Ассамблея народа Казахстана

2133

Янушкевич Адольф Михайлович

Годы жизни: (1803-1857 гг.)

    «Акмола – будущая столица всей степи»
    Янушкевич
    «Эх, уж и не знаю, смогу ли я открыть вторую Ниневию. - Ниневию? Что это? – спутник, что постарше, азиатской наружности, переспросил удивленно. Это такой древний город… - его собеседник жадно вдохнул терпкий степной воздух и, улыбнулся. – …Вот помяни мои слова, Кунанбай, когда-нибудь это место станет самым центром всего степного края». Вдали, на берегу Ишима, виднелись очертания недавно построенной крепости. Казахский бий Кунанбай и польский повстанец, который предсказал будущее Астаны. Его имя - Адольф Янушкевич.
      Сфера деятельности, в которой оставлен наибольший след
    Есть личности, чьи идеи и дела оказывали значительное влияние на культуру нескольких народов. К таким выдающимся деятелям относится Адольф Янушкевич, революционер, поэт, этнограф, путешественник и писатель, чье имя одинаково значимо для казахов, русских, белорусов. Широко известны следующие его научные труды: книга «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям», поэма «Киргиз», «Дневник поездки в Сибирь». Его произведения переведены на несколько языков. Его дневники и письма стали для исследователей и историков сводом бесценных сокровищ и документальных сведений. Уникальным достоинством писем и дневника А.Янушкевича является и то, что он создал яркие запоминающиеся образы казахских волостных, султанов, биев, батыров. 

    В 1830 году вспыхнул Варшавский мятеж, в котором участовал Адольф Янушкевич. Восстание было подавлено. Янушкевича отправили на пожизненную ссылку в Сибирь. Из глубины России Адольф попадает в Северный Казахстан, в деревню Желяковка, что недалеко от Петропавловска. Янушкевич всей душой полюбил новую родину, самостоятельно освоил казахский язык и прекрасно им владел, что позволило ему собрать народный фольклор и систематизировать его в своих произведениях. Он даже одевался согласно степным обычаям.
    «Когда мне случается мчаться по степи на хорошей лошади, я испытываю необъяснимую радость, пою, сердце мое разгорается, растроганный, я вспоминаю мою семью, мечтаю, как во сне моей юности», - пишет он в своих дневниках.
      Воспоминания современников, мнения исследователей, высказывания учеников, потомков
    Особенно ценны страницы дневника Янушкевича, посвященные бию Кунанбаю Ускенбаеву, отцу великого казахского поэта Абая. Бий Кунанбай упоминается А. Янушкевичем множество раз «… бий Кунанбай. Они были очень дружны. В письме к польскому поэту Зелинскому Янушкевич писал: «Немного старше султана Барака бий Кунанбай; это тоже великая знаменитость в степи. Сын простого киргиза, наделенный от природы здравым разумом, удивительной памятью и даром выступать, деловит, он заботится о добре своих соплеменников, великий знаток степного права… он хорошо знает русские уставы… Кунанбай завоевал себе славу пророка, к которому из самых отдаленных аулов спешат за бескорыстным советом и млад, и стар, бедные и богатые». Действительно Кунанбай предстает у Янушкевича совсем другим человеком. Вот из другого письма: «Облечённый доверием сильного рода Тобыкты, избранный на должность волостного управителя, исполняет её с редкостным умением и энергией». «Степным Геркулесом» назвал Янушкевич султана Барака в этом же письме. 
    Когда именно они познакомились с Кунанбаем неизвестно. По преданию Адольф даже нянчил годовалого Абая и вылечил его от опасной болезни. Степная слава ссыльного революционера не расходилась с делами: известно, что Адольф Янушкевич действительно лечил многих в степи от лихорадки, мирил и объединял враждующие роды, добросовестно переписывал местное население. 
    Надев казахский чапан, неутомимый путешественник добрался до хребтов Алатау, описал историческое торжество – байгу, сохранил для потомков многие легенды, рассказанные ему у подножия гор слепой девушкой Джазык. Казахи любили Янушкевича, считали его своим. «Очевидно, - записал наш соотечественник, - я постепенно преобразуюсь в «киргиза», и юрта становится для меня обычным жильем».
    Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом
    Путешествия А. Янушкевича в казахские земли длились с 1848 по 1857 годы, до Кокшетау и Акмолинска, вплоть до Памира, А. Янушкевич излагал о них в «Письмах из киргизских степей» и в книге «Дневники и письма». Колоритные описания повседневной жизни казахов, быта, традиций и обычаев, сведения про самобытную культуру, исторические свидетельства дошли до нас и благодаря его частной переписке с друзьями и семьей.
    Когда тот же поэт Зелинский попросил использовать его записки в своей поэме, Янушкевич разрешил, но только при одном твердом условии: «О моих любимых киргизах – только положительное!»
    Около месяца Адольф Янушкевич провел в окрестностях Каркаралы, на берегах речки Талды и озера Карасор, в горах Куу. «Мы приблизились к Кувским горам, в которых Попов перетапливает олово, доставляя уголь из Баян­аульского округа. Вид этих гор очень живописен: вершины издали кажутся руинами рыцарских замков. Проехал 40 верст, заночевали у джатаков», – записал он в дневнике.
    В воспоминаниях Адольфа Янушкевича есть свидетельства и о встрече с волостным Таттимбетом, автором множества замечательных кюев. В Каркаралинских горах он восхищался прекрасными видами природы, отдыхал в юртах и слушал рассказы их обитателей

    Мемуары и эпистолярное наследие Адольфа Янушкевича являются ценным трудом по истории Казахстана. Интересны его записи и о казахском языке того времени: «В Семее, построенном на месте городищ и разрушенных джунгарских городов, население составляет около 7 тысяч человек, большая часть из них татары, ташкентцы, бухарцы. Везде и исподволь используется казахский язык. Даже половина чрезмерно культурного и интеллигентного в этих краях русского населения свободно говорит на этом языке, как наши милые дамы разговаривают на французском» (А.Янушкевич «Дневники и письма» (на казахском языке). Алматы, изд. «Жалын», 1979г., С.23.). 

    Следовательно, статус казахского языка был чрезмерно высок и находился на таком уровне до утверждения тоталитарной системы.

    Вдохновляющими являются слова Янушкевича в его дневнике: «Народ, который одарен Творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации: дух её проникнет когда-нибудь в киргизские пустыни, раздует здесь искорки света и придёт время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов».

    ·         Книга «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям» 

    ·         Поэма «Киргиз» 

    ·         «Письма из киргизских степей» 

    ·         «Дневник поездки в Сибирь»

    1. Янушкевич А.М. Дневники и письма из путешествий по казахским степям. -Алматы: Международный клуб Абая, 2005. – 236 с. 

    2. Радлов В.В. Труды по казахской этнографии. – Павлодар: ЭКО, 2005. – 173 с. 

    3. Культикова Р. Янушкевич и декабристы. Газета «Тагильский рабочий» от 24.10.1987. 

    4. Касымбаев, Ж. Старший султан Кунанбай Оскенбаев и его окружение: посвящается 200-летию со дня рождения Кунанбая Оскенбаева. Изд. 2-е, перераб. Алматы, Кітап, 2004. 208 с. 

    5. Савченкова, Татьяна Павловна. Ишим и литература: век XIX-й: очерки по литературному краеведению и тексты-раритеты / Т. П. Савченкова; Ишим. краевед. музей. - Ишим: Изд-во ИГИ, 2004. 

    6. Стельмах Е. Свет неоткрытой звезды. // Простор, 2017. - №3. - с.150-162.  

    7. Материалы сборника конференции, посвященной 210-летию Адольфа Янушкевича. Петропавловск, 2012. 

    8. Мальдис, Адам. Письма из степи. Драматическая судьба уроженца Несвижа Адольфа Янушкевича. «СБ-Беларусь Сегодня». - 28.01.2009.

     

    Дневники и письма А.М. Янушкевича были собраны друзьями и родственниками и изданы в двухтомной книге «Жизнь Адольфа Янушкевича написанные из казахских степей» в начале в Париже в 1861 году, а затем в 1875 году в Берлине. 

    Александр Одоевский, одно время живший в одном доме с Янушкевичем, посвятил ему два стихотворения. А Густав Зелинский на основе дневниковых записок и писем Янушкевича создал свою знаменитую поэму «Киргиз». 

    Улицы в честь А.М.Янушкевича названы в Семее, в Нур-Султане (с 2003 г.), в Алматы, в Усть-Каменогорске (с 2019 г.).

    На казахском языке издана книга «Сын Польши». 

    Его именем решено назвать улицы в Минске, Несвиже и Дзержинске.

    «Казахфильм» начинает работу над фильмом «Долгое эхо», посвященному судьбе польского писателя, революционного деятеля и этнографа Адольфа Янушкевича. 

    В «Варшавской библиотеке» были напечатаны его письма под заглавием: «Listy ze stepów Kirgizkich» и «Wyjątki z dziennika podróży»; затем эти письма были собраны и изданы отдельно под заглавием: «Żywot Adolfa Ianuszkiewicza i jego listy ze stepów Kirgizkich» (1861 г.).

    «Encyklopedyja Powszechna» (Варшава, 1863 г.), т. 13, стр. 60, 61.

Возврат к списку