Ассамблея народа Казахстана

05 Марта, 2020

2390

Шарлотта Данилова-Ульмер: Сердечное «Спасибо!» народу Казахстана

Счастливое и безмятежное детство для Шарлотты закончилось с началом Великой Отечественной войны. Уже 14 сентября 1941 года ее семья грузилась в товарный вагон, который отправился в далекую неизвестность. 12 семей в одном вагоне-теплушке добирались до станции Камбаш между Аральском и Казалинском почти 2 месяца.


Лотта Ивановна рассказывает о тяжелых, трагических событиях, но с присущей ей удивительной способностью отыскивает в них светлых, добрых, умных людей, говорит о них, и рассказ ее от этого получается другим, пусть грустным, но оптимистичным.


Шарлотта Ивановна Данилова-Ульмер учила химии и жизни три поколения кызылординцев. За почти полвека педагогического труда у нее набралось около 5000 учеников, которые знают ее как Лотту Ивановну. Под этим именем она известна в Кызылорде, а через своих бывших учеников – и по всему миру.


Сложившееся к ней обращение Лотта Ивановна объясняет тем, что в школе к ее приходу уже работала учительница по имени Шарлотта, и чтобы их различать, имя сократили. И вот уже более 70-и лет не иначе, как Лоттой Ивановной, не называют.


А начиналась история ее семьи так. Примерно 300 лет назад российский император Петр I пригласил ее предков из Германии обустраивать и укреплять империю. В дальнейшем они поселились на территории Украины возле современного города Днепр, прежние названия которого – Екатеринослав и Днепропетровск. Оттуда корни Шарлотты Ивановны, но там они чуть было не пресеклись в начале XX века.


Во время гражданской войны Батька Махно, который разбойничал в тех краях, решил заживо сжечь группу активистов села. В их числе был и директор местной школы Иван Готлибович Ульмер. По счастливой случайности в тот момент, когда уже подожгли, в село ворвались красноармейцы и успели потушить костер и спасти людей. У будущего отца Лотты Ивановны только опалились волосы. Потом они отросли, но уже всегда были седыми.


Далее жизнь наладилась, отец продолжал работать учителем и директором школы, но уже в станице Буденновской Ростовской области. Счастливое детство для Шарлотты закончилось с началом Великой Отечественной войны. Уже 14 сентября 1941 года ее семью вместе с другими немецкими семьями отправили в Казахстан. В товарных вагонах-теплушках до станции Камбаш, расположенной между Аральском и Казалинском, они ехали почти 2 месяца.

Родители Шарлотты Ивановны вспоминали, что благодаря дружелюбию и гостеприимству казахского народа семье удалось выжить в суровые годы войны после депортации. И они были безмерно благодарны народу и земле, которая согрела и приютила их, дала возможность реализоваться в педагогической профессии.


Отец с матерью Екатериной Эдуардовной на станции Камбаш фактически заново создавали начальную школу, а Шарлотта училась в Казалинской железнодорожной школе №6. Там и жила в интернате, а по воскресеньям приезжала к родителям. Училась на одни пятерки.


Понятно, что в то время было трудно, голодно, но она вспоминает о том, какая была ухоженная школа, какие замечательные, умнейшие и добрейшие педагоги были у них. По окончании школы в 1945 году юной Шарлотте была вручена золотая медаль «За отличные успехи и примерное поведение».


Школьная золотая медаль в те времена открывала выпускнику двери любого вуза СССР. Но это только при наличии паспорта гражданина Советского Союза. У юной Шарлотты на тот момент не было даже перспективы получить паспорт, так как она была спецпереселенцем. Но будучи оптимисткой, уверенной в своих силах, она все-таки поехала в Алматы и сдала документы в университет. Но там без паспорта ее не приняли и отправили домой.


Когда ее школьный товарищ узнал об этом, попросил передать через него документы, поехал в Кызылорду, зашел в пединститут и все рассказал, как было. Через два дня Шарлотта получает телеграмму о приеме в институт. Как и в школе, в вузе она училась на «отлично» и уверенно шла на красный диплом. Вот только получить его помешал статус спецпереселенца.

Шарлотта в студенческие годы была еще и талантливой спортсменкой, занималась спортивной гимнастикой, получила первый разряд. Только мастером спорта не стала из-за того, что была невыездной из Кызылорды, а это звание можно было завоевать на республиканских и союзных соревнованиях.

Лишь только после смерти Сталина в 1953 году и последовавшей официальной реабилитации репрессированных и депортированных Лотта Ивановна утратила статус спецпереселенца и получила паспорт, а вместе с ним и возможность путешествовать.

В 1960 году, когда Лотте Ивановне было чуть более 30-и лет, она получила звание «Отличник просвещения Казахской СССР», а еще через 9 лет – «Отличник просвещения СССР». Дважды отличника образования коллеги избирают делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве в 1978 году, где ей вручили орден «Знак Почета». В 1986 году награждена орденом Октябрьской революции.

У нашей героини был младший брат Иван Иванович Ульмер – один из сильных учителей физики в Кызылорде. Он работал в средней школе №3 имени К. Ворошилова, в 90-е годы преобразованной в гимназию. К сожалению, Иван Иванович ушел из жизни в 2000 году.

Лотта Ивановна вышла на заслуженный отдых в 65 лет, но преподавание химии не оставила. Родственники, друзья, знакомые, потом друзья знакомых и знакомые друзей стали просить позаниматься с их детьми. Меняются времена, меняется программа по химии в средней школе, но по-прежнему ученики Лотты Ивановны показывают наилучший результат.

Сейчас Лотте Ивановне уже за 90 лет. Она говорит сердечное «Спасибо!» народу Казахстана и желает сохранения единства, мира и благополучия в нашем общем доме.

Руслан Орлов,

пресс-секретарь

Кызылординской областной АНК

Возврат к списку