слова с историей и жизнью народа, привносит идею воспевания его нужд и потребностей. В Советскую эпоху казахская литература стремительно развивалась – поэты и писатели были заметно активны в этот период, на свет появилось множество произведений, таким образом, казахская литература существенно обогатилась с жанровой точки зрения. Но все же, идеологическое давление помешало полностью расправить крылья. С момента получения независимости поэты и писатели обрели полную творческую свободу, также изменились требования к литературным произведениям. В связи с этим, на короткое время появилась какая-то растерянность – явление, которое и прежде имело место в развитии казахской литературы, особенно в поэзии. Сейчас всесторонне развитая, обогащенная, усовершенствованная национальная литература казахского народа вновь рождается и растет в соответствии с историческим путем страны, бытом и культурой, традициями, эстетитическими требованиями и уровнем развития философского познания. В наши дни казахское литературоведение, изучая историю казахской литературы, получило достоверные, научно обоснованные выводы. Исправлены многие односторонние теории, которые были выдвинуты в Советскую эпоху по классификации исторических этапов, идейных и жанровых делений. В т. ч., сняли с повестки дня ошибочное мнение, к-рое связывает историю казахской литературы только с началом деятельности Казахского ханства, появление письменной литературы с Абаем. Такие неправильные утверждения автоматически сужают область национальной литературы. Сейчас казахская литература избавилась от кривотолков, вошла в обычное, нормальное русло и придерживается только одной, исконной цели – глубокого понимания внутреннего мира человека, чтобы передать его переживания в точных, красочных, реалистических формах слова. В целом, в наше время казахская литература имеет определенное место в мировой литературе, у нее богатый исторический опыт, она стала всесторонне развитой традиционной литературой. Первые элементы изобразительного искусства на казахской земле относятся к палеолиту. Они встречаются в виде изображений на камнях Каратауских и Хантауских гор фигур животных. Такое наследие неолита и бронзового века (оленя, льва, лучника, запряженного в телегу вола, корову и пр.) можно увидеть в Баянаульской (Павлодарская обл.) пещере, в ущелье Танбалы (Алматинская обл.), на гребенчатых камнях в северной части берега оз. Балхаш (двое мужчин сражаются на мечах, рядом стоит женщина). Изображенные на камнях фигуры свидетельствуют об основных ремеслах племен, населявших казахскую степь, об их быте, образе жизни и традициях. Сюжеты многих гравировок основаны на нападении хищников на парнокопытных, или религиозных понятиях. Рисунки частично покрашены хной. В результате раскопок, проведенных в центральном, северном и западном регионах Казахстана, были найдены гончарные изделия с геометрическими узорами, смоделированные изделия, бронзовое снаряжение с изображением лучей солнца – все это считается наследием Андроновской культуры. Впервые изделия ювелирного искусства украшать драгоценными камнями придумали гунны и уйсуни, потом эта практика перешла к огузам и кыпчакам. В эпоху саков этот метод был не особо популярен. В уйсунском ювелирном искусстве часто встречаются орнаментирование, инкрустация и  тиснение.  В  6– 8 вв. на основе искусства древних саков, гуннов и уйсуней начало развиваться древнетюркское искусство. В 8–12 вв. в таких городах как Яссы, Отырар, Сыганак, Тараз, Сайрам, Кулан, Мерке, Баласагун и др., процветало множество видов искусства (гончарное дело, тиснение). Хорошо развивались искусство вышивания золотыми, парчовыми и шелковыми нитями, столярное ремесло, выделка кожи, изготовление украшений из дерева и кости, а также ювелирное искусство. Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Танец был неотъемлемой частицей народа, который очень ярко и содержательно демонстрировал традиции и быт казахской земли. Самые известные и распространенные танцы: «Өрмек би», наглядно демонстрирующий трудовые действия, «Қоян би» – охотничьи навыки, «Аю би» – юмористически-сатирический танец, «Насыбайшы», «Ортеке», «Қаражорға», «Тепеңкөк» и др. Они являются наследием древней танцевальной культуры. Танец всесторонне раскрывает быт, традиции и любовь к искусству казахского народа. В музыкальном фольклоре также часто встречаются пение на сцене, танцы на сцене, танцы и пение одновременно и другие формы выступлений. У казахов можно найти такой вид выступления, как парные танцы парней и девушек (Қоян-бүркіт), что очень редко встречается у родственных восточных народов (у узбеков и таджиков), придерживающихся традиционной религии – ислама. У казахов не было канонических видов танцев. Танцы исполняются в импровизированной форме. На танцевальных конкурсах яркие эмоциальные краски сливаются с хорегорафическими элементами. Эти особенности можно увидеть в танцах «Ұтыс» и «Сылқыма». Есть еще один особенный вид народного танца – исполнение танца верхом на лошади. Это под силу лишь редким профессионалам, потому как танец требует сноровки, выдержки и силы. Конь двигается под ритм и полностью подчиняется наезднику, который, в свою очередь, исполняет сложнейшие хореографические элементы, стоя на лошади. Казахское театральное искусство также строится на древних традициях и обычаях (беташар, бәдік, жар-жар, жоқтау, қоштасу, қыз кәде, шілдехана), национальных развлечениях (алтыбақан, кімді қалайсың, қыз ойнақ, қынаменде, ортеке, судыр-судыр), айтысах поэтов-акынов, импровизированном ораторском мастерстве. На появление казахского театрального искусства повлияло открытие русских профессиональных театров в Уральске, Оренбурге и Омске. Казахское кино появилось после Октябрьского переворота. В начале 20 в. в Казахстане работало всего 13 частных кинозалов. Они в основном были расположены в крупных городах (Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Акмола (Астана), Костанай, Актобе). В г. Верный (Алматы) первые киносеансы начали проводиться с 1910 г. В 1925 г. V съезд Советов Казахстана, проходивший в Кызылорде, был снят на пленку московскими кинолетописцами. Это был первый шаг в киноиндустрии Казахстана. В том же году вышел первый документальный фильм «Праздник первой годовщины КазССР», снятый студией “Культкино”. В 1937 г. был снят художественный фильм «Амангельды». После получения Казахстаном независимости отечественные художественные и документальные фильмы завоевали немало наград на конкурсах произведений мирового киноискусства. Рождение казах. циркового искусства тесно связано с кочевым образом жизни казахов. Виртуозные пляски на коне (акробатика), общение на языке жестов (пантомима), умение смешить аудиторию разными телодвижениями, выступления бахсы (знахарей) – во всех этих явлениях были заложены зачатки циркового искусства. Официально Казахский цирк выступает с 1972 г. Уже в начале средних веков (7–8 вв.) на территории Казахстана, в основном в его оседлых регионах, существовали многие школы (мусульманские начальные учебные заведения) и медресе, также начали работать религиозные учебные заведения, дающие образование выше среднего. В древних городах Испиджаб, Тараз, Сайрам и Туркестан насчитывалось 84 медресе. В них обучались около 5 тыс. учеников. В разных точках необъятной степи располагались аульные школы, в них преподавали муллы (татары, башкиры, др). Многие акыны, даже самые известные интеллектуалы, просветители-демократы получали образование в таких медресе. К примеру, в средневековом Отырарском медресе учился великий сын казахского народа, «Восточный Аристотель», «Второй учитель» Абу Наср аль-Фараби. Спустя многие годы в медресе «Галия» г. Уфа получили знания Т.Жомартбаев, М.Сералин, Б.Майлин, М.Жумабаев, в Семипалатинском медресе Ахмета Ризы обучался Абай Кунанбаев. В этих учебных заведениях, кроме религиозных предметов, преподавались право, история, логика, риторика, география, философия, математика, астрономия и медицина. После присоединения Казахстана к России возникла необходимость в открытии русско-казахских и русско-туземных школ, готовящих чиновников и переводчиков для работы в местных звеньях управления. В таких школах обучались и казахские дети. В 1841 г. в Бокеевской Орде хан Жангир открыл школу-пансионат для казахских детей. В 1825 г. на основе татарской школы в Оренбурге образовано Неплюевское кадетское училище (в 1844 – кадетский корпус), в 1846 г. на базе Сибирского военного училища – Омский кадетский корпус. Эти учебные заведения окончили Шокан Уалиханов, Садык Баба- жанов, Халиулла Ускенбаев и др. В 1850 г. при Оренбургской пограничной комиссии открыта 7-летняя школа для казахских детей. Под руководством ее выпускника демократа-просветителя, педагога Ы.Алтынсарина в 1864 г. в г. Торгай создана первая казахская школа-интернат. Во 2-й пол. 19 в. стал актуальным вопрос о том, какой должна быть казахская школа. Демократы-просветители Ш.Уалиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев стремились через освоение передовой прогрессивной культуры поднять свой народ до уровня цивилизованных стран. А. Байтурсынов уделял большое внимание обучению казахских детей на родном языке. Группа интеллигенции под его руководством 26 июня 1905 г. от имени казахов Каркаралы направила Российскому правительству петицию с требованием: «Образование в Казахской степи должно быть поставлено на правильный путь, для этого в аульных школах дети должны обучаться грамоте на родном языке». В 1921 г. проведена Всеказахстанская конференция работников образования. На ней были рассмотрены вопросы создания единой школьной системы, профессионально-технического образования, политического воспитания, учебно-воспитательной работы и др. В 1922–23 гг. приняты меры по обеспечению национальной школ учебниками, программами; выпущено 14 учебников на казахском языке. В 1920– 30 гг. для укрепления учебной базы школ республики государство выделило значительные средства. Было построено 367 школ, в 361 проведен капитальный ремонт. Количество начальных школ выросло с 333 (1926) до 1864 (1930), а учащихся – с 215,1 тыс. до 320,1 тыс. (из них 124,9 тыс. – казахи). В 1960 г. были открыты 1063 общеобразовательные школы. В них учились более 1 814 тыс. учеников. В 1980–90 гг. проведена реформа в сфере всеобщего среднего образования. В 1991 г. появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицеи, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 2003 г. в республике функционировало 103 гимназии, 63 лицея, 289 школ с лицейскими и гимназическими классами, 30 школ для одаренных детей. В 312 профессионально-технических школах обучались более 89 тыс. учеников, в 382 колледжах более 207 тыс. студентов. В 1995 г. в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В новом Законе РК «Об образовании» (от 7 июня 1999 г.) определены три ступени общеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), основная (5-9 классы) и старшая (10-12 классы). Обозначены разные виды получения среднего (полного) образования. Среднее образование получалось в общеобразовательных (дневные и вечерние), профессиональных (лицеи) школах и колледжах. В таких учебных заведениях учащиеся имели возможность обучаться по школьной программе и вместе с тем освоить навыки определенной профессии. В соответствии с Законом «Об образовании» была обновлена прежняя норматив но-правовая основа и разработана государственная программа «Знание». В 1990– 99 гг. приняты более десяти государственная программ в сфере образования. 5 июля 2001 г. Указом Президента Республики Казахстан восьми государственными вузам, выполняющим значительную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, обучению, научному и культурному развитию, присвоен особый статус. Это Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Казахский национальный аграрный университет, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахский национальный медицинский университет им. С.Ж.Асфендиярова, Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Казахская национальная музыкальная академия. Наряду с названными по всей республике работают более 30 высших учебных заведений. А негосударственные высшие учебные заведения появились только после обретения Независимости. Корни традиционной культуры казахского народа уходят очень глубоко. Доказательством тому могут послужить орнаменты и узоры на гончарных изделиях андроновских племен, живших на территории современного Казахстана. Кирпичные дома андроновцев, хозяйственные сооружения и колодцы являются частью материальной культуры казахов. Такую же немаловажную роль в становлении казахской культуры сыграла культура саков, гуннов, уйсуней и канглы. В раннем средневековье во времена исконно тюркских этносов и государств, живших на территории современного Казахстана и соседних государств, заложены основы нынешней традиционной культуры казахского народа. Национальная материальная культура ярко демонстрирует традиционные особенности казахской культуры. Самым наглядным примером является юрта. Согласно казахскому обычаю дверь юрты обычно ориентировали на восток. Ориентироваться на восток – это традиция, унаследованная от саков и кыпчаков. В центре юрты ставится «жүкаяқ» (подставка на ножках для постельных принадлежностей), на ней складывают постельные принадлежности. Справа от двери вешается седло, упряжь. В центре дома располагается очаг. Когда казахи переезжали на жайлау, обычно юрты устанавливались вкруговую, и с наступлением темноты в этот круг загоняли овец. Казахи жили в таких удобных и приспособленных к кочевому быту складных домах не только летом, но и зимой. В зимнее время юрта утеплялась, стенки покрывались вторым слоем войлока, разогревался очаг внутри нее сухими ветками и сушеным кизяком. Помимо повседневной одежды, существовали и другие, яркие наряды и убранство для праздников. Творческие люди (сал-сері), певцы, видные деятели, девушки на выданье и лихие юноши всегда одевались красиво. В целом, одежда выполняла для людей бытовую и социальную роль. Она делилась на женскую и мужскую. Она также делится по возрастным особенностям на детскую, молодежную, для парней и девушек, для людей среднего или преклонного возраста. Кроме того одежду можно делить на такие категории, как: головные уборы, для тела и обувь. Мужская одежда – шуба, дубленка, чапан, брюки, а также виды древней одежды – кебенек, купы, жаргақ (тайжакы). Шуба (ішік) – зимняя верхняя одежда из дубленой шкуры, сшитая мехом внутрь. Дубленка (тон) – верхняя одежда из шкуры, в основном из овечьей. Чапан – теплый халат из ткани, утепленный слоем шерсти и ваты. Купы – одежда из естественно свалявшейся шерсти овец или верблюдов. В 19 в. купы покрывали бумажной тканью или шили из домотканого сукна. В отличие от халата купы чаще имел глухой ворот с завязкой у горла со стоячим или отложным воротничком. Жаргак (тайжакы) – безрукавка наподобие длинного камзола из жеребячьей шкуры. Кебенек – войлочный плащ без рукавов, очень удобный для скотовода в непогоду. Его шили преимущественно из белого тонкого войлока. Кебенек был широким и длинным, полы спускались до щиколоток. К глухому вороту иногда пришивали капюшон. Надевали его поверх зимней одежды. Кебенек надежно защищал от ветра и снега. В нем отправлялись в походы. В народе говорят «одетый в кебенек еще вернется, а одетый в саван уже нет» (кебенек киген келер, кебін киген келмес). В основном верхняя одежда казахов не имела пуговиц и крючков, их заменяли широкие пояса из ткани