Ассамблея народа Казахстана

Государственные республиканские этнические театры Казахстана

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОРЕЙСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

Историческая справка. Театр основан в 1932 году в г. Владивостоке, в 1937 году был переведен в Казахстан (города Уштобе, Кызылорда), а с 1968 года работает в Алматы. В декабре 2003 г. театр переехал в собственное здание (бывший кинотеатр «Жалын»). Корейский театр — первый этнический корейский театр в мире и единственный государственный корейский театр, работающий за пределами Корейского полуострова.

Директор театра — Ни Любовь Августовна

Цель — постановка спектаклей на основе оригинальных корейских пьес.

Основные направления деятельности: Репертуар театра состоит из постановок по произведениям корейских, казахских и зарубежных авторов. В постановке этих спектаклей большой вклад внесли актеры Ким Дин, Ли Гир Су, Ли Хам Дек, Пак Чун Себ, Цой Бон До, В.Е. Ким, Р.И. Ким, режиссеры и театральные художники Ен Сен Нен, Мен Дон Ук, Те Ден Гу, А.А. Пашков, И. Ким, О.С. Ли и другие. В составе единственного на территории стран СНГ профессионального корейского коллектива работают ансамбли «Ариран» и «Самульнори». Их яркое танцевальное и вокально-инструментальное искусство с успехом представляется во многих городах Казахстана, Центральной Азии, Российской Федерации и Республики Корея. За 80 лет на сцене театра было представлено более 250 спектаклей и концертных программ, которые просмотрели свыше 5 млн. зрителей. В репертуаре театра — национальные и современные корейские спектакли, а также постановки казахстанских и зарубежных драматургов. Все спектакли идут на корейском языке с синхронным переводом на русский язык. В театре сосредоточены профессиональные силы, представляющие все жанры корейского искусства: драматическая труппа, фольклорно-этнографическая группа «Самульнори», балет традиционного корейского танца и солисты-вокалисты. Развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, Корейский театр сохраняет этнический колорит, самобытность и язык, обогащая культуру корейцев, проживающих в полиэтническом окружении.

Контакты:

г. Алматы, улица Папанина 70/1, угол улицы Ярославской

Телефоны: +7 (727) 384 82 78 (76), +7 701 309 07 87

E-mail: kor-teatr75@mail.ru 

Сайт: http://www.kortheatre.kz

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЙГУРСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ им. К. КУЖАМЬЯРОВА

Историческая справка. Уйгурский музыкально-драматический театр создан в сентябре 1934 года месяце в Алма-Ате.

Цель — активное участие в формировании самосознания, воспитании зрителей в духе требований времени; культурно-просветительская работа, знакомство зрителей с лучшими произведениями отечественной и мировой классики; выявление общественно значимых, нравственно эстетических проблем в работе с любым драматическим материалом.

Директор —Сонуров Савутжан Сидикович

В своих спектаклях театр утверждает высокую гражданственность, несет в зрительские массы идеи гуманизма, любви к человеку. За прошедшие годы в Уйгурском театре выросла замечательная плеяда мастеров сцены. Это народные артисты Казахстана —А. Шамиев, С. Саттарова, М. Семятова, М. Бакиев, Р. Илахунова, З. Акбарова, Н. Маметова, К. Абдрасулов, М. Ахмадиев, заслуженные артисты Республики Казахстан — Ж. Асимов, Г. Джалилов, Х. Илиева, М. Зайнаудинов, А. Супиев, Р. Тохтанова, А. Акбаров, Т. Бахтыбаев, С. Исраилов, М. Рахманова, К. Закиров, Г. Саитова, Р. Саттарова, Р. Махпирова, М. Маметбакиев, А. Акбарова, заслуженные деятели искусств РК П. Ибрагимов, И. Масимов, А. Кадыров, заслуженный деятель РК — А. Айсаев. В тесном контакте с театром работали народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, композитор К. Кужамьяров, народный артист РК Г. Дугашев, композиторы И. Масимов, Н. Кибиров, И. Исаев, Ш. Шаймарданова и другие. На заре формирования способствовали творческому становлению уйгурского музыкально- драматического театра узбекские режиссеры — А. Ибрагимов, В. Азимов, казахские режиссеры — А. Исмаилов, А. Мамбетов, Б. Омаров, К. Джетписбаев, армянин С. Башоян, артисты Тамараханум, К. Байсеитова, Х. Насирова, композиторы — Д. Мацуцин, А. Полеванов, Б. Ерзакович, Иванов-Сокольский и другие. Коллектив театра на раннем этапе своего формирования усиленно воспринимал опыт более развитых театральных культур русского, казахского, узбекского, татарского народов не только за счет приглашения профессиональных режиссеров, художников и композиторов, но главным образом по линии репертуара. Необходимо отметить, что в репертуаре театра всегда большое место отводилось произведениям казахской драматургии. Эта традиция возникла в конце 30-х годов XX века, когда молодой драматург Г. Мусрепов принес в театр свою пьесу «Козы корпеш – Баян сулу». Постановка этой пьесы открыла дорогу произведениям М. Ауэзова, С. Муканова, А. Тажибаева, Ш. Хусаинова, К. Шангитбаева и многих других. Поэт и драматург Иран-Гайып с уйгурским писателем-драматургом Ш. Шаваевым написали историческую драму «Кашгария». В 1984 году, в год 50-летия за достигнутые творческие успехи в деле развития полиэтничного искусства Казахстана театр был награжден орденом «Знак Почета». Уйгурский театр музыкальной комедии — театр уникальный, в нем несколько творческих коллективов: драматическая труппа, Лауреаты международных фестивалей — фольклорный ансамбль «Нава», вокально-хореографический ансамбль «Сада», хореографический ансамбль «Рухсара». Театр активно участвует во многих международных, региональных и республиканских театральных фестивалях, где его лучшие спектакли, его талантливые артисты удостаивались званий лауреатов фестивалей и дипломов. Участие театра музыкальной комедии в IX международном фестивале экспериментальных поста — Мәңгілік Ел: бір ел — бір тағдыр 78 новок в Каире /Египет/ в 1997 году яркое свидетельство расширения границ театра, его выхода на международную арену. В 1998 году театр приглашают на фестиваль визуального искусства «Медиавейв-98» в Венгрию, затем в Турцию, Китай, Финляндию, Швейцарию, Англию, Америку и другие зарубежные страны. В 2002 году Уйгурский театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании. На торжественной презентации здания театра присутствовал Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, который высоко оценил искусство всех этносов, живущих в Казахстане, призвал, чтобы это искусство служило стабильности и межнациональному согласию, освещало достижения республики за годы независимости, насущные проблемы, волнующие людей. В 2003 году накануне юбилея М. Утемисова, постановка спектакля «Махамбет» на сцене театра стало ярким событием в театральной жизни республики. На ХI Республиканском театральном фестивале (г. Уральск), театр стал лауреатом нескольких номинаций — художник театра Пайзи-рахман Ибрагимов «За лучшую сценографию», молодая актриса Амина Усенова — «За лучшую женскую роль». В 2005 году в год 70-летнего юбилея театр был удостоен чести носить имя выдающегося композитора — народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора К. Кужамьярова, творчество которого стало неотъемлемой частью музыкального искусства Казахстана. В 2006 году драматическая труппа участвовала в нескольких крупных международных фестивалях: «АРТ-ОРДО» (г. Бишкек), в международных фестивалях в Германии, Центральной Азии, в КНР СУАР. 2014 год был юбилейным — театру исполнилось 80 лет. Было подготовлено несколько премьер, среди которых особое место занимает произведение исторического характера «Идикут» А. Аширова, Абдрасулова /реж.Я.Шамиев/ и «Аманнисахан» М. Абдрахманова, М. Изимова /реж.М.Изимов/. Фольклорный ансамбль «Нава» завершил работу над мукамом «Чапбаят». Это многоплановое и очень сложное вокально-танцевальное произведение. Уникальное явление музыкального творения народа. Обновлены репертуары ансамблей «Рухсара».

Контакты:

г. Алматы, ул. Наурызбай батыра 83

Телефоны: +7 (727) 272-59-33

E-mail: mzaitunam@mail.ru

Сайт: www.uigurteatr.kz

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НЕМЕЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Историческая справка. Республиканский немецкий драматический театр (РНДТ) был создан 6 февраля 1975 года в городе Темиртау.

Основные цели и задачи коллектива были направлены на развитие и сохранение культурного наследия немцев в Республике Казахстан. 1990-е годы — это время второго рождения немецкого театра в уже новом независимом Казахстане, обновление труппы театра выпускниками Немецкой театральной академии (НТА). Труппа театра стала своеобразным флагманом движения «Возрождение». Самым важным и главным был формат деятельности театра первого периода, ориентированного на передвижную деятельность по регионам, где проживали немцы. Театр был «зеркалом души и мыслей» своего народа. Сами названия пьес и спектаклей говорили о том, о чем немцы хотели рассказать. Были писатели и драматурги своего времени, и это делало театр сильным и актуальным. Вот лишь некоторые имена авторов и названия спектаклей первого периода РНДТ: «Первые» А. Раймген, «Отзвуки тех лет» К. Эрлих, «Мы не пыль на ветру» Г. Арнгольда, «Люди и судьбы» В. Гейнц. Актеры РНДТ соединили в себе русскую школу «игры нутром» и брехтовскую «гражданскую позицию». Для Брехта театр, который необходим, был театром ни на минуту не отрывающимся от общества, которому он служит. И РНДТ первого периода был именно таким театром. В состав труппы в 1980 – 1990 годы входило 52 немецкоговорящих актера. За этот период было поставлено около 40 спектаклей по произведениям великих классиков, таких как Г. Лессинг, М. Горький, А. Островский, А. Покровский, К. Гольдони, В.Шукшин, А. Арбузов, Э. Скриб, И. Шиллер, А. Гельман, Ф. Дюрренматт, Б. Брехт, Б. Борхед, Н. Гоголь, Ю. Макаров, Я. Хавласек, Ю. Гросс, Г. Клейст, А. Островский, А. Вампилов, Р. Ибрагимбеков, Е.Шварц, Х. Калау, П. Энзикат, Г. Шульце, Х. Чеховский, Я. и В. Гримм. А также на суд зрителей были представлены работы российских немцев — драматургов и писателей — А. Раймгена, А. Дебольского, К. Шиффнера, К. Эрлиха, А. Закса, И. Лангемана, Г. Бельгера, П. Варкентина, В. Гейнца. В 1989 году РНДТ переводят в Алма-Ату. В 1991 году при помощи правительства Германии была открыта Немецкая Театральная Академия (НТА) на базе Казахского государственного института театра и кино им. Т. Жургенова. В 1994 НТА выпустила две актёрские группы, которые новым потоком влились в состав Немецкого театра. Это были молодые люди, уже жившие в другом государстве, в других культурных и социальных условиях. Театр вдохнул глоток нового, современного воздуха. В течение нескольких лет Немецкий театр Алматы не переставал удивлять европейскую и местную публику своим творчеством, став своеобразным «окном в Европу». За этот период театр создал сеть контактов с европейским театральным сообществом, было налажено сотрудничество с большим количеством европейских режиссёров, актёров, хореографов, сценографов, которые имели возможность ознакомиться с Казахстаном, а также осуществить свои постановки на сцене Немецкого театра. Бренд «DTA» (DeutschesTheaterAlmaty) знали, как единственный в Казахстане не просто немецкий, но и экспериментальный театр. В течение второго периода постепенно складывалась новая направленность деятельности театра — модерн. Дипломная работа выпускников второго набора НТА «Поле чудес» (И. Лаузунд) открывает этот театр миру. Успех выпускного спектакля НТА в гастрольной поездке по Германии в 1998 году имел неожиданное для театра продолжение. Он был приглашен вне конкурса на фестиваль немецкоговорящих студенческих групп в Мюнхене, где восхищенное жюри присудило ему специальный приз. Впоследствии спектакль «Поле чудес» принимал участие в фестивале немецкоговорящих театральных школ, г. Мюнхен (специальный приз жюри), в 1998; фестивале “Театерформен Экспо-2000”, г. Ганновер, в 1998; фестивале немецкого театра в Гере, 1998; фестивале молодых актёров, г. Бенсхайм, 1998; фестивале «Ауа, вир лебен», г. Берн, Швейцария, 1999; во внеконкурсной программе фестиваля «Театер дер Вельт», Берлин, 1999; фестивале ИТС, г. Амстердам, Голландия, 1999; «Театер фестиваль», г. Базель, 2000. После гастролей РНДТ становится знаменитым на всю Европу и получает европейское название DTA (DeutschesTheaterAlmaty). Он становится свободной площадкой для совместных проектов с режиссерами Европы, России и Азии, живым местом для дискуссий и эксперимента. Театр являлся единственным экспериментальным театром страны, играющем на немецком языке и имеющем в репертуаре одновременно Г. Белля, Б. Брехта, Ф. Шиллера, М. Ауэзова, Мольера, С. Мрожека, Е. Шварца, А.Чехова, И. Гете, А. Жарри, Т. Уильямса, Д. Джойса, У. Шекспира, Г. Бюхнера, Р. Шимпельпфенинга. DTA побывал на крупных фестивалях и с гастролями в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России, где достойно представлял казахстанское театральное искусство. Открытость и контактность DTA позволяли ему успешно сотрудничать с различными культурными институтами, как в Казахстане, так и в Европе. На данный момент Республиканский немецкий драматический театр ищет новые подходы к выполнению основной задачи театра — сохранение культурных традиций немецкого народа и выход на новый уровень посредством налаживания контактов с современным театральным сообществом.

Директор театра — Председатель ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» Дедерер Александр

Контакты:

г. Алматы, ул. Сатпаева 64 Д

Телефоны: +7 (727) 392-01-18, 392-02-33

E-mail: info@dtk.kz

Сайт: www.dtk.kz

 

Возврат к списку