Қазақстан халқы Ассамблеясы

Этносы Казахстана

КИТАЙЦЫ (самоназвание – хань, ханьцзу, ханьжэнь, чжунго жэнь) – этническая группа Казахстана. В Казахстане живет 3,4 тыс. чел. (2009). китайцы – основное население КНР, крупнейший по численности народ мира. Общая численность – более 1,3 млрд чел. Начиная со средневековья, китайцы стали широко расселяться по всему миру, но прежде всего в соседние государства. Широкий размах китайская эмиграция приобрела во 2-й половине 19 – 1-й половине 20 в. За рубежом проживают значительные группы китайцев. В Сингапуре китайцы составляют около 80% населения страны, в Малайзии они второй по численности этнос. Крупные китайские общины расселены дисперсно в других странах Юго-Восточной Азии (в Таиланде, Индонезии, Мьянме, на Филиппинах, во Вьетнаме, в Камбодже, Брунее) и Восточной Азии (в Сянгане, Аомыне (Макао), Японии и Корее), также в различных странах Америки, Европы, Африки, Австралии и Океании.

Язык. Говорят на различных диалектах китайского языка. Основополагающая роль в поддержании единства китайского языка в многовековой сложной истории страны всегда принадлежала китайской иероглифической письменности, начало которой восходит ко 2-й половине 2-го тыс. до н. э., и непрерывности существования китайской государственности.

Религия. Верующие китайцы признают три учения: конфуцианство (жуцзяо), даосизм (даоцзяо), буддизм (фоцзяо) сев. толка (секта махаяна).   Ислам стал распространяться в Китае среди хань, начиная с 7–8 вв. на северо-запад через персидских, тюркских и арабских торговцев, на юго-востоке – через арабских купцов, прибывавших морем. В более позднее время получили определённое распространение христианские вероучения (католичество, протестантство, православие и др.).

История. В этнической истории древних предков китайцев принимали участие многочисленные племена, которые принадлежали к различным типам монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках. Одним из основных компонентов, позднее вошедших в состав предков древних китайцев, считают племена яншао, живших в 4-м тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхэ. В результате произошедшего смешения с племенами южного, возможно, тайско-индонезийского происхождения во 2-й половине 3-го тыс. до н.э. стали формироваться племена ся, историю которых, некоторые современные китайские историки рассматривают как начало сложения «чжунхуа миньцзу» – общности народов страны. Таким образом, история народа насчитывает пять тысяч лет существования. В 18 в. до н. э. на территории современных провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань сформировалась иньская (шанская) общность, генетически связанная с предыдущими насельниками. В начале 11 в. до н. э. иньцы были покорены родственными им племенами чжоусцев – потомков западной ветви яншаоских племён. Вдоль р. Хуанхэ продолжались миграции различных племён – предков древних китайцев на восток, вплоть до морского побережья полуострова Шаньдун, где они встретились, по всей вероятности, с сев. ветвью юэ, принадлежавших к протоиндонезийцам, а также племенами – предками тунгусо-маньчжуров. Между иньцами и чжоусцами происходило довольно интенсивное взаимодействие, что в конечном итоге привело к формированию в 7–6 вв. до н. э. новой этнической общности хуася – прямых предков древних китайцев. К 1-й половине 1-го тыс. до н. э. относится формирование на основного разговорного языка древнего литературного языка вэньянь, который начиная с 1-го тыс. н. э. вплоть до 20 в. играл важную роль средства письменного общения. Политическая история оказывала немалое влияние на развитие китайского этноса на всех этапах его развития: по названию династии они получили своё название Хань. Консолидации ханьского этноса способствовала борьба с иноземными завоевателями и правителями и установление после длительного чужеземного правления национальной династии Мин (14–17 вв.). В 14 в. сложились основные черты современного китайского этноса. В Минскую эпоху произошло значительное организованное переселение китайцев из северных и восточных районов на юго-запад (особенно на территории современных провинций Гуйчжоу и Юньнань). Во время династии Цин сформировались в основном современные государственные границы страны. В последней четверти 18 в. было покорено Жонгарское ханство, на севере-западе была организована провинция Синьцзян («Новая граница»), однако ханьцы неохотно переселялись в район с непривычными для них природными условиями. Зато значительные массы их двинулись на сев.-вост. в Маньчжурию в кон. 19 – нач. 20 в. Ханьцы и их предки на протяжении многовековой истории расширяли ареал своего расселения, но они не только ассимилировали самые разные народы и их отдельные группы на сев., вост. и особенно на юге, но и многое перенимали из их хоз.-культурных традиций, что оказывало определённое влияние на усиление их регионального самосознания. В частности, на развитие китайской культуры оказали влияние маньчжуры во время своего правления страной. В 1912 г., после свержения маньчжурской династии, образовалась Китайская Республика. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Культура. Традиционное жилище китайцев – дом каркасно-столбовой конструкции. Стенные проёмы между несущими кровлю столбами на севере заполняют сырцовым или обожжённым кирпичом, на юге – досками или расщеплённым бамбуком. Интерьер китайского жилища исключительно прост. На севере обязательной является тёплая лежанка, связанная с печкой (кан). Китайцы – опытные пашенные земледельцы как на богаре, так и на поливных полях. На севере основной зерновые культуры – пшеница, просо, гаолян, кукуруза, основное животные – волы и коровы, на юге соответственно – рис и буйвол. Повсеместно разводят свиней, птицу, занимаются огородничеством. Основные технические культуры - конопля, хлопок, рами, разводят тутового шелкопряда. Из садовых на севере преобладают яблони, груши, персики, хурма, сливы, на юге – цитрусовые, бананы, ананасы, личжи, папайя, развито чаеводство. Одежда китайцев состоит из левополой с запахом на правую сторону хлопчатобумажной куртки и широких штанов, летом обувь матерчатая. Женская и мужская одежда практически почти не отличаются как по покрою, так и по составу. Праздничной женской городской одеждой является цельнокроеное узкое платье с глубокими разрезами по бокам (ципао), заимствованное у маньчжуров. На севере зимняя одежда аналогична летней, изготовляется на ватной подкладке, шапка ватная или меховая. Традиционная пища китайцев исключительно богата и разнообразна, в зависимости от района проживания. Широко известны несколько региональных комплексов пищи, в которых преобладают горькие, сладкие, кислые или иные компоненты. Основной пища (чжуши) готовится из крупы или теста преимущественно на пару, второстепенная, сопроводительная (фруши) – блюда из мяса, овощей или морских продуктов готовят на растительном масле в котле на сильном огне. Любимое мясо – свинина. Для вкуса в пищу добавляют кунжутное масло. На праздник весны - традиционный китайский Новый год обязательно делают пельмени, на день рождения – длинную лапшу и т.д. Рис подают в пиалах, пищу берут и едят палочками. Китайские напитки обычно крепкие, с сильным, острым запахом, пьют мелкими мерками. Перед едой обычно подаётся чай, сортовое разнообразие которого весьма велико. Суп по традиции едят в конце.