Ассамблея народа Казахстана

20 Апреля, 2020

1121

Дмитрий Мацюк: XXI век – эпоха переосмысления ценностей

О пользе и выгоде ценности, ее противоречивом характере, способную одновременно разрушать и созидать, о политике межнационального согласия размышляет член научно-экспертной группы АНК Актюбинской области, кандидат философских наук, старший преподаватель актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова Дмитрий Мацюк.

Человек в своей каждодневной общественной практике руководствуется определенными установками, правилами и принципами. И если данные компоненты способны приносить ему определенную пользу и выгоду (как материальную, так и духовную), то они превращаются в ценности. Однако ценности носят противоречивый характер: с одной стороны, они способны направлять вектор общественного развития в положительное русло (к примеру, ценность патриотизма, диалога, политического согласия), с другой – вносить негативные коррективы (финансовое обогащение за счет обеднения других, политическое доминирование в разрез культурным ценностям других народов и др.). Поэтому ценности носят разнородный характер. Тем не менее, без их наличия общественное развитие носило бы характер хаоса.

Почему же проблема социальных ценностей так важна в наступившем XXI веке? Вопрос достаточно сложный и найти однозначный ответ на него нелегко. Дело в том, что XXI век ознаменовал новую эпоху – эпоху переосмысления ценностей, когда национальные ценности под воздействием глобализационных процессов начинают размываться, а порой и исчезать. Данное положение вещей связано со следующим комплексом обстоятельств:

Первое. Обладание ядерным оружием и внушительным научно-техническим потенциалом позволяет некоторым передовым странам быть центральным игроком международных отношений, в связи с чем, ценности англо-саксонского мира позиционируют себя как «единственно верные» (ценности западной демократии, ценности американского превосходства, ценности финансового господства над всем миром и т.д.);

Второе. Подобная логика пытается проникать в культуру менее сильных стран, что приводит к конфликту западных ценностей с восточными (например, западный индивидуализм и восточный коллективизм, западная неуправляемая свобода и восточные ограничения, западная модель модернизации и восточная самобытность и т.д.).

Однако, невзирая на это существуют, на наш взгляд, такие ценности, которые пройдя длительное историческое время, не потеряли свою актуальность и значимость в наши дни. Условно их можно назвать вечными ценностями.

В XXI веке, с его углубившейся конфликтогенностью, к таковым можно отнести – мирное сосуществование, практика ненасильственной коммуникации, толерантность, межконфессиональное взаимодействие и так далее. Все вышеперечисленное и составляет ценность межнационального согласия. Вместе с тем важно уточнить смысловое содержание данного термина. Таким образом, межнациональное согласие несет собой позитивную энергию в развитии общества.

Говоря о важности межнационального согласия, необходимо будет вспомнить печальные события Югославии конца ХХ века, когда неумение властей решать межэтнические проблемы привело к таким кровавым явлениям, как этнические чистки, братоубийственная война, стихийная миграция беженцев и как результат – распад самого государства. «Масло в огонь» подлили также иностранные силы, не желая видеть в Югославии сильное государство.

Если сравнить Югославию с Казахстаном, то можно найти много общего (долгое пребывание в составе соцлагеря, многонациональный и поликонфессиональный состав населения). Однако Казахстан, с нашей точки зрения, спасло то, что он не был федерацией: в нем отсутствовали крупные национально-государственные автономии, хотя доля казахского населения к середине 60-х годов резко уменьшилась.

К тому же, наша географическая близость с Китаем и Россией снижала риск подрывной деятельности их спецслужб по дестабилизации межэтнической обстановки в республике, чтобы ей не стать «горячей точкой» у их границ. Это был перечень внешних причин.

К внутренним причинам недопущения межнациональных конфликтов в республике начала 90-х годов можно отнести взаимную толерантность казахского населения к неказахскому, стремление властей решать проблемы конституционным путем, а также их умение принимать правильные решения по тем или иным вопросам (например, недопущение перерастания волнений карагандинских шахтеров 1989 г. в межнациональные погромы и так далее).

Более того, за годы независимости у нас сложились вполне конкретные методы решения межнациональных вопросов цивилизованным путем (организация столов переговоров, политических консультаций, делегирование депутатов в Парламент, судебные и внесудебные способы урегулирования споров).

В то же время нужно понимать, что как бы человечество не шагнуло в продвижении идей межнационального согласия, противоречия между народами есть, были и будут, пока каждый из них живет полноценной национальной жизнью.

Ценность межнационального согласия является приоритетной в деятельности Ассамблеи народа Казахстана. Однако данная ценность не должна ограничиваться лишь территорией нашей республики в силу следующих важных обстоятельств:

1. В новом тысячелетии межгосударственные контакты перестали носить сугубо экономический характер, поскольку в решении крупных межгосударственных вопросов важную роль стало играть заключение политических и даже межрелигиозных соглашений (к примеру, для снижения уровня гражданских трений в Украине Русская и Украинская православные церкви договорились о проведении Крестного хода);

2. Сохранение межкультурного диалога в рамках одной страны еще не гарантирует ей процесс длительного сохранения внутриполитической стабильности при одновременном соседстве неблагополучных регионов (например, Украины, Сирии, Афганистана, Йемена и др.);

3. Исходя из этого так называемые «благополучные страны» должны переносить собственный опыт выстраивания позитивных межнациональных отношений на своих «неблагоприятных соседей». К примеру, Казахстан сумел реализовать собственный миротворческий опыт в механизм работы ОБСЕ в период своего председательства в 2010 году, российские вооруженные силы с 2015 года осуществляют координацию процесса налаживания межсирийского диалога на Ближнем Востоке.

4. Межнациональный диалог является важным критерием интеграции ранее разрозненных общественных групп, а также способствует формированию новой гражданской идентичности (на примере казахстанского народа) как формы согласованности в представлениях об общих целях развития, основных ценностях и жизненных устремлениях, заинтересованности в целостности государства и межнациональном согласии. Данные условия поучительны многим странам, так как они позволили сконструировать гражданский мир и согласие в Казахстане как «осознанную позицию граждан страны, понимание необходимости толерантного, уважительного отношения к культуре, языку и традициям этнических групп».

5. Расширение границ межнационального диалога позволяет выстроить заслон таким страшным явлениям современности, как религиозный радикализм и этническая нетерпимость. Как показывает практика последних 15 лет, западные страны под прикрытием борьбы с данными явлениями осуществляют свои корыстные планы по дестабилизации системы безопасности на Ближнем Востоке и Центральной Азии. И как результат, за 2003-2014 годы в войнах и конфликтах погибло более 615 тысяч человек.

Важно понимать, что достигнуть стопроцентного межнационального согласия невозможно, поскольку сам социальный конфликт изначально вплетен в ткань общественных процессов, и поэтому не может рассматриваться как чуждый ей элемент. В этой связи межнациональное согласие можно лишь приблизить, тем самым снизив угрозу возникновения межнациональных конфликтов.

В то же время ни одно государство не застраховано от возникновения тех или иных межнациональных трений. Касаемо нашей республики важно отметить, что, еще в период хрущевского, брежневского и горбачевского правлений, была опасность превращения Казахстана в зону межнациональных конфликтов (события в Темиртау 1959 г., Целинограде 1979 г., Новом Узене 1989 г. и др.).

Однако подобного рода конфликты явились следствием непродуманной политики советской номенклатуры на местах, но ни коем образом не агрессивным настроем представителей разных национальностей. Вместе с тем, даже запоздалые решения Москвы тех времен способствовали недопущению межнациональной вражды.

Ценность межнационального диалога как никогда важна для современного Казахстана, поскольку она созвучна с гуманистической моделью взаимоотношений этносов на основе принципов доверия, равенства, исключающей конфликтные ситуации между представителями различных национальностей. Отечественные политики осознали важность того, что от состояния межнациональных отношений в стране напрямую будет зависеть также состояние отечественной экономики, политического процесса, а также культурных взаимосвязей граждан.

Поэтому достижение и поддержание межкультурного согласия являются главным внутриполитическим приоритетом нашего государства. Исходя из этого, вполне логичным будет констатировать, что политика межнационального согласия есть политическая реальность в жизни современного Казахстана, заключающая в себе особую модель общественного взаимодействия представителей различных национальностей в процессе совместной деятельности при опоре на национальные и общечеловеческие ценности.

Данная политика направлена не только на недопущение различных межэтнических конфликтов, но и на активизацию сил гражданского общества по достижению общих целей (улучшение экономических показателей страны, усовершенствование системы защиты прав человека, гуманизация уголовной системы, развитие этнокультурных центров и т.д.). Немаловажным также видится популяризация данных идей среди подрастающего поколения посредством активизации интернационального характера воспитания и обучения.

Создание и деятельность Ассамблеи народа Казахстана является одним из важных критериев демократизации общественной жизни страны в рамках консолидации ее широких слоев населения. Зародившись как консультативно-совещательный орган при Президенте, Ассамблея за 25 лет существования сумела трансформироваться из простого наблюдателя в активного участника отечественного политического процесса, делегирую в Парламент своих представителей (депутатов).

Если на первых порах Ассамблея ограничивалась лишь культурно-творческой деятельностью (создание этно-культурных объединений, их просветительская деятельность), то в дальнейшем круг ее компетенций стал затрагивать вопросы выработки рекомендаций в рамках государственной этнополитики, создания научно-экспертных сообществ по изучению состояния межнациональных взаимоотношений, внесения предложений в законопроекты, что в целом, стало импульсом противодействия угрозам религиозного экстремизма и ксенофобии.

Особая миссия Ассамблеи народа Казахстана состоит, безусловно, и в возрождении и развитии культур этносов республики. Однако это не означает, что национальные культуры имеют изолированный характер своего развития.

Более того, стало доброй традицией совместное чествование таких праздников, как Наурыз мейрамы, фестивалей корейской, немецкой культур, татаро-башкирский сабантуй, проводятся на республиканском уровне форумы – праздники дунган, курдов и других этносов. Проведены всемирный фестиваль уйгурской молодежи, республиканский фестиваль немецкого детского творчества, «книга народной памяти» рассказала о жизни турков Казахстана.

На уровне Ассамблеи стал подыматься вопрос о закреплении на государственном уровне особого праздника народа Казахстана как символа дружбы и братства. Именно поэтому по инициативе Ассамблеи с 1996 года в нашей стране 1 мая стали отмечать как праздник единства народа Казахстана. Таким образом, благодаря данному спектру культурных мероприятий, жизнь казахстанского народа стала приобретать мультикультурный характер.

Деятельность Ассамблеи также способствовала обогащению лексикона казахстанцев такими новыми понятиями, как «казахстанский народ», «казахстанская идентичность», «казахстанский патриотизм», которые стали ключевыми ценностями нового Казахстана.

Поэтому позитивная роль Ассамблеи народа Казахстана на лицо. Недаром, экс-генеральный секретарь Организации объединенных наций Кофи Аннан однажды назвал Ассамблею народа Казахстана моделью мира, «ООН в миниатюре». Только двигаясь в подобном направлении, наше общество не только сумеет оградить себя от угроз современной глобализации, но и продемонстрировать всему миру подлинный образец межнациональной дружбы и поликонфессионального диалога, а девиз: «Многонациональность – не недостаток, а преимущество общества» станет визитной карточкой Казахстана на долгие годы.

Таким образом, ценность межнационального согласия - элемент культуры, включающий в себя систему норм, правил и принципов по выстраиванию особой модели социального развития, в рамках которой представители различных национальностей чувствуют себя частью одной многонациональной семьи по принципу: «Большая страна – большая семья», указанного в 100 конкретных шагах Елбасы Н. Назарбаева.

Достижение подобного рода взаимодействия немыслимо без опоры на такие явления, как любовь, дружба, толерантность, гуманизм, ответственность, диалог. В то же время важно понимать, что само по себе межнациональное согласие не придет. Оно есть результат больших усилий политиков, экспертов, правоохранительных органов, а также самих граждан. В XXI веке реализация данных усилий стала иметь стратегическое значение, поскольку, невзирая на развитие теорий налаживания общественного диалога, количество региональных и международных конфликтов продолжает расти.

Более того, только приоритет идей мира и общественного согласия способны стать серьезной преградой перед лицом таких антиценностей, как религиозный радикализм, политический терроризм, ксенофобия и национализм.

Рауан Ескали

Возврат к списку