Ассамблея народа Казахстана

17 Марта, 2020

3385

Медиация - эффективный инструмент разрешения трудовых споров

Институт медиации на сегодняшний день является признанным во всем мировом сообществе как эффективно и стремительно развивающийся инструмент разрешения конфликтов. Данный метод разрешения споров продуктивно применяется в различных странах, а в некоторых опыт применения медиации в современном её понимании превышает полувековой период.

Не является исключением и Казахстан, где отмечается высокий показатель применения данного инструмента. Мы видим, как подготовленные специалисты – медиаторы участвуют в спорах, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и юридических лиц. Сегодня, данный инструмент применяется при рассмотрении уголовного судопроизводства по делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой и средней тяжести, а также медиация применима при некоторых случаях тяжких преступлений.

На сколько эффективен данный инструмент, какие структуры вовлечены в эту деятельность и куда обращаться при возникновении спора, мы постараемся разъяснить в данной статье.

Напомним, что медиация - это альтернативная форма разрешения споров, с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора. Важно отметить, что медиация - это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения третьей стороной решения по спору. Следовательно, главной задачей медиатора является помощь сторонам привести спор к взаимовыгодному и жизнеспособному решению.

После принятия в 2011 году Закона РК «О медиации» данный институт стал прогрессивно развиваться и применяться на различных площадках. В основном институт медиации получил широкое применения в судебной системе, в структурах Ассамблеи народа Казахстана, и конечно же значительная работа по применению медиации проводится Федерацией профсоюзов Республики Казахстан (далее ФПРК).

Все указанные структуры работают в тесном сотрудничестве на основе заключенных межу собой меморандумов. Основными задачами в проводимой ими работе является снижение конфликтности в обществе посредством решения споров и конфликтов во внесудебном порядке, а также повышения возможностей для решения трудовых и иных споров путем примирительных процедур, в том числе с участием медиации.

В территориальных объединениях профсоюзов ФПРК созданы 17 Центров примирения «Татуласу орталығы», в которых в 2019 году проведено более 15 000 медиативных процедур, из них более 4000 трудовых споров, включая 2800 подписанных медиативных соглашений и 380 споров разрешены путем переговоров. В работе «Татуласу орталығы» ФПРК задействованы профессиональные медиаторы в количестве 30 специалистов, которые также принимают участие в пилотных проектах Верховного суда РК, в таких как, «Примирительные процедуры по трудовым спорам», «Семейные споры», «Примирение: до суда, в суде», «Инвестиционные споры», «Ночной суд» и др.

В результате мы получаем снижение трудовых споров и в судах. Так, например, в 2019 году в суды по трудовым спорам поступило 8 250 дел и заявлений, против 8 596 в 2018 году, то есть уменьшилось на 4%. Снижение трудовых споров связано с актуализацией роли профилактики трудовых споров, сотрудничеством с территориальными объединениями профсоюзов и применение медиации.

Между тем, все еще остается необходимость усиления работы согласительных и примирительных комиссий на предприятиях, проведения совместных с профсоюзами мероприятий по разъяснению трудового законодательства, рассмотрению трудовых споров с участием представителей профсоюзов, в том числе и с участием медиаторов.

Важным звеном оказывающее содействие развитию и применению данного института является инклюзивная сеть медиации Ассамблеи народа Казахстана (далее АНК).

В соответствии с п. 14-1) ст. 6 Закона Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» АНК оказывает содействие развитию института медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства. В результате, при Ассамблее создан республиканский Совет медиации, действуют 28 региональных советов медиации, функционирует 503 кабинета медиации, в том числе 17 – при КГУ «Қоғамдық келісім» областей и городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент. При содействии АНК открыты диалоговые площадки - общественные приемные в государственных органах, в партии «Нур Отан», ЦОНах, кризисных центрах, школах, поликлиниках и других учреждениях.

Под эгидой АНК работают 962 медиатора, из них: 626 – уважаемые в своем регионе, имеющие жизненный опыт общественные медиаторы, количество профессиональных медиаторов – 336 человек. В целом за 2019 год к медиаторам АНК поступило более 31 000 обращений, из них 19 053 решены заключением медиативного соглашения, что составило 61%, а остальные 12 375 (38%) разрешены путем консультаций медиаторов. До суда общественными медиаторами разрешено 5 765 обращений, профессиональными медиаторами - 5 439, а в суде разрешено – 7 864 споров.

Это споры, в которых медиаторы АНК помогли сторонам во внесудебном порядке пройти нелегкий путь от конфликта к согласию, среди которых есть и трудовые споры. Сумма только денежных претензий, разрешенных в порядке медиации, превысила 20 миллионов тенге.

Принимая вышеизложенное во внимание мы можем представить себе масштаб проводимой работы медиаторами нашей страны и констатировать, что среди представителей большинства государственных органов и различных организаций мы встречаем позитивный настрой и понимание. Медиация как инструмент разрешения споров приобрела положительный отклик среди населения. Поступает много звонков и личных обращений граждан о разъяснении и проведении процедуры медиации, обучении медиаторов.

Несомненно, нами проводится огромная работа в данном направлении. Однако, несмотря на системную работу, имеются также и проблемные вопросы о которых мы должны говорить. Так, например, уже много лет подряд мы поднимаем вопрос об отсутствии единого центра (уполномоченного органа) для координации работы профессиональных и общественных медиаторов. Нет возможности в полном объеме показать и скоординировать работу профессиональных медиаторов, не говоря об общественных.

Другой немаловажный вопрос — это отсутствие в стране централизованного обучающего центра подготовки и сертификации (аттестации) медиаторов. Базовые курсы медиаторов проходят повсеместно и получить сертификат профессионального медиатора не составляет труда. Небольшая оплата и иногда несоответствующего уровня тренера, дают на поверку «армию» неучтенных медиаторов, получивших знание у тренеров, чьё видение их деятельности сведено только к коммерческой стороне медиации, - и в результате мы выглядим в глазах общественности не как институт, чья деятельность направлена на формирование навыков конструктивного диалога в обществе и содействие в конфликтных ситуациях, а как очередное нововведение по зарабатыванию денег. Такой подход искажает ценность принципов медиации и является дискредитирующим фактором деятельности добросовестных медиаторов.

Исходя из этого, в целях улучшения деятельности в сфере медиации, государственным структурам, имеющим отношение к медиаторам и медиативной работе необходимо обратить внимание на выше указанные проблемные вопросы.

Полагаю, логичным будет отдельно остановиться касательно трудовых споров. Не секрет, что при обращении вопроса к работодателю о том, где может быть разрешен тот или иной трудовой спор, работники обычно сталкиваются с ответом: если вас, что-то не устраивает, обращайтесь в суд. За редким исключением может быть рекомендовано обращение в согласительную комиссию, естественно такая возможность может быть предложена только при наличии подобных комиссий в трудовых коллективах.

Сфера примирительных процедур значительно обширна, тем не менее многие граждане традиционно обращаются в суд оставляя свое право на альтернативные способы разрешения споров в том числе и медиацию. Необходимо отметить, что отличительной чертой медиации является инициатива применения этого инструмента может быть реализована как со стороны работника, так и работодателя путем подачи заявки на проведение процедуры медиации, даже на стадии уже существующего спора.

Рассматривая вопрос о способах разрешения трудовых споров, нужно обратить внимание на существующую классификацию, то есть индивидуальные и коллективные трудовые споры. Так как, вид трудового спора имеет существенное значение в рамках применения перечня примирительных процедур.

Законодательством закреплено, что при возникновении разногласия между работниками и работодателями по вопросам установления и изменения условий труда, включая и заработную плату, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, применяются ряд процедур. Трудовым Кодексом РК установлена следующая последовательность, первоначально рассмотрение коллективного трудового спора производится в примирительной комиссии, а при недостижении согласия в ней - в трудовом арбитраже, а также по взаимному согласию стороны имеют право применить процедуру медиации.

Согласно п. 1 ст.159 Трудового кодекса РК индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами. Даже при отсутствии нормы позволяющей применить процедуру медиации в индивидуальных трудовых спорах практика и нормы действующего законодательства показали, что к индивидуальным трудовым спорам медиация полностью применима. Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство подразумевает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда.

Таким образом, обращаясь к официальному тексту Закона Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации», можно отметить, что он регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, в том числе – возникающих из трудовых правоотношений. Так в п.1 ст. 1 Закона РК «О медиации» сказано «Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц…».

В заключении мы можем сказать, что эффективность применения медиации в трудовых спорах зависит от степени договоренности сторон. В связи с этим нами рекомендуется предусматривать в тексте трудовых договоров оговорку о медиации следующего содержания: «все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего ТД или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения и недействительности, могут быть урегулированы с применением процедуры медиации». Вместе с этим сторонам необходимо знать, что услуги общественных медиаторов предоставляются как на платной, так и на безвозмездной основе.

Как правило, заявителем процедур медиации выступают работники, но нынешняя статистика показывает значительный рост обращений также и со стороны работодателей. Наши граждане, из-за своей низкой осведомленности, полагают, что медиация применима лишь как досудебная процедура, хотя в действительности данный инструмент применим к индивидуальным трудовым спорам как на досудебном этапе, так и к спорам, находящимся в производстве согласительной комиссии или суда, более того медиация применима на стадии исполнения судебного акта или решения.

Шерзод ПУЛАТОВ

заместитель Председателя АНК,

член Научно-экспертного Совета АНК,

профессиональный тренер-медиатор

Возврат к списку