Ассамблея народа Казахстана

26 Мая, 2020

1203

Не прервется связь поколений: Я горжусь своим дедом – он мой настоящий герой

Сегодняшние наши собеседники – внуки и правнуки депортированных в Казахстан переселенцев, которые в тяжелые годы не сломились перед трудностями и невзгодами. Преодолев все тяготы судьбы, они стали полноправными гражданами общества, став строителями своей жизни и светлого будущего.

Самую первую историю нам поведала член молодежного крыла ОО «POLACY» Виолетта Филипенко.

Хочу рассказать историю о моем прадедушке – Сломинском Брониславе Петровиче. Родился он в Украине - Каменец-Подольской области, приграничном городе. Род состоял из чистокровных поляков. Мать, Вицинтина Сломинская, не работала, а вела хозяйство, а отец, Сломинский Петр Иванович, работал плотником. Тетя Бронислава работала гувернанткой у Юзефа Клеменса Пилсудского (первый глава возрожденного Польского государства, основатель польской армии, маршал Польши).


В 1937 году семью Бронислава и его двоюродного брата Людвига депортируют из Украины в Казахстан, Акмолинскую область, Шортандинский район, село Барышевка. В Украине у них было всё. При депортации отняли абсолютно все.

Маленький Бронислав любил читать и очень хотел получить достойное образование, быть грамотным человеком, и для этого он преодолевал огромное расстояние от села до города каждый день. Окончив школу, он женился на Станиславе Васильевне, родители которой тоже чистокровные поляки.


У него была мечта поступить в Московский железнодорожный институт. Но его мечта не сбылась: он не смог туда поступить из-за своего происхождения, для него высшее образование было недоступно. Но Бронислав не расстраивается. Он решается написать письмо Ворошилову Клименту Ефремовичу, Маршалу Советского Союза (это письмо хранится до сих пор в Касыковской средней школе, где мой прадедушка был директором и учителем естественных наук).

В этом письме Бронислав просит ему разрешить учиться, получить высшее образование. Получив ответ, в котором Климент Ворошилов разрешает ему получить высшее образование, но только в Петропавловском педагогическом институте. Бронислав понимает, что это единственная возможность получить высшее образование. Начинает учебу на заочном отделении. Окончив учебу в институте, получает диплом учителя математики, физики и астрономии, работает в Касыковской средней школе, где потом становится директором.

Его жена - моя прабабушка, Станислава, не работала, а вела хозяйство, и пока муж получал образование, воспитывала 2 детей (спустя несколько лет появились еще трое), которым дала достойное воспитание. Всю свою жизнь мой прадедушка проработал в школе. Ему очень нравилась его работа. Эту школу окончили все его дети. Один раз всей большой семьей посетили Польшу, свою историческую Родину. Моя бабушка, дочь Станислава, до сих пор вспоминает эту поездку.


Я очень горжусь своим прадедушкой, который несмотря на все препятствия, встречавшиеся у него на пути, смог сохранить свою честь и достоинство. К сожалению, я не видела его, он умер в 1987 году от инфаркта, но в моем воспитании принимала участие баба Тася, Станислава Васильевна. Мои бабушки, баба Тася и бабушка Валя, ее дочь, очень много рассказывали о прадедушке. По их словам, он был очень умный, начитанный, увлекался политикой, любил читать журналы, а их тогда выписывали только по почте.

Благодаря истории моих предков сейчас я живу здесь, в Казахстане, городе Нур-Султане. Я очень горжусь своей страной, она делает всё для того, чтобы все мы, люди разной национальности, жили в мире и согласии. Для этого создана Ассамблея народа Казахстана, где все этносы взаимодействуют и дружат между собой.

К примеру, я состою в общественном объединении «Polacy». У нас имеется кабинет польской культуры в Доме дружбы, который мы делим с представителями армянской национальности. Мы всегда помогаем друг другу, узнаем о традициях и обычаях, знаем базовый язык. И это не только с армянским объединением. Все представители разных центров (армянский, польский, русский, узбекский и многие другие) участвуют в совместных мероприятиях, заводят новые знакомства, рассказывая о своих центрах.

Историю своей семьи рассказывает член этнокультурного объединения корейцев города Нур-Султан Лидия Ан.

История проживания моей семьи на территории Российской империи, а потом и Советского Союза, начинается с далеких 60-х годов ХIХ века, так как мои предки со стороны отца перешли границу именно в это время. Эту историю мой отец услышал из рассказов моего дедушки – Ан Роберта Николаевича и родного брата моего прадеда – Ан Матвея Матвеевича, а затем рассказал и нам, своим детям, чтобы мы знали и никогда не забывали, как и почему наш народ постигла такая судьба.

Как вы можете видеть на фото, крайний справа – уважаемый человек Ан Матвей Павлович, мой прапрадедушка. А самый маленький на фото – Ан Николай Матвеевич – мой прадедушка. Мой прапрадедушка был предпринимателем и имел 5 сыновей и дочь.


Судя по рассказам, в 1917 году его застрелили. В то время самому младшему его сыну было около года. Старший сын моего прапрадеда – Ан Прохор Матвеевич и третий сын - Ан Елисей Матвеевич в свое время служили в царской армии. Оба были офицерами. А после Октябрьской революции 1917 года вступили в ряды Красной (Советской) Армии.

К сожалению, в 30-е годы XX века оба были репрессированы как неблагонадежные офицеры. Позже, после смерти И.В. Сталина, оба были реабилитированы, Елисей – посмертно (был расстрелян). Второй сын, Григорий, вернулся в Корею бороться с японскими захватчиками и позже, когда ему пришлось покинуть историческую Родину, работал в Правительстве Кореи в изгнании.

Как рассказывал мой папа, Григорий пропал без вести, и судьба его нам неизвестна. Четвертый сын, мой прадед Николай, как и все, был депортирован в 1937 году с Дальнего Востока в Среднюю Азию, из-за болезни скончался в возрасте 32 лет в 1942 году, «оставив» пятилетнего Роберта и едва родившуюся Дору на попечение своей супруги.


Самый младший сын Матвей, также был депортирован, жил и работал в Наманганской области, затем в знаменитом на весь Союз колхозе «Политотдел». Там же вышел на пенсию. Единственная дочь – Зоя – вышла замуж, и долгое время жила в г. Беслан в Северной Осетии.

Почти сразу после того, как предки начали жить в России, они приняли православие, поэтому, начиная с моего прапрадеда, у всех есть отчества. Ведь раньше у корейцев не было отчеств, были только имя и фамилия. Впрочем, у жителей Корейского полуострова их нет и сейчас. Так же у всех корейцев имеется свой пой – род, название местности зарождения рода, откуда ведут свое происхождение предки. Наш род – сунхын. Предки – выходцы из деревни Сунхын-мён, провинция Кенсан-Пукто, Республика Корея.

Я очень рада, что мне представилась возможность написать об истории моей семьи, так как считаю, что мы, молодое поколение, должны знать своих предков, их быт и жизнь, чтить традиции и обычаи своего народа, чтобы в будущем передать эти сокровенные знания последующим поколениям.

Воспоминаниями из прошлого своих предков поделился также член молодежного крыла чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Исмаил Куриев.

До высылки мой прадед Исаак Аушев жил в Ингушетии со своей семьей: жена, сестра и трое детей. Младшей из детей была моя бабушка, далее по возрасту были её брат и сестра. Незадолго до выселения его жена (моя прабабушка) поехала в родное село с сыном, остальные остались дома. И впоследствии их переселили из разных сел по разным городам: прадед с дочерьми и сестрой попали в Павлодар, а прабабушка с сыном в город Кокшетау.


В то время высланные размещались согласно директиву периода массовых депортации. Поэтому им не разрешалось покидать города, в которые их доставляли. Мой прадедушка, узнав о том, что прабабушка с сыном находятся в Кокшетау, поехал за ними. Разумеется, это было очень рискованно. Передвигался по ночам, где-то на перекладных, где-то на бричке. Так и добрался.

Как ему удалось перевезти семью обратно – я уже и не знаю. Но воссоединение, к счастью, состоялось. Каждый раз удивляюсь его мужеству и решимости.


Время то было очень тяжелое, вспоминать даже не хочется – дрожь пробирает. Но тяжелые времена рождают сильных людей. Это - часть нашей истории, забыть которую невозможно.

Эта была история про моего прадеда Исаака Аушева, которым я безмерно горжусь, который является для меня настоящим героем.

Возврат к списку