
1100
Луганский Сергей Данилович
Годы жизни: (1918 – 1977 гг.)
Легендарный казахстанский летчик, командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка, дважды Герой Советского Союза. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. За период 2-ой мировой войны совершил 390 вылетов, сбил 37 вражеских самолетов, провел 2 воздушных тарана. За период войны участвовал во многих крупных воздушных сражениях, в форсировании Днепра во главе эскадрильи прикрывал советские штурмовики.
Сергей Данилович родился в Алма-Ате. Окончил в 1938 году Оренбургскую школу военно-воздушных сил и в 1949 году Московскую Военно-Воздушную Академию.
Сергей Луганский начал свою боевую карьеру зимой 1939 - 1940 годов, участвуя в Советско-Финляндской войне, где совершил 59 боевых вылетов.
В одном из вылетов с эскадрильей 49-го истребительного авиационного полка, 28 февраля 1940 года, самолёт Луганского был сильно повреждён зенитным огнём и он, несмотря на малую высоту, был вынужден воспользоваться парашютом. В момент прыжка Сергей потерял свои ботинки, а холода в те дни доходили до 40 градусов. Несмотря на это Луганскому удалось добраться до позиций Советских войск.
Уже на следующий день, поднявшись в воздух, он одержал свою первую воздушную победу.
Великая Отечественная война застала его осенью 1941 года на посту командира эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка. Когда вспыхнула схватка с немецкими Ме-109, Луганский сразу одержал 2 победы. Вначале он поймал в прицел «Мессер», расстрелявший на вертикали машину командира полка И. Попова, а затем на крутом вираже атаковал немецкий истребитель, повисший в хвосте у его товарища. Учтя опыт этого поединка, лётчик впоследствии писал: «Нам нужно навязывать врагу свою манеру боя на виражах. Правда, лётчик при этом сильно страдает от перегрузок, но это пока единственное средство измотать противника, лишить его маневренности. Общеизвестно, что немцы не выдерживают лобовых атак, уклоняются от боя на виражах, избегают правых разворотов, чаще всего применяют левые фигуры. Значит, врагу надо навязывать такие положения, при которых дают себя знать конструктивные недостатки «Мессершмитта», несколько зависающего на вертикалях. К примеру, немецкий самолёт взмыл вверх. Гнаться бесполезно: «Мессер» быстроходнее. Лучше уйти в сторону и встретить врага на вираже, атакуя в лоб».
Очень скоро слава о Луганском и его боевых товарищах загремела по всему фронту. Летая под Таганрогом на истребителе ЛаГГ-3, он уничтожил несколько вражеских машин. Вскоре, часть эскадрильи была перевооружена на старые И-16.
Под Батайском и Ростовом - на - Дону С. Д. Луганский сбил 4 вражеских самолёта, был награждён орденом Красного Знамени.
Горечь поражений Луганский испытал, когда новый командир полка поставил ему задачу сопровождать днём 9 тихоходных бомбардировщиков СБ. Пара "ЛаГГов" была просто не в состоянии обеспечить им эффективную защиту - с задания вернулись всего 3 машины.
В разгар Сталинградского сражения капитан Луганский приобрёл уже немалый боевой опыт, и не случайно в штабе фронта именно ему в сентябре 1942 года было приказано прикрыть переправы через Волгу. Прикрыть любой ценой, под угрозой трибунала.
14 сентября в полку оставалось всего 18 самолётов, 8 из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой немецких бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109. Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего «Мессера». В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло «ЛаГГа» начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолёта Лавочкина - после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия Переправы не пострадали...
После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда, за освобождение Украины, Белоруссии.
Особенно успешно действовал во время Курской битвы, только за пять дней (5-10 июля 1943 года) выполнив 15 вылетов, сбив 5 вражеских самолётов. Всего же за время сражений на Белгородском направлении записано на его счёт 14 самолётов, за что был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В июне 1943 года, лётчики его эскадрильи (12 машин) провели знаменитый бой, в котором они атаковали около 80 немецких бомбардировщиков и сбили 12 из них.
По состоянию на 7 августа 1943 года, Луганским было сбито 18 самолётов лично и 1 — в группе. За это он был удостоен звания Героя Советского Союза.
27 сентября 1943 года во время форсирования Днепра у села Мишурин Рог (Кировоградская область) войсками Степного фронта Сергей Луганский во главе эскадрильи прикрывал советские штурмовики.
К ноябрю 1943 года на боевом счету лётчику был уже 31 сбитый самолёт, за что он во второй раз получил высшую степень отличия СССР. С июня 1944 года командовал 152-м гвардейским истребительным авиаполком. Участвовал в освобождении Румынии и Польши, боях в Германии.
В июле 1944 года, по личному указанию Командующего 1-м Украинским фронтом маршала И.С. Koнева, майор С. Луганский был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Всего к маю 1945 года он совершил 390 вылетов, сбив 37 самолётов лично и 6 — в группе.
В ходе боевых действий проявил себя как смелый, мужественный лётчик-ас, талантливый командир. В кратчайшие сроки он умело организовывал боевую работу возглавляемый им частей и подразделений. Большое внимание уделял обучению молодых лётчиков, передаче им своего богатого боевого опыта.
После войны служил в войсках ПВО. В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию. Занимал высшие должности в рядах ВВС Казахстана. Был награжден орденом Ленина, Александра Невского, дважды Красного знамени, дважды Красной звезды и медалями.
Генерал-майор авиации Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей — от МиГ-15 до МиГ-19. С 1964 года генерал-майор авиации С.Д. Луганский — в запасе.
Творческое наследие
Сергей Данилович является автором книг «Hа глубоких виражах», «Hебо остается чистым». Двенадцать эпизодов из книги «На глубоких виражах» вошли в сценарий фильма «В бой идут одни старики».
Умер 16 января 1977 года, похоронен в городе Алма-Ата.
Сергей Луганский был дважды удостоен звания «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
1. Из сборника «Сто сталинских соколов в боях за Родину». Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. http://airaces.narod.ru/winter/lugansky.htm
2. Национальная энциклопедия «Казахстан». Т.4. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2007. - с. 418.
3. Мельников А. Е. Луганский Сергей Данилович. Герои страны. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=429
4. Луганский С. Д. На глубоких виражах. - Алма-Ата: Жазушы, 1966.
5. Луганский С. Д. Небо остаётся чистым. - Алма-Ата: Жазушы, 1970.
6. Кузьмин Н. П. Сергей Луганский. - Алма-Ата: Жазушы, 1968.
7. Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 1. - М.: Воениздат, 1987.
8. Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
9. Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
10. Богатыри крылатой гвардии. - Алма-Ата: Казахстан, 1984.
На родине, в городе Алма-Ата установлен бронзовый бюст Героя.
Мемориальный комплекс «Высота маршала И.С. Конева» установлен в поселке городского типа Солоницевка Дергачевского района Харьковской области (Украина).
Похожие новости
23 Апреля, 16:58
Cостоялось расширенное заседание Совета Ассамблеи народа Казахстана
24 Апреля, 16:26
Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на ХХХІV сессии Ассамблеи народа Казахстана
23 Апреля, 16:36
Прошла III Республиканская молодежная сессия АНК «Ассамблея жастары: Жаңа толқын, жасампаз буын»
26 Апреля, 20:04
ПРЕЗИДЕНТ КАЗАХСТАНА НАГРАДИЛ ПОСЛА ДРУЖБЫ АНК АКБАРА АСАДУЛЛО