
498
Ипатова Валентина Филипповна
Годы жизни: (1918-2003 гг.)
Родилась 18 апреля 1918 г. в г. Городец Нижегородской губернии. Вскоре семья переехала в Самару, Валентина закончила хореографическую студию, началась профессиональная судьба будущей балерины. В 1938 г. после окончания студии была принята в балетную труппу. В годы Великой Отечественной войны выступала в составе фронтовых бригад артистов на Юго-западном фронте. В 1946 г. вернулась на балетную сцену, получив приглашение в труппу Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского. Участвовала в балетах «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь» (Фауст) и «Сады Наины» (Руслан и Людмила). 15 лет танцевала на театральных сценах в Куйбышевском, Свердловском театрах оперы и балета. В 1948 г. переехала в Караганду к родным и начала преподавать в танцевальном кружке Дома пионеров. Поставила первый детский балет «Красная шапочка» по собственному либретто на музыку композитора Р. Рихтера.Родилась 18 апреля 1918 г. в г. Городец Нижегородской губернии. Вскоре семья переехала в Самару, Валентина закончила хореографическую студию, началась профессиональная судьба будущей балерины. В 1938 г. после окончания студии была принята в балетную труппу. В годы Великой Отечественной войны выступала в составе фронтовых бригад артистов на Юго-западном фронте. В 1946 г. вернулась на балетную сцену, получив приглашение в труппу Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского. Участвовала в балетах «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь» (Фауст) и «Сады Наины» (Руслан и Людмила). 15 лет танцевала на театральных сценах в Куйбышевском, Свердловском театрах оперы и балета. В 1948 г. переехала в Караганду к родным и начала преподавать в танцевальном кружке Дома пионеров. Поставила первый детский балет «Красная шапочка» по собственному либретто на музыку композитора Р. Рихтера.
С 1952 г. – руководитель хореографического коллектива Дворца культуры горняков. В 1959 поставила первый большой спектакль – балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который стал неожиданной радостью для города.
В 1961 г. В.Ф. Ипатова приступила к постановке балета П. Чайковского «Лебединое озеро»: карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас — «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет.
Балет стал в Караганде самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы…
«А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и — раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить — убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР, заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам…». Г. Полищук, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске и др. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они с волнением вспоминали о том, как публика не отпускала их со сцены, после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз вызывала на поклон.
В 1962 г. с присвоением звания Народный театр балета коллектив получил приглашение выступить на сцене Кремлевского театра в Москве с балетом «Бахчисарайский фонтан». На разных сценах Москвы спектакль был показан 4 раза и был отмечен статьями и рецензиями в центральных и казахстанских изданиях, включая статью первого постановщика этого балета профессора Р. Захарова в газете «Известия».
В начале 1964 г. на гастролях в Алма-Ате спектакль карагандинского балета «Лебединое озеро» был показан 3 раза. Работой с необычным балетным коллективом заинтересовался главный балетмейстер Алма-Атинского ГАТОБ им. Абая Заурбек Райбаев.
В 1964 г. он поставил два одноактных балета с участием карагандинских артистов: «Болеро» Равеля и «Франческа да Римини» на музыку Чайковского, которые вошли в программу вечера одноактных балетов вместе с поставленной В.Ф. Ипатовой «Вальпургиевой ночью». В 1966 г. состоялась премьера 3-актного балета Пуни-Глиэра «Эсмеральда» в постановке В.Ф. Ипатовой.
В 1967 г. новая постановка «Пике в бессмертие» на музыку А. Рудянского (либретто В.Ф. Ипатовой) о герое-летчике Нуркене Абдирове. В 1968 в репертуаре появилась сюита из балета Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Вайнонена.
«Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным. Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить»… Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением…Свое предназначение она видела в служении балетному искусству...». Г. Полищук
При театре работала балетная студия, и поколения новых артистов постоянно входили в имеющийся репертуар. В театр балета с 1956 г. к Валентине Ипатовой ходили заниматься школьники, студенты, врачи, шахтеры, учителя.
За 35 лет существования театра более 800 человек приняли участие в концертах и полнометражных балетах, поставленных мастером. В.Ф. Ипатова руководила балетом в Караганде около полувека. Умерла В.Ф. Ипатова 15 июня 2003 г.
Заслуженная артистка Казахасой ССР. Кавалер Ордена Ленина. Знак «Ветеран войны 1941-1945 гг.».Заслуженная артистка Казахасой ССР. Кавалер Ордена Ленина. Знак «Ветеран войны 1941-1945 гг.».
1. Ляховская И. Успех балета «Бахчисарайский фонтан» // Социалистическая Караганда, 1960, 26 июня.
2. «Бахчисарайский Фонтан» на шахтерской сцене // Советский шахтер, 1961, №5.
3 Григорьев В. У нас «Лебединое озеро»! // Социалистическая Караганда, 1962, 20 февраля.
4. Гости Кремлевского театра! Интервью директора театра П.П.Кабанова // Правда, 1962, № 287, 14 октября.
5. Наши Гости. На гастроли в столицу //Театральная Москва, 1962, № 42.
6. Балет горняков // Вечерняя Москва, 1962, № 293, 15 декабря.
7. Беляков В. Балет из Караганды // Советская Россия, 1962, №294, 16 декабря.
8. Есть Карагандинский балет//Советская культура, 1962, 20 декабря.
9. Ляховская И. В Большое искусство (дневник гастролей) // Социалистическая Караганда, 1962, 23 декабря.
10. Танцоры из Караганды // Советская музыка, 1963, №12, с.159.
11. Триумф карагандинцев / Г. Шевченко // Ленинская смена, 1964, 30 декабря.
12. Обухова C. Маленькая женщина с характером // Индустриальная Караганда, 1993, 6 мая.
13. Ей рукоплескал Кремлевский Дворец // Индустриальная Караганда, 2003, 17 июля 14.
14. Полищук Г. Только страсть должна выводить вас на сцену! // Индустриальная Караганда. 2018, 26 апреля // http: //inkaraganda.kz/articles/148623
Постановки В.Ф. Ипатовой: балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан», балет П. Чайковского «Лебединое озеро», три одноактных балета «Болеро» Равеля и «Франческа да Римини» на музыку Чайковского, «Вальпургиева ночь», балет Пуни-Глиэра «Эсмеральда» и др.
На доме, где жила В.Ф. Ипатова, установлена мемориальная доска.
Творческий путь В.Ф. Ипатовой и карагандинского балета отражен в более чем 150 публикациях в прессе, фильмах и телепрограммах.
6 Июля, 11:52
Поздравление Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева с Днем столицы
6 Июля, 11:48
Заместитель Председателя АНК Марат Азильханов поздравил с Национальным днем домбры
2 Июля, 15:47
Фестиваль белорусской культуры «Казахстан и Беларусь: мелодии дружбы» прошёл в Астане
4 Июля, 18:01
Состоялось первое заседание Межведомственной научно-экспертной структуры АНК
4 Июля, 14:22
Делегация «Ассамблея жастары» приняла участие в международных мерпориятиях в Узбекистане