
26 Августа, 2020
1603
Конституция – основа для трансформации государства и общества
Член научно-экспертной группы ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области, старший преподаватель кафедры общеюридических дисциплин Карагандинской академии Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, магистр юридических наук, подполковник полиции Оксана Ладыгина рассуждает накануне 25-летия Конституции страны об основных положениях, мировом опыте и собственной отечественной модели основного закона.
Республика Казахстан в Конституции 1995 года провозгласила приверженность идеалам демократии, свободы человека, высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, переход к гражданскому обществу, признание приоритета общечеловеческих ценностей, утверждение политического плюрализма и идеологического многообразия, принципа разделения властей, построение правового государства, признание приоритета общепризнанных принципов и норм международного права.
Во многом восприняв общие черты современного конституционного права, прогрессивные идеи и концепции мирового конституционализма, Казахстан пошел по пути создания собственной конституционной модели, учитывающей как международный опыт, так и национальную специфику, особенности исторического развития.
За последние годы наша страна сделала заметный шаг в направлении демократии и политического плюрализма развития своей государственности. Постоянным фактором правовой жизни в Казахстане является парламентаризм, заложены основы многопартийности, проводится конституционно-правовое реформирование.
Поскольку общество находится в состоянии непрерывного движения, то поиск оптимальной модели правового регулирования соответствующей группы общественных отношений необходимо осуществлять в единстве с интересами правового государства, его управляющего воздействия.
Конституционализм предполагает достаточно высокую степень закрепления основных идей о правах человека, принципов организации и деятельности институтов гражданского общества и государства, его органов в конституционно-правовых нормах, эффективное регулирование ими общественных отношений с участием человека, общества и государства .
Становление гражданского общества неразрывно связано с выполнением ряда задач, одной из которых является осуществление демократических преобразований публичной власти, в немалой степени связанной с укреплением конституционно-правовых основ принципа политического плюрализма, повышением роли партий в жизни государства, развитием политического многообразия как основы конституционного строя. Приоритет в государственном управлении должен быть отдан именно содействию в формировании гражданского общества, а не в административном создании его институтов, удобных власти . Чем свободнее и интенсивнее будет развиваться человек, индивиды, народ конкретного государства, тем быстрее его развитие будет переходить в саморазвитие и формирование институтов гражданского общества.
Тенденция демократизации общества и необходимость совершенствования государственного устройства требует пересмотра некоторых норм не только текущего законодательства, но и норм действующей конституции государства. Необходимость конституционной модернизации можно объяснить тем, что в государствах, недавно вставших на путь Независимости, происходит активная тенденция преобразования государственного устройства с учетом развития конституционализма во всех его составляющих. В любой стране ключевым для конституционализма является обеспечение незыблемости Конституции, в первую очередь — соблюдение баланса между конституцией юридической и конституцией фактической. Главная задача государственной власти — отслеживать соответствия норм Основного Закона реальной действительности, с учетом эволюции общества и деятельности государственных структур. Здесь важным направлением деятельности властных структур является отслеживание адекватности положений и норм Конституции запросам реальной действительности.
Как отметил доктор юридических наук профессор В. Малиновский, «добиться стопроцентного соответствия невозможно, поскольку жизнь всегда богаче правовой конструкции. А вот за принципиальный дисбаланс — когда Конституция и действительность существуют как бы в разных плоскостях, срезах действительности — приходится платить одну цену — общественный хаос» .
В 2017 г. в специальном обращении народу Казахстана Первый Президент государства отметил необходимость перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, которая способствовала бы политической модернизации современного Казахстана. В рамках данного обращения был разработан проект изменений и дополнений в Основной закон, в обсуждении которого активно приняли участие граждане, общественные организации, ученые-правоведы Казахстана. 10 марта 2017 г. стал еще одним важным этапом в истории конституционного развития Казахстана. В этот день был принят закон о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию. В Законе были предусмотрены 26 поправок в 19 статей Конституции. Так, большой блок поправок затрагивает вопросы перераспределения властных полномочий Президента, Парламента и Правительства, которые были предусмотрены в соответствии с Планом Нации Елбасы «100 конкретных шагов». Несомненно, верным шагом стало сохранение компетенции Президента по вопросам обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы ветвей государственной власти и их взаимодействия и полная передача законодательной функции Парламенту Республики Казахстан, которая конкретно определила статус Парламента как законодательного органа.
По содержанию изменения и дополнения в Основной Закон 2017 года были осуществлены по следующим направлениям:
- перераспределение властных полномочий Президента, Парламента и Правительства;
- закрепление и защита конституционных прав человека и гражданина;
- защита основ конституционного строя и соблюдение норм Конституции.
В целом поправки в Конституцию призваны стимулировать глобальные изменения в политической системе, укрепить связи государства и институтов гражданского общества, поднять уровень функционирования законодательной власти. В рамках данной модели в ходе конституционной реформы была осуществлена демократизация системы властных отношений, конкретизировавших роль и полномочия органов государственной власти.
Кроме того, в Республике Казахстан как внутренняя так и внешняя политика основывается на Конституции и во благо своего народа. Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности, обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, имеет самостоятельную экономическую систему, обеспечивает многообразие и равенство всех форм собственности.
Похожие новости
-
Глава государства Касым-Жомарт Токаев поздравил с Днем защиты детей
-
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем Победы
-
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Праздником единства народа Казахстана
-
Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на ХХХІV сессии Ассамблеи народа Казахстана
-
Глава государства принял заместителей Председателя Ассамблеи народа Казахстана
-
Распоряжениями Главы государства назначены заместители Председателя Ассамблеи народа Казахстана
2 Июня, 09:30
Состоялась встреча Ассамблеи народа Казахстана с депутатом Национального собрания Франции Бруно Фуксом
1 Июня, 18:26
В Алмате прошла национальная акция «Қазақстан балалары», приуроченная к Международному дню защиты детей
1 Июня, 09:20
Заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана поздравил с Днем защиты детей
4 Июня, 11:03
Заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана поздравил с Днём государственных символов РК
1 Июня, 09:17
Глава государства Касым-Жомарт Токаев поздравил с Днем защиты детей
Похожие новости
-
Глава государства Касым-Жомарт Токаев поздравил с Днем защиты детей
-
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем Победы
-
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Праздником единства народа Казахстана
-
Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на ХХХІV сессии Ассамблеи народа Казахстана
-
Глава государства принял заместителей Председателя Ассамблеи народа Казахстана
-
Распоряжениями Главы государства назначены заместители Председателя Ассамблеи народа Казахстана