Ассамблея народа Казахстана

10 Августа, 2020

7944

Абай – реформатор национальной культуры и ренессанса в Казахстане

Празднование 175-летия со дня рождения великого Абая отзывается в сердцах миллионов людей не только в нашей стране, но и во всем мире, делает каждого из нас сопричастным Великому Титану. К деятельности Гения, породившего новое направление не только социально-политической мысли, но и в искусстве, науке, в развитие целого общества, Абая по справедливости называют реформатором культурной, общественной, социально-политической жизни казахского народа, обобщивший многовековой ренессанс казахской культуры. Начиная от древних предков – скифско-сарматовского философа Анахарсиса (655-620 г.г до н.э.), Коркыт ата (IX век), Абу Наср аль-Фараби (X век), Жусип Баласагуни, Махмуда Кашкари (XI век), Ахмеда Югнаки (XII век), ведущих биев: Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбек Казангапов, Махамбет Утемисов.

Необычайно многогранна личность Абая, который был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем.

Социально-политические воззрения Абая Кунанбаева пронизаны безграничной любовью к своему народу, искренним желанием улучшить условия жизни простых людей. Этими идеями особенно наполнены его стихотворения «Калын елим казагым» и «Сегиз аяк». В них Абай показывает тяжелое положение простого человека, порицает нежелание правящих кругов заботиться о нуждах своего народа.

Главный этико-философский труд Абая – «Слова назидания» - представляет собой анализ современного поэту казахского общества второй половины XIX в. В нем Абай затронул проблемы, которые, по его мнению, не давали казахскому народу выйти из вековой тьмы. В то же время, «Слова назидания» полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся позади и казахи займут достойное место среди других народов.

Общественная деятельность Абая была связана с выполнением функций волостного правителя, где он выделялся беспристрастностью и справедливостью в решений дел простых людей.

Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич «Проснись, казах!».

Абай разработал новые системы мышления познания, стал мостом между культурами Востока и Запада, привнес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Его изречения: «Добрые, прогрессивные коммуникации, дружественные отношения между людьми порождают цивилизацию» актуальны сегодня как никогда.

Абай один из первых раскрыл пути культурно-духовного потенциала казахского народа, смог развеять сомнения имперско-колониальных воззрений о незыблемости байско-феодальной отсталости этносов центральной Азии, в том числе казахов. Он утверждал, что отсталость преодолима в том случае, если в первую очередь, в течение определенного исторического периода казахское общество будет руководствоваться национальными, социально-политическими мыслями, идеями, направленные на консолидацию единства и социально-культурное развитие казахского народа.

Гайни Кошекбаева,

медиатор АНК Жамбылской области

Возврат к списку