Ассамблея народа Казахстана

20 Апреля, 2020

1472

Жанна Кыдыралина: Идеология – основа национальной идентичности и единства

О создании, развитии института межэтнических отношении за четвертьвековую историю от консультативно-совещательного органа при главе государства до органа с конституционным статусом, трудностях на этапе становления, исторической роли в обеспечении общественно-политической стабильности, межэтнического согласия в стране рассказывает директор Института АНК Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова, доктор исторических наук, профессор Жанна Кыдыралина.

25 лет функционирования Ассамблеи народа Казахстана, ставшей институциональным координатором межэтнических отношений в поликультурном казахстанском обществе, свидетельствуют об исторической обусловленности и необходимости инициативы Лидера нации о ее создании. Роль данного института в обеспечении общественно-политической стабильности, межэтнического согласия в стране бесспорна.

За время своей деятельности Ассамблея оправдала надежды народа, состоялась как общественный институт. Она успешно справилась с трудностями первых лет независимости и внесла заметный вклад в созидание нового общества, стала реальным институтом консолидации полиэтничного народа Казахстана.

Ассамблея народа Казахстана переплетена в живую ткань казахстанского общества, способствует укреплению авторитета и имиджа государства на международной арене. Значимыми и ожидаемыми мероприятиями для всех казахстанцев стали сессии Ассамблеи, в рамках заседаний которой затрагиваются первостепенные вопросы государственного строительства.

За четверть века Ассамблея народа Казахстана прошла эволюционный путь вместе со страной и народом от консультативно-совещательного органа при главе государства до органа с конституционным статусом. Этот высокий статус обеспечил гарантированное парламентское представительство для выражения интересов этнических групп избираемыми 9 депутатами Мажилиса от АНК.

Ассамблея вносит достойный вклад в строительство демократического государства и гражданского общества. Еще в первые годы становления Казахстана как суверенного государства была разработана Концепция формирования государственной идентичности. С самых первых дней независимости в основу казахстанской идентичности был заложен принцип не этничности, а гражданственности, и стратегической задачей определено формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов республики на основе гражданской и духовно-культурной общности. С образованием в 1995 году данного уникального института гармонизации межэтнических отношений его роль в укреплении идеологии казахстанского патриотизма стала все более возрастать.

Только по вопросам, касающимся деятельности АНК, были дважды приняты поправки в Конституцию, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», издано более 10 Указов Президента. Реализована Стратегия АНК на среднесрочный период, принята Концепция развития АНК до 2025 года. Ассамблея активно участвовала в подготовке законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан». Ассамблея постоянно осуществляет миссию поддержки и дальнейшего развития гармоничного культурного многообразия, межкультурного диалога. При участии АНК были разработаны и приняты Доктрина национального единства, Патриотический акт «Мәңгілік Ел», Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан и другие документы.

За пройденные десятилетия совершенствовалась стратегия и формы работы данного института, расширялся его потенциал. АНК сформировала свою инфраструктуру в республике. Это сегодня 1 025 этнокультурных объединений и ассоциаций, в том числе 28 республиканских, исполнительные органы Ассамблеи, как РГУ и КГУ «Қоғамдық келісім» при Администрации Президента Республики Казахстан и аппаратах акимов областей, Советы общественного согласия, Советы матерей, Дома Дружбы, кабинеты медиации, научно-экспертные площадки: НЭС и НЭГ, кафедры и Республиканская Ассоциация кафедр АНК вузов республики и многие другие.

Сегодня АНК выполняет задачи современных вызовов. В Послании Президента Казахстана К. Токаева «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» вновь была отмечена необходимость укрепления единства нации как базового принципа этнополитики государства: «Единство нации в ее многообразии». Глава государства подчеркнул также роль казахского языка, который должен стать языком межнационального общения.

Ассамблея народа Казахстана активно вовлечена в процессы модернизации всех сфер казахстанского общества, участвует в реализации программ, выдвинутых Елбасы в статьях «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», «Семь граней Великой Степи». Сегодня Ассамблея предложила сотни инновационных проектов по социальной модернизации.

Отмечая рубежную дату, необходимо затронуть вопросы о месте АНК в сегодняшнем меняющемся мире, когда общество ставит вопросы. После известных событий с участием этнических групп в Кордайском районе Жамбылской области, названных самыми кровопролитными в новейшей истории Казахстана, среди части общества стали выражаться критические мнения о том, что АНК не оправдала себя как действенный инструмент разрешения противоречий в этносфере, ненужности и бесполезности АНК, необходимости ее роспуска. В частности, отдельные члены Национального Совета общественного доверия отмечали, что некоторые структуры АНК дублируют функции других общественных органов, к примеру, Совет общественного согласия АНК и НСОД, высказывая мнение, что не нужно делить народ Казахстана на этнические группы, люди не по этническому признаку должны избираться в органы власти.

Чтобы найти рациональное в этих спорах, следует отметить следующие моменты.

1. По мнению подавляющего большинства экспертов и аналитиков, необходимо перестать обнадеживать и успокаивать себя и называть имеющиеся социальные, этнические разломы «бытовыми» ссорами, драками и разногласиями. Необходимо признать существование этнокультурных дистанций, социальных напряжений, этнических конфликтов.

2. Важны реальное освещение и исследование этнических процессов, постоянный мониторинг сложной и динамичной межэтнической ситуации в целом по стране и в регионах, как государственными органами, так и институтами гражданского общества, не ангажированными, независимыми структурами.

К сожалению, приходится признать, что эти вопросы недостаточно изучены и исследованы на требуемом уровне, не достигнуто масштабности и глубины разработок. Чтобы развивалась наука, нужны среда и инфраструктура для исследований, стимулирование и достойная зарплата. Этими причинами объясняется и в целом утечка мозгов и отток квалифицированной рабочей силы на казахстанском рынке.

3. Необходимо новое осмысление и поиск разумных подходов к предупреждению межэтнической напряженности и этноконфликтов, понимание их спусковых механизмов.

По теории конфликтологии, во всяком конфликте виноваты обе стороны. Межэтническая напряженность присутствует в любом, даже самом развитом демократическом обществе, так как в каждой этнической группе, как в любом сегменте общества, имеются противоположные, разновекторные интересы.

Задача и функции этнополитики государства и его институтов, выступающих регуляторами межэтнических интересов - найти взаимоприемлемые компромиссы, согласовать и сбалансировать эти интересы. Любое развитие происходит в конфликте интересов и надо учиться работать с конфликтом. Наличие напряжения не обязательно приводит к конфликтам, но для предотвращения последних необходимо снимать или минимизировать до социально безопасного уровня риски.

4. Последние и происходившие ранее в Алматинской и Южно-Казахстанской областях инциденты с участием этнических групп поднимают проблему эффективного государственного управления, способности местных властей урегулировать волнующие население вопросы.

Известно, что в основе любой конфликтности лежат материальные, экономические интересы. В условиях рыночной конкуренции и ограниченного доступа ко всякого рода ресурсам демографические и миграционные факторы, маргинальность, неустроенность, ухудшение экономической ситуации, нарушение принципов социальной справедливости могут порождать защитные реакции в индивидуальном и общественном сознании и поведении – агрессивность и социальное напряжение. Люди способны на отчаянные поступки из-за посягательств на их потребности и нужды. Для превентивной этнополитики важен комплекс мероприятий, организационных, экономических, социально-политических, духовно-идеологических.

5. Особенно важно извлечение уроков из прошлых и текущих событий. Само время покажет действенность либо не востребованность той или иной структуры. В развитых демократических обществах в мире еще существуют институты представительства интересов этнических меньшинств при государственных органах, реализуются принципы позитивной дискриминации и квотирования мест в доступе к ресурсам образования, власти и др. в пользу малочисленных этнических групп. Необходим здравый, разумный подход в выборе приоритетности меритократии либо целесообразности квотирования для баланса этнических групп в органах власти, полиции и т.п. при неизменном соблюдении конституционных норм и обеспечению всем в полной мере равных прав и возможностей всем.

6. В целом необходимо формировать идеологию, развитое гражданское общество и гражданскую общность. Для этого, во-первых, есть объективные предпосылки: для нас - это общая история. Общность исторических судеб народа Казахстана – основа национальной идентичности и единства. Второе – необходимость обеспечения верховенства закона. Дефицит правосознания тормозит процессы. Необходимо формирование зрелой гражданской культуры, чтобы избегать чувства недоверия к человеку другой веры и этнической принадлежности.

Модернизация в экономической, политической и духовной сферах сопровождается переменами в сознании людей. Переосмысливаются многие ценности, на смену вчерашним понятиям выходят иные. В ходе реформ за годы Независимости выросло новое поколение, появились альтернативные взгляды и мнения. Идет постепенное формирование ориентаций нового социального бытия.

Каким бы тяжелым не было наследие прошлой политической системы, полиэтническое государство должно развиваться цивилизованным, демократическим путем, в атмосфере доверия и согласия между государством и обществом, представителями всех социальных слоев и групп населения. На пути построения подлинно демократического правового государства и развитого гражданского общества новая ментальность и идеология должна быть понята и воспринята всеми казахстанцами. Тогда начнутся необходимые внутренние движения в сознании и нравственном состоянии общества, в его духовном обновлении.

Рауан Есқали

Возврат к списку