Ассамблея народа Казахстана

31 Мая, 2021

333

Не перестану благодарить казахский народ

Весь огромный пласт трагических исторических событий первой половины XX века, связанных с принудительной массовой депортацией различных этнических групп, голодомором, политическими репрессиями в отношении интеллигенции, преследованием общественных деятелей, заклейменных как «классовые враги», «изменники» и «шпионы», с разных углов зрения подробно описан исторической и политической наукой.

Я лишь могу поделиться личными умозаключениями, ощущениями и переживаниями по этому поводу, так как мои предки (дедушки и бабушки) были подвергнуты принудительной депортации на территорию Казахстана и Узбекистана. Впоследствии моя мама была реабилитирована в судебном порядке согласно Закону РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

Не перестану благодарить казахский народ, который в те годы сам испытывал страшный голод и лишения, но несмотря ни на что разделил все тяготы с сотнями тысяч переселённых, делясь последним.

У всех депортированных этносов был единственный путь выживания – это неустанный труд. И весь парадокс в том, что в трудные времена родилось множество тех, кто в дальнейшем стал достойным, уважаемым и известным: ученых, архитекторов, строителей, аграриев, спортсменов, инженеров, политиков, учителей.

Из детских воспоминаний могу сказать, что был свидетелем и участником трудовых будней старшего поколения. Мой дедушка тогда занимался сельским хозяйством. Бескрайние поля, палящее солнце и ручная обработка земли – так проходили мои каникулы летом, но радость доставляла возможность рыбачить и купаться. Поколение моих родителей уже получило средне-специальное либо высшее образование и работало в самых различных сферах, но летом все брали отпуск и ехали «на поле», отдать трудовой долг своим родителям, которые были заняты в аграрном секторе.

Я иногда задумывался о том, что родился и вырос в Казахстане именно благодаря той самой судьбоносной депортации, от этого переполняли смешанные чувства. Ведь, по сути, историческая трагедия в последствии дала мне возможность дружить и общаться с огромным количеством людей самых различных национальностей, увидеть культуру и быт русских, украинцев, турков, курдов, немцев, чеченцев, уйгуров, поляков, татар, армян, балкарцев, и конечно, казахов, всех тех, с кем жил на одной улице, в одном доме, в одном подъезде.

Дорогого стоит и то, что удалось получить образование у гигантов юриспруденции, самые старшие из них были ветеранами Великой Отечественной войны, были и преподаватели, которые прошли детские дома и тяготы послевоенных лет.

В итоге я сделал для себя вывод, что вся эта «лаборатория переселения народов» в сочетании со Второй мировой войной сформировала в нашей стране уникальнейший генофонд, обладающий способностью преодолевать трудности, трансформировать их в возможности и дальнейший рост. Этому генофонду свойственно стремиться к восприятию многообразия культурных особенностей, ценностей, он обладает жаждой к образованию и творчеству. Вполне объясним и до сих пор интересен для меня феномен русского языка, который стал инструментом внутри-этнического общения. Важно отметить, что сейчас набирает оборот устойчивая тенденция к знанию казахстанцами государственного – казахского языка, что должно еще больше и качественнее обогатить как отдельную личность, так и полиэтнический социум в целом.

Не менее интересно упомянуть уникальные исторические особенности, которые я назвал бы парадоксальными, они прямо связывают Казахстан с дальним зарубежьем. Вот пример.

Все знают исторический факт, что японские военнопленные после капитуляции Японии в 1945 году были вовлечены в строительные, восстановительные мероприятия, в том числе на территории Казахстана. Судьба одного из них военнопленных Ахико Тэцуро даже стала основой для документального спектакля "Ахико из Актаса". Он был реабилитирован, обрел вторую Родину в Казахстане, обзавелся здесь семьей, в которой родилось четверо детей, здесь же, в Казахстане, скончался.

Следующая параллель. В 1937 году из Дальнего Востока на территорию Казахстана в город Кызылорду был депортирован вместе с другими представителями корейского этноса один из основателей Армии независимости Кореи, лидер корейского партизанского движения Хон Бом До. В Республике Корея этот человек признан национальным героем.

Хон Бом До скончался в возрасте 75 лет и похоронен в городе Кызылорда, где в его честь установлен мемориальный комплекс. Республика Казахстан и Республика Корея ведут работу по возврату останков Хон Бом До на историческую Родину.

Несмотря на значительную разницу в возрасте, две описанные выше личности, по сути, находились по разные стороны «баррикад», один – представитель японской имперской армии, другой – лидер сопротивления. Но волею судьбы они оба были принудительно направлены в Казахстан, где прожили оставшиеся годы и здесь же ушли в последний путь.

Подводя черту под изложенным, в канун Дня памяти жертв политических репрессий, как потомок депортированных советских корейцев, хочу поблагодарить судьбу за то, что являюсь маленькой крупицей всей этой Великой Истории и частичкой уникального казахстанского генофонда, которые создают условия для более четкой личной, общественной и профессиональной самоидентификации, расширяя мировоззрение, не переставая удивлять историческими контрастами и все новыми и новыми вызовами современной действительности.

Юрий Ли, депутат

Мажилиса Парламента РК

Фото: sputnik.kz

Возврат к списку