Ассамблея народа Казахстана

30 Апреля, 2020

1659

Еркин Абиль: Кризисы преодолеются. Единство народа, прошедшее проверку временем, лишь укрепится

Сегодня мы оказались перед фактом глобальной дестабилизации, сомнений в политике мультикультурализма и толерантности, роста взаимной нетерпимости и усиления агрессивности в международной политике, усиленного экономического спада и кризисом доверия в результате пандемии коронавируса.

Мы были свидетелями вспышек ксенофобии и расизма, во вроде бы благополучной в этом отношении, Европе. Ряд экспертов утверждают, что динамика роста числа зараженных прямо связана с политикой либерализма и открытости границ, призывая ужесточить миграционное законодательство. Ведущая оппозиционная партия Кореи проводила демонстрации под лозунгом: «Выгнать из страны китайских туристов и студентов». «Я очень надеюсь, что в 2020 не повторится ситуация с атипичной пневмонией 2003 года. И я сейчас говорю не о вспышке вируса, а о вспышке расизма», - заявил директор клиники в Торонто Авви Го.

В Одессе в одном из отелей на стойке регистрации вывесили объявление о том, что «проживание в отеле гостям из Китая запрещено». В России всерьез предлагают включить в проект «Основ государственной культурной политики» тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности.

Некоторые «горячие головы» как на Западе, так и на постсоветском пространстве забывают, что современный мир – словами Роберта Стивенсона - стеклянный дом, где каждый камень в соседа может отозваться звоном собственных разбитых стен.

В этих условиях особо вырастает роль диалоговых площадок, дающих возможность открыто и профессионально обсуждать глобальные проблемы современности, включая проблемы диалога культур, цивилизаций, религий и растущую волну негативного отношения к принципам толерантности.

Как социально-этический принцип толерантность нигде и никогда не утверждалась в качестве абсолюта. Всегда и везде, когда речь идет о толерантности, предполагается, что она имеет строгое ограничение: общество должно быть интолерантным к разного рода формам социальной деструкции. Толерантность распространяется до тех пределов, дальше которых возникает угроза общественному порядку, который гарантирует действенность самого этого принципа.

Разрешите остановиться на такой проблеме, как толерантность в межэтнической сфере. Известно, что межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историче­скими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. В связи с этим, возникает потребность сформулировать основные принципы, на которых, по нашему мнению, должна основываться модель межэтнического согласия в Казахстане.

1 принцип. Отказ от политизации истории, привлечения исторических исследований для решения современных политических проблем.

Любое непродуманное (тем более, осознанное) применение исторической науки для реализации чьих-бы то ни было политических амбиций – бесперспективно и недальновидно. При желании в историческом прошлом всегда можно найти подходящий сюжет для обоснования тех или иных претензий и амбиций. Именно поэтому следует четко отделять историю и современность. Никакие события в прошлом не могут быть использованы для принятия политических решений в настоящем. У каждого этноса есть в истории трагические страницы, однако восстанавливать «историческую справедливость» за счет потомков «обидчиков» - путь который ведет только к обострению и воспроизводству существующих конфликтов.

2 принцип. Признание ценности этнического и культурного разнообразия для дальнейшего развития Казахстана.

Любое единообразие, однородность ведут к застою и значительному сужению возможностей для развития. Как разнообразие форм собственности и экономических укладов создают условия для развития экономики страны, так и культурное разнообразие создает условия для развития культуры. Культурный изоляционизм также вреден, как и экономический. Сохранение и возрождение традиций – безусловное благо, но следует учитывать, что сами эти традиции еще 100-150 лет назад были инновациями, поэтому абсолютизировать их нельзя.

Казахстан имеет богатый ресурс для развития культуры через взаимодействие и взаимообогащение этнических культур, поэтому для будущего Казахстана интеграция этнических культур более приемлемая форма межэтнических отношений, чем ассимиляция.

3 принцип. Признание права за всеми этническими группами на реализацию специфических культурных, социальных и политических потребностей.

Следует признать, что каждая этническая группа в Казахстане, кроме самих казахов, существует фактически в двух параллельно существующих системах – как часть «материнского» этноса и как часть казахстанского общества. Соответственно, кроме общенациональных казахстанских ценностей и потребностей, к которым Н.Назарбаев отнес единство, целостность и независимость Казахстана, как ценности, которые не носят конкурентного или конфликтного характера для представителя любой этнической общности, у каждой из этих общностей есть и специфические культурные, социальные и политические потребности.

В их числе – сохранение этнической идентичности, языка, культуры, чувства сопричастности с основной массой «материнского» этноса и страной, в которой этот этнос является государствообразующим, а также возможность реализовать свой творческий потенциал во всех сферах общественной жизни, включая принятие политических решений.

Реализация данного принципа должна учитывать два немаловажных момента. Во-первых, потребности этнических групп могут реализовываться в той степени, в которой они не противоречат общенациональным ценностям и потребностям.

Во-вторых, единственным легитимным гарантом защиты этих прав может быть только Республика Казахстан и ее Конституция, никакие третьи страны не могут брать на себя функции защиты прав наших граждан.

У Республики Казахстан есть все механизмы для реализации данной функции. Во-первых, это сильная система государственной власти. Во-вторых, это Ассамблея народа Казахстана - уникальный институт по гармонизации межэтнических отношений в Республике Казахстан.

Это не только новый инструмент общественного диалога, многогранная платформа, объединяющая казахстанское экспертное сообщество, истеблишмент и представителей этнических групп для разработки рекомендаций по глобальным вызовам современности.

Это реально действующий институт формирования общенационального единства, что показал текущий экономический и эпидемиологический кризис. Так, в условиях распространения коронавирусной инфекции и режима ЧП Ассамблея народа Казахстана приняла активное участие в акции «Біз біргеміз!», оказана помощь почти 300 тысяч человек на сумму более 276 млн. тенге. Кроме этого, проводится огромная работа, направленная на укрепление гражданского мира и согласия, поддержку малоимущих, мобилизацию населения на обеспечение карантинных мероприятий и выполнение требований режима чрезвычайного положения.

В конечном итоге, кризисы будут преодолены, но единство народа, сцементированное общей исторической судьбой, прошедшее проверку временем, лишь укрепится. И залогом к этому является деятельность АНК, основанная на принципах межэтнического согласия и толерантности.

Еркин Абиль,

председатель СОС АНК

Костанайской области

Возврат к списку