Ассамблея народа Казахстана

20 Декабря, 2020

669

Евгения Шульц: «Шабыт» вдохновляет

Каждый из нас стремится к становлению на нашей земле мира, согласия и взаимопонимания. И делает это каждый по-своему, в меру своего восприятия окружающих его обстоятельств. У нас, художников, свои средства. Мы воспеваем красоту родного края, знакомим подрастающее поколение с традициями и обычаями нашего народа, приобщаем молодежь к творчеству различных этносов Казахстана.

Кладезь творческих идей и художественных задумок мы получили, изучив культурно-просветительский проект Ассамблеи народа Казахстана «Qazaqtanu». Направления работы по ознакомлению с традициями казахского народа, народными промыслами и историей родного края – огромный простор для творчества.

Этот год был для меня очень плодотворен. Единственной из представителей творческого мира мне была вручена медаль от Главы нашего государства К. Токаева в честь юбилея Ассамблеи народа Казахстана. В сентябре этого года я представлена к медали в честь 25-летия этнокультурного объединения «Вайнах». Работа продолжается - день за днем, творенье за твореньем.

Частенько обыватели удивляются работоспособности художников: вот, мол, неутомимый, творит и творит! Тут логика простая – человек, которому Бог дал дар, абсолютно бесплатно получил высшее предназначение. Он обязан нести в мир то самое восхитительное и неизведанное – ощущение чуда.

К посещению Центра народного творчества Дома дружбы первыми приобщились председатели этнокультурных объединений. Общаясь со многими из них на протяжении 30 лет, я часто задавала себе вопрос – что движет этими замечательными людьми, отвечающих за бесконфликтность и взаимопонимание на нашей земле? Что заставляет их работать в полную силу, не жалея своего личного времени? За ответом я обратилась к председателю польского этнокультурного объединения «Polonia» Виталию Хмелевскому.

- Когда меня об этом спрашивают, я сразу вспоминаю слова нашего Елбасы, председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Искусство жить вместе в мире и согласии — это наш самый ценный опыт, и его надо всегда беречь. Уверен: чем больше стран будет использовать наш уникальный опыт межэтнического согласия, тем безопаснее станет мир». Вот эти мудрые слова и есть руководство к действию.

Первым нашим проектом было создание художественной галереи Дома дружбы «Шабыт», где смогут организовывать свои мероприятия представители этнокультурных объединений области. Экспозицией, которая состояла из декоративно-прикладного творчества представителей этнокультурных объединений и картин молодых художников города Караганды на протяжении долгого времени любовались гости и жители нашего города.

(Шабыт. открытие)

После триумфального открытия арт-галереи «Шабыт» председатели этнокультурных объединений подали идею создания экспозиции «Земля моя – любовь моя!», в которой каждый этнос может воспеть красоту своего родного края при помощи красок и кисти. До нас никто такого проекта не инициировал, мы были первыми. Руководством Дома дружбы были закуплены холсты, рамы, масляные краски. Каждый из представителей этнокультурных объединений подошел к обучению живописи по-своему.

Председатель греческого этнокультурного объединения «Понтос» Деспина Касапиди начала писать по карандашному наброску, работала по пять часов в день. Ее картина «Санторини» стала первой ласточкой проекта.

В подробных объяснениях есть большой минус – ученик со временем начинает копировать учителя. Поэтому к обучению председателя «Ассоциации корейцев Казахстана» Карагандинской области Лилии Ким применила другой методический прием - прямо на ее холсте показывала мазок и просила продолжить по-своему. Получилась чудесная работа, отражающая национальный корейский колорит под названием «Дыхание лотоса».

По манере письма очень легко определить характер художника. Пани Зеновия Красивская, председатель украинского товарищества «Рiдне слово» увлеченно, щедро, от всей души, наносила широкие мазки краски, изображая ярко-желтый подсолнух на переднем плане картины и сопровождая творческий процесс пением украинских песен. Чуть позже Зеновия Ярославна приобщила к Центру народного творчества и активистов этнокультурного объединения и свою семью.


Пани Ивона Точек, преподаватель польского языка – наоборот, тщательно и аккуратно выписывала каждую деталь польского цветочного орнамента, создав удивительную по своей нежности и прозрачности работу «Рассвет над Вислой».


А вот на мастер-класс немецкого культурного общества «Wiedergeburt» мне пришлось однажды ехать в другое здание, где проводился семинар для 80 человек со всех областей. Творческая группа создавала коллажи с различными сюжетами, и в конце дня мы получили результат – 15 замечательных картин.


Начинающие художники признаются, что получили неповторимые эмоции, а это – основная составляющая простого человеческого счастья. Мы стараемся подбирать такую программу занятий, чтобы посетители получали удовольствие от процесса созидания. Так мы увлеклись текстильным дизайном и сделали напольные вазы в этническом стиле.


Самые заинтересованные участники мастер-классов – дети. Иногда приходилось давать занятие на 30 человек – и ничего, помещались за тремя большими столами.


Чаще всего я вспоминаю выездной мастер-класс в рамках проекта оказания спонсорской помощи детским домам, организованный председателем ЭКО «Вайнах» Увайсом Джанаевым. Мероприятие вызвало взрыв эмоций у нас, взрослых – это было и сострадание к сиротам, и любование их творческой одаренностью.


Несмотря на разнообразие техник, которым обучаются посетители Центра народного творчества, основным нашим направлением является работа с войлоком.

Все мы знаем, что войлок для казахстанцев имеет почти священное значение. Я рассказываю ученикам, как в тяжелые времена сталинских репрессий, войлок помог выжить не одному этносу, волею судьбы оказавшемуся на нашей земле. Спасая переселенцев своей заботой – отдавая кошму, какую-то одежду и обувь, делясь последней лепешкой, забирая сирот в свои семьи, простые казахи проявляли свойство души степняков, которому на всех языках мира есть только одно название – милосердие.

По старинному казахскому поверью, к процессу валяния надо подходить всегда в хорошем настроении и с чистыми помыслами. Изделие из шерсти впитывает тепло добрых, умелых рук мастеров и передает его другим людям.


Однажды, перед отъездом в Польшу, на мастер-класс по войлоковалянию пришли более 20 человек молодежного крыла этнокультурного объединения «Полония».

За три занятия создали «теплые» подарки с мотивом цветущего мака. Очаровательных войлочных сувенирчиков хватило всем нашим польским друзьям. Неподдельно был рад такому подарку и Маршал Сената Республики Польша – Станислав Карчевский. Ведь мак - это не только символ казахской степи, но и любимый цветок польского народа.


В начале января 2019 Министерством юстиции РК года мне был выдан сертификат о защите авторского права за исследовательскую работу «Старинный народный промысел войлоковаляния как современное искусство». Позже я получила еще два авторских сертификата – на цикл картин в технике художественного войлока «Гимн Великой степи» и на войлочные сумки авторского дизайна в технике felt-decor.

Среди карагандинских художников есть исследовательские наработки, и довольно интересные, но не по художественному войлоку. Это слабо освещенная тема. История войлока еще несколько лет назад показалась мне очень трогательной, поэтому я посчитала необходимым поддержать возрождение удивительного войлочного искусства, которое приобретает все большую популярность в нашей стране.

Создать произведение искусства из войлока непросто. Знаменитую картину «Подснежник» для участия в республиканской выставке «Қазақ халқының жан жылуы» в городе Нур-Султан, посвященной Дню благодарности казахскому народу, мы только выкладывали несколько суток.

Готовая работа получилась 165х135, красоты невероятной. Единственный недостаток – картина ни в одну машину не помещается, специально для нее бус-спринтер заказываю, как для VIP-персоны.


Когда мои ученицы сомневаются в своих силах, я им напоминаю слова великого казахского общественного деятеля, поэта, философа и просветителя Абая Кунанбаева: «Худший человек из числа людей – это человек без стремлений».

Нет людей, неспособных к творчеству. Есть люди незаинтересованные и безвольные.

Так, «от интереса», родилась прекрасная команда рукодельниц белорусского этнокультурного объединения «Суайчыннiкi», возглавляемая Зинаидой Асадчей. Чтобы обучение приносило пользу, мы разработали проект по созданию дизайнерской коллекции войлочной одежды под названием «Зимняя сказка». Возрастных ограничений у нас нет, самой старательной ученице Нине Алексеевне Мисоченко исполнилось в этом году 85 лет.



Как и большинство моих коллег, я рассылаю свои работы по всему миру, иногда появляется возможность отвести самостоятельно.


Необычной была реакция американцев на художественный войлок во время моей поездки в Америку прошлой осенью. Они с удивлением разглядывали полотно, не понимая, почему шерсть не опадает. Я отвезла в подарок друзьям из Штатов две большие картины, вручив их со словами: «Журавли и солнце – символы весны, мира и процветания. Я желаю этого и вашей, и нашей стране».

В Союз дизайнеров Казахстана меня приняли как специалиста, работающего в направлении этнодизайна.

Этника – это обращение к современникам, передаваемое из поколения в поколение и не утратившее своей значимости. В каждом завитке орнамента хранится мудрость и душа народа. Любое изделие несет в себе свой смысл и особенную практичность. Возрождение этнических мотивов – это уважение к человеческому достоинству твоего народа, его культурным и историческим ценностям.

Мы, художники, обучаем не просто ремеслу или какому-то виду искусства. Мы передаем подрастающему поколению национальное достояние, бережно пронесенное другими мастерами через века. И наше призвание именно в этом. Сияющие глаза зрителя – самая большая благодарность для нас. Наверное, это настоящая награда, когда говорят: «Дай Бог здоровья твоим рукам!» «Қолың дерт көрмесін!

Республиканские и международные выставки, награды – и честь, и радость. Но каждый раз хочется эксклюзива. Сейчас я увлечена изучением самого древнего вида народного творчества – резьбой по кости.


Это одно из самых популярных ремесел казахского народа наряду с войлоковалянием, резьбой по дереву, гончарным ремеслом, гравировкой по коже. Но здесь свои сложности. Очень дорог инструмент, кость-заготовка несколько часов вываривается во всяких химикатах, запах по квартире специфический, да и во время сверления кость отнюдь не пахнет французскими духами. Но я все-таки осваиваю это непростое ремесло, которое во все времена считалось элитным. Думаю, любой человек может осуществить любое свое желание, ведь самый позитивный жизненный принцип – дорогу осилит идущий.



Евгения Шульц,

художник, дизайнер,

руководитель центра народного творчества «Шабыт»

при Доме дружбы Караганды

Возврат к списку