Ассамблея народа Казахстана

1307

Масанчи Магазы Лебузович

Годы жизни: (1885 – 1938 гг.)

    Государственный деятель Казахстана, участник революционного движения, Гражданской войны, соратник Турара Рыскулова, Сакена Сейфуллина, Ураза Джандосова, Абдуллы Розыбакиева в деле борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.Государственный деятель Казахстана, участник революционного движения, Гражданской войны, соратник Турара Рыскулова, Сакена Сейфуллина, Ураза Джандосова, Абдуллы Розыбакиева в деле борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.

    Родился в городе Верный. Этнический дунганин. Сын батрака. Член ВКП(б) с 1918 г.

    В 1908-1917 гг. служил рядовым в царской армии. Участник 1-й Мировой войны. Участник революции 1917 года и установления Советской власти в Средней Азий.

    С 1919 года - командир мусульманской роты, помощник командира 2-го запасного батальона, командир мусульманского батальона им. Коминтерна. В конце 1919 года его батальон переброшен в Алматы.

    Летом 1920 года совместно с Тураром Рыскуловым, Сакеном Сейфуллиным, Уразом Джандосовым, Абдуллой Розыбакиевым и другими формирует 8-ю киргизскую (казахскую) бригаду в Верном.

    В 1920 году стал делегатом 9-го съезда Советов Туркестана. В 1921 году принят членом Туркестанского ЦИК, Делегат 3-го Конгресса Коминтерна, встречался и беседовал с В. Лениным.

    С 1921 года - Командир 15-го кавалерийского полка Туркестанского фронта.

    В 1923-1924 гг. - Начальник Джетысуйской областной милиции и областного центророзыска.

    В 1924 - Председатель Джетысуйского областного союза «Кошчи/Бедноты».

    В 1926-28 - Начальник административного отдела Кзыл-Ординского уездно-городского исполкома.

    В 1930 - Начальник Главного управления мест заключения НКВД Казахстана.

    В декабре 1931-1932 - Начальник Главного управления исправительно-трудовых учреждений наркомата юстиции Узбекистана, с 1932 года - заместитель наркома юстиции Узбекистана.

    Организатор дунганского колхоза «Страна Советов», школы имени Биянху в г. Алма-Ата.

    13 января 1936 г. Бюро Казкрайкома ВКП(б) утвержден заместителем начальника ХОЗУ ЦИК и СНК КазССР.

    В 1937 году арестован. Осужден выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР к высшей мере наказания и расстрелян.Родился в городе Верный. Этнический дунганин. Сын батрака. Член ВКП(б) с 1918 г.

    В 1908-1917 гг. служил рядовым в царской армии. Участник 1-й Мировой войны. Участник революции 1917 года и установления Советской власти в Средней Азий.

    С 1919 года - командир мусульманской роты, помощник командира 2-го запасного батальона, командир мусульманского батальона им. Коминтерна. В конце 1919 года его батальон переброшен в Алматы.

    Летом 1920 года совместно с Тураром Рыскуловым, Сакеном Сейфуллиным, Уразом Джандосовым, Абдуллой Розыбакиевым и другими формирует 8-ю киргизскую (казахскую) бригаду в Верном.

    В 1920 году стал делегатом 9-го съезда Советов Туркестана. В 1921 году принят членом Туркестанского ЦИК, Делегат 3-го Конгресса Коминтерна, встречался и беседовал с В. Лениным.

    С 1921 года - Командир 15-го кавалерийского полка Туркестанского фронта.

    В 1923-1924 гг. - Начальник Джетысуйской областной милиции и областного центророзыска.

    В 1924 - Председатель Джетысуйского областного союза «Кошчи/Бедноты».

    В 1926-28 - Начальник административного отдела Кзыл-Ординского уездно-городского исполкома.

    В 1930 - Начальник Главного управления мест заключения НКВД Казахстана.

    В декабре 1931-1932 - Начальник Главного управления исправительно-трудовых учреждений наркомата юстиции Узбекистана, с 1932 года - заместитель наркома юстиции Узбекистана.

    Организатор дунганского колхоза «Страна Советов», школы имени Биянху в г. Алма-Ата.

    13 января 1936 г. Бюро Казкрайкома ВКП(б) утвержден заместителем начальника ХОЗУ ЦИК и СНК КазССР.

    В 1937 году арестован. Осужден выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР к высшей мере наказания и расстрелян.

    При участии Магазы Масанчи большой прогресс развития получил поселок Каракунуз (Масанчи). В 1937 году было построено здание школы, а в 1938 году был установлен радиоузел, открыт узел телефонной связи, почта, амбулатория и больница, появился клуб со стационарной киноустановкой. Каракунуз был одним из первых дунганских населенных пунктов на территории тогдашнего СССР и стал самым крупным и густонаселенным пунктом. В 1920 годы из 17 тысяч населения дунган в Средней Азии, почти 30 % проживали в с. Каракунуз.

    В 1920 годы за счет переездов жителей села Каракунуз (Масанчи) образовались села Шортюбе и другие села. И не случайно сегодня Масанчи в народе считают центром среднеазиатских, в том числе казахстанских дунган. Магазы Масанчи в начале 30 – х годов также помог открыть в Алма-Ате один из первых колхозов, который назывался «Страна Советов».

    С марта 1922 года после отзыва из рядов Красной Армии и направления на партийную работу Магазы Масанчи занимал ряд важных постов в государственных органах Узбекистана и Казахстана. Именно с того времени он уделял внимание образованию молодежи. Он понимал, что будущее немногочисленного этноса дунган в советской стране возможно только при наличии интеллигенции, способной просветить свой народ и интегрировать его в новую жизнь. Масанчи продвигал идею подготовить ряд молодых, образованных технических специалистов и гуманитариев в вузах России, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана и на этой базе развивать этническую культуру. В Алма-Ате в 1933 году на базе дунганской школы №4 (здесь в 1928 году обучались более 200 детей) был открыт Дунганский педагогический техникум им. Биянху, в 1936 году здесь учились 100 человек, в том числе 27 девушек. Здесь работали выпускники вузов г. Ташкента.

    Однако активная деятельность Магазы Масанчи была забыта и в сталинский период он был необоснованно подвергнут репрессиям, в 1938 году расстрелян как «враг народа» по ложному обвинению, несмотря на то, что много сделал для ее установления. Вместе с ним были репрессированы его друзья и соратники - Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Абдулла Розыбакиев, Ильяс Джансугуров, второй секретарь ЦК КП Казахстана Нурпеисов С.

    В тот период были репрессированы большая часть интеллигенции и наиболее заметные деятели всех этносов. Среди дунган известны имена Джумы Абдулина, Карима Маева, Вангара Маянова, бывшего комиссара Дунганского кавалерийского полка Хакима Сулейманова и других.

    Вместе с ними под маховик репрессий попали и простые граждане-земледельцы, неискушенные в политике труженики. В этот период в дунганских селах были закрыты все мечети, а многие священнослужители (ахуны) подверглись репрессиям.

    Во времена хрущевской оттепели, в 1957 г. Масанчи был реабилитирован.

    Из воспоминаний

    В августе 1921 года 8-я казахская бригада, в состав которой входил «дунганский полк» начал переброску пешим ходом своих частей из Семиречья в Фергану для борьбы с басмачами. По воспоминаниям М. Масанчи, это было сделано по просьбе каракунузских дунган, желавших «посмотреть на своих красноармейцев, проститься с ними перед дальним походам». «Мы были приняты как герои… Когда я окончил речь, самый старый из стариков вышел вперед и сказал: -Масанчи! Мои колени дрожат и мне уже не вынуть сабли из ножен. Будь я молод, мой конь не отстал бы от твоего в походе… Старику подали красный шелковый сверток. Он поднял его над головой, точно знамя и продолжал: «Вот здесь священные реликвии нашего народа. Здесь палка Биянху, на которую он опирался, очки, которые он водружал на мужественное лицо, палочки которыми он ел рис. Мы даем эти вещи тебе Масанчи, в знак преданности и уважения к человеку, говорившему с Лениным…».

    В 1928-1930 годах началась политика насильственной коллективизации, в результате чего в Казахстане начался невиданный голод: в течение 1931-1933 годов умерло по разным оценкам от 2-х до 4 млн. человек, более 50% населения республики. Около 1 млн. казахов вынуждены были откочевать в сопредельные союзные республики СССР и за его пределы (Китай, Монголия, Иран и Афганистан). Этот трагический период казахского голодомора получил в народе название «Ашаршылық».

    Известный дунганский поэт Хия Лаахунова в своих воспоминаниях описывал страшные картины голода в Степи, которые он увидел, будучи ребенком, уходя с семьей из села Каракунуз (Масанчи) в город Токмак.

    По другим воспоминаниям очевидцев лихолетий Ашаршылықа в селе Каракунуз (Масанчи), дунганин Имар Губар усыновил двух мальчиков-сирот казахов по имени Карабайсеит и Сарыбайсеит. По воспоминаниям сельчан, когда уже взрослый, но очень привязанный к приемной родне Карабайсеит приезжал к ним в гости верхом на лошади и обязательно с подарками, то подъезжая к дому, громко на дунганском кричал: «Ма во хуэлели!» («Мама я вернулся!») и крепко обнимал свою маму-дунганку.

    Степь была полна подобных семейных историй, когда несмотря на царившую вокруг смерть и отчаяние, люди не теряли человеческих качеств и находили силы на проявление милосердия, отзывчивости, благодарности, не делясь по крови и вере.

    Масанчи был награжден орденом «Красного Знамени», в ознаменование 10-й годовщины Революции «За заслуги и как активного участника гражданской войны» серебряным портсигаром и золотыми часами.

    1. Алма-Ата. Энциклопедия. / Гл. ред. М. К. Козыбаев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской Советской энциклопедии, 1983. — С. 350. — 608 с.

    2. Шупейкин В. Придет Масанчи – побегут басмачи. Именем выдающегося дунганина в Алматы названа улица. 13.06.2008. https://centrasia.org/newsA.php?st=1213364760

    3. Вансванова М.Н. «Дунгане: люди и судьбы». Алматы, 2005.

    4. Национальная энциклопедия «Казахстан». Т.4. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2007. - с. 418.

    5. Имазов М.Х.  «Роль Магаза Масанчи в подготовке первых кадров дунганской интеллигенции». Бишкек, 2006.

    6. Машанло М.Д. Шеньсийские дунгане в Кыргызстане и Казахстане. диссертация на соискание ученой степени… Бишкек, 2009.

    7. Ибрагим Сулейманов. Международный дунганский фонд 10 февраля 2019 г. https://ok.ru/group55240622997626/topic/

    151606268634490

    8. Вансванова М.Н. «Магазы Масанчи: по следам судьбы». https://centrasia.org/person2.php?st=10697886151. Алма-Ата. Энциклопедия. / Гл. ред. М. К. Козыбаев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской Советской энциклопедии, 1983. — С. 350. — 608 с.

    2. Шупейкин В. Придет Масанчи – побегут басмачи. Именем выдающегося дунганина в Алматы названа улица. 13.06.2008. https://centrasia.org/newsA.php?st=1213364760

    3. Вансванова М.Н. «Дунгане: люди и судьбы». Алматы, 2005.

    4. Национальная энциклопедия «Казахстан». Т.4. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2007. - с. 418.

    5. Имазов М.Х. «Роль Магаза Масанчи в подготовке первых кадров дунганской интеллигенции». Бишкек, 2006.

    6. Машанло М.Д. Шеньсийские дунгане в Кыргызстане и Казахстане. диссертация на соискание ученой степени… Бишкек, 2009.

    7. Ибрагим Сулейманов. Международный дунганский фонд 10 февраля 2019 г. https://ok.ru/group55240622997626/topic/

    151606268634490

    8. Вансванова М.Н. «Магазы Масанчи: по следам судьбы». https://centrasia.org/person2.php?st=1069788615

    В честь Магаза Масанчи установлен памятник и названа улица в Алматы. Рядом проходит улица Амангельды - другого участника установления советской власти.

    В 1962 его именем названо село в Кордайском районе Джамбулской области.

    Также в городе Алматы на Аллее выдающихся деятелей установлен бюст Масанчи на постаменте.

Возврат к списку