
401
Романенко Эмануэль
Годы жизни: (1903 – 1970 гг.)
Потомственный тульский мастер музыкальных инструментов. Современный стандарт казахской домбры, который сейчас делается многими мастерами и известен далеко за пределами страны был разработан Эмануэлем Романенко в начале 30-х годов ХХ века.Потомственный тульский мастер музыкальных инструментов. Современный стандарт казахской домбры, который сейчас делается многими мастерами и известен далеко за пределами страны был разработан Эмануэлем Романенко в начале 30-х годов ХХ века.
В начале 1930-х годов к созданию новых вариантов домбры Жубанов Ахмет Куанович привлек талантливых мастеров – братьев Бориса и Эмануэля Романенко, которые приехал в Казахстан. Эмануэль остался жить и работать в Алма-Ате.
В 1932 году были разработаны и созданы первые образцы оркестровых инструментов – домбры и кобыза.
После 1933 года Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мастерскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. В музыкально-экспериментальной мастерской трудился композитор Евгений Брусиловский, также приглашенный Ахметом Жубановым из Ленинграда. Тогда и были изготовлены первые образцы казахских музыкальных инструментов.
Сотрудники музыкально экспериментальной мастерской приступили к усовершенствованию казахской домбры. Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В.В. Андреева.
Началась работа по подбору материалов для производства целой серии домбр. На корпус инструмента подходил набор ореховых планок, на гриф шла береза, а дека изготовлялась из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Своим овальным корпусом и длинной шейкой новый инструмент напоминал домбру, распространенную в Западном Казахстане.
Были разработаны форма и размер, и по чертежам, выполненным в музыкально-экспериментальной мастерской через несколько месяцев, был представлен образец новой домбры. На грифе замен передвижных перне установлены закрепленные в определенном интервальном соотношении лады. Струны на домбру натягивались не самодельные — это были фабричные кетгуты, выдерживающие высокую настройку. Что способствовало чистому сильному звучанию инструмента и переходу к темперированному строю. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй.
Творческое наследие
Первый экземпляр братьев Романенко была передан на испытание домбристу Махамбету Букейханову, который принимал активное участие в работе экспериментальной мастерской по усовершенствованию казахских народных инструментов.
В 1942 году Эмануэль Иосифович Романенко перешел в мастерскую Казахской филармонии. Здесь для оркестра казахских народных инструментов разработал и изготовил разновидности домбры. Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров. Мастер вложил огромный вклад в усовершенствования домбры и кобыз - пикколо, прима, альт, тенор и др.
С 1952 года и до конца своей жизни Эмануэль Иосифович работал в музыкально - экспериментальной мастерской Алма-Атинской консерватории. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.
Домбры, изготовленные Э.И. Романенко, имеют свой неповторимый звук. Сегодня во всем Казахстане сыщется несколько инструментов от выдающегося мастера.
В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание.
Воспоминания: «В первые годы работы в музыкально-экспериментальной мастерской и кабинете по записи и обработке народного творчества в решении проблемной задачи-исследования и усовершенствования народных музыкальных инструментов встречались большие трудности. Не было современных казахских музыкальных мастеров-профессионалов, кроме отдельных кустарей-инкрустаторов, которые могли бы изготовлять домбру и кобыз на основе закона акустики», - Ахмет Жубанов.
«Домбра – это целая философия, целый мир. Верная спутница казахов заслуженно занимала в юрте почетное место – төр. Посредством домбры степняки вели беседу, спорили, доносили вести, выказывали уважение, рассказывали о своей любви…»
«К домбре казахи всегда относились с особым уважением. – В студенческие годы в Алма-Ате я часто приходил в мастерскую Романенко при музыкальной консерватории и любовался его работой. Меня тянуло туда, словно магнитом. Цена за изделие была большой для студента. Купить без ущерба для скромного бюджета не мог, вот и смотрел, – вспоминает Мырзатай Жолдасбеков. – Это был истинный шебер – мастер, которого природа наградила золотыми руками и внутренним чутьем».
Эмануэль Романенко скончался в 1970 году и похоронен в Алма-Ате.
1. Шәкәрім Ж. «Көне дүние күмбірі». Алматы, 2013.
2. Сарыбаев Б. «Қазақтың музыкалық аспаптары». Алматы, 1981.
3. Еңсепов Ж. «Домбыра» журналы Алматы, 03. №1. 2007.
4. Абишева Б. Темір үзер қылыштың аты болар «Алдаспан». «Новая музыкальная газета». № 2. 2011.
5. Назарбаев Н.А.: Домбра - паспорт и бренд казаха 01.07. 2018. Tengrinews.kz. https: // tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-dombra-pasport-i-brend-kazaha-347945/
6. Домбыра аспабының шығу тарихы және арт индустриядағы даму деңгейі А. Джумагалиева, Ерасыл Қаумбаев, «Ақиқат» журналы, 20.07.2015. http: // akikat.kazgazeta.kz/?p=6085
7. Антонов С. Загадка казахской души: как появилась домбра и в чем секрет ее звучания / HISTORY 24.07.2018. https://www.voxpopuli.kz/history/zagadka-kazahskoy-dushi-kak-oyavilas-dombra-i-v-chem-sekret-ee-zvuc...
8. Нокрабекова З. Звуком и статью своей увлекая / «Казахстанская правда». - 5.05.2017. https://kazpravda.kz/articles/view/zvukom-i-statu-svoei-uvlekaya
16 Мая, 22:40
Cостоялось заседание депутатской группы Парламента РК «Бір ел – бір мүдде»
21 Мая, 17:52
В ДОМЕ ДРУЖБЫ ГОРОДА ШЫМКЕНТА ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛУБА ЖУРНАЛИСТОВ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА
21 Мая, 18:24
В ГОРОДЕ КОСШЫ ПРОШЕЛ ОБЛАСТНОЙ ФОРУМ «ОТБАСЫ – МЕЙІРІМ МЕКЕНІ»
21 Мая, 10:08
А.Кайырбек исполнил кюй на вершине Гималаев и поздравил АНК с 30-летием