Ассамблея народа Казахстана

16 Сентября, 2015

1727

Богатая история казахской степи (3-4 дни экспедиции)

15 сентября 2015 года мобильная экспедиционная группа Павлодарской области отправилась из с.Акшиман Майского района в Баянауыл. Двухдневное путешествие проходило по самому центру Сары-Арки.

15 сентября 2015 года мобильная экспедиционная группа Павлодарской области отправилась из с.Акшиман Майского района в Баянауыл. Двухдневное путешествие проходило по самому центру Сары-Арки.

Наша машина смогла преодолеть часто встречающиеся на пути препятствия: овраги, безводные русла рек, бездорожье в степи. Но главное – у нас был опытный проводник, хорошо ориентирующийся в местности, глубоко знающий историю Баянаульского района, прекрасный рассказчик, которого можно без преувеличения назвать «Степным академиком» - Рамазан Динислямулы. Нам помогали практически все жители района. Из первых уст мы получали информацию о названии озер, гор и отдельно стоящих сопок, обо всем, чем богата степь Сары-Арка.

За полтора часа через Кызылтау мы добрались до Баянаульского района. Еще издали мы увидели высокие живописные Баянаульские горы, среди которых особо величаво возвышалась самая высокая – Акбет, высотой 1027 метров. Из всех имеющихся интерпретаций слова Баянаул, наиболее распространенная,  которой мы придерживаемся, является, что это слово монголо-тюркского происхождения, означающее «богатые, счастливые горы». Названия этих мест овеяны множеством легенд, одна из которых о Козы Корпеш и Баян сулу.

У въезда в район мы поклонились памятнику Шона бия, по инициативе и самом активном участии которого в 1826-1833 годы решался вопрос о создании Баянаульского внешнего округа. Газета «Московские ведомости» подробно описывала торжества по этому поводу: «указ зачитали на русском и казахском языках, был парад отряда казаков и солдат седьмого батальона, салют, байга и большой той».

С высоты безымянного увала наша машина нырнула вниз, к ровной глади степного озера Сабындыколя, на берегу которого и расположился поселок Баянауыл. Здесь мы посетили музей, посвященный выдающемуся ученому-геологу, первому Президенту Академии наук Казахстана К.И. Сатпаеву.

В этом же селении мы узнали много нового и интересного. Так здесь находится могила молды Камалидена, который был учителем Абая Кунанбаева. В «Акмолинских областных ведомостях» от 1889, 3 марта в заметке Садвокаса Чорманова «Мулла Камараудин Бий Жумартов» говорилось: «В сентябре минувшего года на 81-м году умер мулла Камараудин, погребен на мусульманском кладбище в одной версте от Баян-Аула. Происходил мулла из Малой Орды, род Алшин. В 19 лет ушел на учебу в Стерлитамак, где и провел последующие восемь лет. Затем постигал веру и законы Аллаха в Бухаре. В 1852 году прибыл в Акмолу и поселился в ауле полковника Турлыбая Кочекова. В 1863 году по приглашению прибыл в Омск для преподавания мусульманской грамоты в Сибирском кадетском корпусе. Омский муфтий принял у муллы Камараудин экзамен на звание имама, и с 1867 года мулла Камараудин – имам мечети в Баян-Ауле. Прославился своим благородством – помогал бедным, воодушевлял больных, мирил враждующие партии».

Далее мы направились на территорию природного национального парка (первого в нашей республике) площадью более 50 тысяч гектаров. Здесь расположены многие дома отдыха, на турбазе «Баянаул» стало традицией проведение туристического слета «Иртышский меридиан», на который приезжают команды из всего Казахстана и России. Особым великолепием сверкает озеро Жасыбай, которое было названо в честь славного батыра времен казахско-джунгарских воин. На перевале находится памятник Жасыбай батыру.

Дальше наш путь проходил через село Жанаауыл в урочище Ескельды, где жил и творил выдающийся философ, просветитель, поэт, собиратель фольклора Машхур Жусип Копеев. На месте его захоронения построен мавзолей - комплекс из желто-золотистого кирпича. К мавзолею ведут 73 ступени - столько лет прожил Машхур Жусип. Для создания архитектурного образа памятника были привлечены создатели ансамблей Абая, Шакарима, Кабанбая, Карасай батыра - известные казахстанские архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Внутри сооружения – две комнаты в каноническом мусульманском стиле - зиратхана и гурхана. Первая предназначена для молитв и бесед паломников, в гурхане установлено надгробье - сандыктас. Оно изготовлено из курдайского гранита в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. Позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией изготовил один из лучших казахстанских ювелиров Кырым Алтынбеков. На двух 14-метровых куполах мавзолея выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали шамшыраки (светильники) - тюрки издревле воскуряли дым для ублажения духов предков.

Переночевав в гостинице комплекса Машхура Жусипа, 16 сентября мы выехали в направлении с. Тендык, урочище Аккелин, где жили многие выдающиеся личности, сыгравшие большую роль в истории Казахстана. По дороге, у подножия гор рядом с Баянауылом, мы увидели памятник, который свидетельствовал о том, что здесь, на небольшой горе в 1734 году собрались предводители аргынских родов, прославленные батыры в честь победы над джунгарами и провозгласили Аблая своим ханом.

Село Тендык поразило нас своей чистой, ухоженностью, порядком, а также своим особым гостеприимством. Мы сделали здесь остановку. Встреча с учителями и учащимися. Великолепный концерт талантливой аульной молодежи и беседы аксакалов.

Из слов аксакалов мы узнали, что до революции здесь, в ауле Тендик, братья Чормановы открыли школу. В ней обучался, а потом и преподавал в 1918 году академик К.И.Сатпаев. Школа действовала почти полвека. Но, к сожалению, до настоящего времени, не сохранилась. Сейчас действует современная, хорошо оснащенная школа, в которой успешно действует музей. Мы с большим вниманием ознакомились с экспонатами, выставками музея. Очень интересный разговор завязался у нас с директором школы – знатока краевой истории. Он показал нам  насыпи, каменные плиты древнего происхождения, проводил нас на могилу за реку Ащысу на родовое кладбище Чормановых, на котором заметно выделялся мраморный, с медной решеткой памятник полковнику Мусе Чормановичу Чорманову.

Муса Чорманов родился в 1818 году. Отец нанял в учителя своему старшему сыну образованного русского человека. Муса Чорманов за два года выучился русской грамоте, остального достиг самообразованием и усердием. В возрасте 16 лет его избирают волостным правителем. С 1841 года Муса занимал должность народного заседателя Баян-Аульского окружного приказа, 11 сентября 1854 года был утвержден старшим султаном Баян-Аульского округа. С разрешения Его Императорского Величества Александра II М. Чорманов находился в Санкт-Петербурге с 1 января по 1 июля 1855 года; 8 декабря 1855 награжден золотой медалью для ношения на шее на Аннинской ленте.

Муса Чорманов в составе депутации Сибирских киргизов 26 августа 1856 года присутствовал в Москве на церемонии «священного коронования Их Императорских Величеств» Александра II и Марии Александровны. Император Александр II ознаменовал коронование многими великими милостями: прощением недоимок, смягчением наказаний, наградами и прочее. Муса Чорманов 28 августа был удостоен чином майора и награжден золотым перстнем с бриллиантом, 17 сентября 1856 года отмечен коронационной медалью. 8 мая 1863 года Муса  Чорманов произведен в подполковники, 7 марта 1869 года – в полковники.

Муса Чорманов и сын его Садвокас, выпускник Омской гимназии, немало сделали для просвещения сородичей, открыли школы для казахских детей, направляли на учебу одаренных детей в учебные заведения Средней Азии, России.

Семья Чормановых пользовалась большим авторитетом. В корреспонденции от 26 января 1890 года была заметка о первых опытах хлебопашества в Аккелинской волости: сеют с 1897 года, урожаи хорошие. Отпала необходимость поездок за хлебом в Павлодар – Чормановы устроили мукомольную мельницу.

Ак Мырза, как называли М.Чорманова, закончил свой земной путь в Омске в ночь на 26 декабря. Тело доставили на зимовку Аккелин и предали земле 1 января 1885 года. Дети Мусы заказали в Екатеринбурге мраморный памятник с железной оградой стоимостью в 400 рублей. 10 тысяч человек съехались на поминальный ас в урочище Чурчут-Корган с 18 по 23 июня 1885 года. Для прибывших установили 100 юрт. На угощение забили 200 лошадей и 300 баранов, приготовили 20 тысяч ведер кумыса. В байге на 40 верст участвовали 125 лошадей-бегунцов. И еще один след рода Чормановых. 13 марта 1894 года в газете появился некролог: «Мулла Али – Аскар Абдулкасимов сообщил, что зимою умерла Нурудин Ханым Садвокасова Чорманова, дочь султана полковника Чингиза Валиханова. Покойная помогала бедным, сиротам и вдовам…».

Продолжая путь, мы узнали огромное количество исторических фактов, имен батыров, политических деятелей, просветителей, знатоков Степи, которые были забыты в советское время, но их дела заслуживают несомненную признательность потомков. Одно из таких личностей - Бухар-жырау Калкаманулы (1693-1787). Это поэт эпического жанра, крупнейший общественный деятель времен ханов Тауке, Болата, Абильмамбета и Абылая. Это имя подвергалось умолчанию, либо ему давали непростительную обобщенно-осуждающую характеристику в угоду идеологическим стереотипам, называя не иначе как «феодальным певцом, а конкретнее, придворным поэтом хана Абылая…».

Жизнь и творчество Бухар-жырау тесно связаны с Сарыаркой. Бухар-жырау вырос в живописном местечке Суйхар-Ния, нынешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Как установил главный исследователь его жизни и творчества, ученый-фольклорист, собиратель произведений жырау Машхур Жусуп Копеев, Бухар происходил из рода аргын Среднего жуза, а его предки относились к знатным старшинам и родоначальникам. Отец Бухара Калкаман являлся храбрым и мужественным батыром казахского тайпа аргын, рода – каржас. С детства Бухар был глухонемым. Но однажды, семилетнего мальчика, в отсутствие родителей, уехавших на похороны, подхватил смерч. Завитый неведомо откуда налетевшим ветром, мальчик запел, причем песня его лилась безостановочно. Когда ветер стих, глухонемой не только стал слышать, но и заговорил, причем стихами. Конечно, этот ранний период жизни поэта окрашен легендарным ореолом, но он убеждает и в том, что в повседневной жизни Бухар говорил поэтическим слогом. Становясь популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», иначе певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также её творений. Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной – творением всесильной природы». Являясь представителем виднейших исторических личностей времен Абылая, чьё творческое наследие сохранилось благодаря письменным шежире: «Старейшина Бухар-жырау из рода Каржас был сыном Калкаман батыра. Знавшие его люди называли его «священное горло».

Ораторское искусство высоко ценилось и почиталось среди кочевников-казахов. Бухар-жырау знал цену меткому слову, а потому утверждал:

Кочевья караван вести не сложно –

Сама в пути вода вам попадется.

Отряд в набег вести не сложно –

Добыча верная всегда найдется.

Один лишь тяжек труд

под звездным сводом-

Трудно речь начать перед народом.

Время жизни Бухар-жырау совпали с наиболее важными военными вехами Казахского ханства, когда решался вопрос жизни или смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар-жырау. Благодаря Бухар-жырау, участнику главных событий в местности Итишпес Алакуль (Анракай 1730), мы знаем подробности поединка двадцатилетнего Сабалака (псевдоним Абылая) в рукопашной схватке с ойратским нойоном Шарышем. Победив своего грозного соперника, Абылай затмил тогда остальных выдающихся воинов своей храбростью и прославил себя навеки.

Советник и глашатай идей Абылай хана Бухар жырау стал идеологическим советником хана в решении того или иного вопроса в конкретной обстановке. Его образ в казахском шежире - это образ справедливого прорицателя, активного поборника единения казахского народа, наконец, человека, воплощавшего в себе лучшие черты той далекой эпохи.

На границе Карагандинской и Павлодарской области находится мавзолей Бухар жырау, имя которого чтят и помнят его современные потомки.

С.Н. Мамытова, председатель НЭГ,

Павлодарская область

Отдел по медиа обеспечению

КГУ «Қоғамдық келісім»

аппарата акима Павлодарской области

Возврат к списку