Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ТАДЖИКИ (самоназвание – тоджик) – этническая группа Казахстана. Таджики – среднеазиатский народ, населяли казахские земли еще во времена царской России. Согласно Всероссийской переписи населения, в 1897 г. в Казахстане проживало 987 представителей таджикского этноса. Придерживаются, как и казахи, суннитской ветви исламской религии, живут в географической среде с похожими природными условиями, тесно общаются с местными жителями. В 1970–89 гг. таджики составляли 0,1 % населения республики, согласно переписи населения 2009 г., в республике насчитывается 42,1 тыс. представителей таджикского этноса. В мае 1995 г. в Мактааральском районе Южно-Казахстанской области был открыт таджикский этнокультурный центр «Панж». В 2009 г. в г. Алматы образован таджикский этнокультурный центр республиканского значения «Авиценна». В Южно-Казахстанской обл. работают 3 таджикских, 10 смешанных школ. В городах Астана и Алматы действуют таджикские этнокультурные объединения. Численность в Казахстане – 42,1 тыс. человек, из них в Акмолинской обл. – 325, Актобинской – 122, Алматинской – 770, Атырауской – 36, Западно-Казахстанской – 71, Жамбылской – 674, Карагандинской – 1,3 тыс., Костанайской – 515, Кызылординской – 108, Мангыстауской – 87, Южно-Казахстанской – 33,5 тыс., Павлодарской – 316, Северо-Казахстанской – 774, Восточно-Казахстанской обл. – 289, г. Астана – 684, г.Алматы – 2,5 тыс. человек (2014). Таджики – коренное население Республики Таджикистан. Живут также в Узбекистане, Афганистане, России, Кыргызстане, Иране. Общая численность – 14 млн человек.

Язык. Таджикский язык относится к западно-иранской группе индоевропейской семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.

Религия. Верующие таджики – в основном мусульмане-сунниты.

История. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шанских гор и Арало-Каспийских степей. Во II в. до н. э. в Бактрию проникли юэчжи (тохары), которых некоторые исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей – кушаны создали могущественное Кушанское царство. С образованием в VI в. Тюркского каганата усилилось проникновение тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (XVIII в.) выделились 3 основные этнические области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге. С образованием государства Саманидов в IX–X вв. завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего фарси-даритаджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая литература (первые письменные памятники – IX в.). Письменно зафиксированное время появления этнонима «таджик» – XI в., фактически оно относится к более ранней эпохе. С X в. начался многовековой процесс ассимиляции таджиками восточноиранских по языку народов. Консолидация нации у таджиков не завершилась и к конце XX в., продолжаются в Таджикистане этнические процессы ассимиляции таджиками восточно-иранских по языку памирских народов и ягнобцев.С конца X в. начался многовековой процесс тюркизации таджиков – тюркские, а позже монгольские племена проникали в области оседлого таджикского населения. Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Центральной Азии, особенно с узбеками. Во 2-й половине XIX – начале XX вв. северные районы таджикской оседлости вошли (1868) в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата. В 1924 г. образована Таджикская АССР, в 1929 преобразована в Таджикскую ССР, с 1991 – Республика Таджикистан.

Культура  таджиков уходит корнями в глубокую древность. Культовые постройки и находки, свидетельствующие о процветающем культурном развитии относятся к VI–V вв. до н. э. Это художественные изделия из металла, камня, терракоты. Расцвет культурного развития приходится на период правления государства Саманидов (874–1005 н.э.), особенно время правления Исмаила Самани. В это время расцветают литература, астрономия, математика, естествознание, философия. Исмаил Самани создал в своем государстве благоприятные условия для культурного расцвета. Это время еще называют «Золотым веком таджикской цивилизации». При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Такие имена, как Ибн-Сина, Абу-Райхан Беруни, Ал-Хорезми, Рудаки, Фирдоуси сегодня известны всему миру. Фольклор таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи). Наиболее интересны сказки – волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные – дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые – гиджак, скрипка; духовые – най, кврнай, сурнай; цимбальные –  чанг; ударные – таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы. Традиционным занятием таджиков было земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир)​ районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше – просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. Для горных таджиков скотоводство играло значительную роль. У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремесла – изготовление хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремесел имели древние традиции (резьба по дереву, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков важное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины). Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин – рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши, в горных местностях – туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин – туникообразного покроя платья. Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор – платки, тюбетейки. Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепешек) и молочные продукты, в том числе топленое масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных – лепешки. Праздничное традиц. угощение у равнинных таджиков – плов, у горных – суп из баранины (шурбо). Предпочитают зеленый чай, черный – обычно в холодное время года.

 

 

В стране создана Ассоциация таджикских культурно-общественных объединений Казахстана «Сомониен». Централизуя организации, целью которых является сохранение родного языка, культуры, традиций, обычаев таджикского этноса, Ассоциация осуществляет следующие виды деятельности: оказание культурно-образовательных услуг, проведение фестивалей, смотров художественной самодеятельности, выставок. Объединение оказывает благотворительную помощь малообеспеченным семьям, женщинам, выходцам из Таджикистана и постоянно проживающим в Казахстане представителям этноса. При поддержке Министерства образования создана воскресная школа. Община активно участвует в работе Ассамблеи народа Казахстана, содействует сохранению и возрождению культуры, языка, традиций этноса. В Доме дружбы города Алматы, совместно с Ассамблеей народа Казахстана и Международной Академией  информатизации,  Ассоциация  провела  праздник  традиций  и  культуры  таджикского  народа.  Приглашенные  посетили  выставку  национальной  одежды,  кухни,  музыкальных  инструментов.  В  течение  вечера  звучала  народная  музыка,  исполнялись  песни  на  таджикском  языке,  и  затем  состоялась  таджикская  свадьба  с  показом  обрядов  и  традиций. Ежегодно общиной проводится праздник Навруз – Новый год по солнечному календарю у тюркских народов. В мероприятии участвуют молодые борцы и призеры РК, среди разных этносов, в национальной борьбе «Гуштингири». В Республике под эгидой Ассамблеи народа Казахстана учреждены восемь этнокультурных центров, объединивших этнических таджиков, проживающих в разных регионах страны.