Қазақстан халқы Ассамблеясы

Этносы Казахстана

УЙГУРЫ (самоназвание – уйгур) – этническая группа Казахстана. Уйгуры начали впервые селиться на территории Казахстана в 1860–80-х гг., после подавления уйгурского восстания в Китае. В период открытых границ между СССР и КНР в 1960-х и 1970-х гг. прибыли две новые волны уйгурских переселенцев, которые разместились в основном в Алматинской области. Общая динамика численности уйгуров Казахстана свидетельствует об увеличении уйгурского этноса, проживающего по-прежнему в основном на юге страны. Численность уйгуров в Казахстане – 245,7 тыс. человек, в том числе в Акмолинской – 220, в Актобинской – 129, в Алматинской – 2,6 тыс, в Карагандинской – 624, в Костанайской – 154, в Кызылординской – 144, в Мангыстауской – 171, в Южно-Казахстанской – 3,8 тыс., в Павлодарской – 204, в Северо-Казахстанской – 128, в Восточно-Казахстанской обл. – 972, в г. Астана – 80,3 тыс. человек (2014). Уйгуры – один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии. Они издавна расселены на территории Восточного Туркестана (совр. Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Основная масса уйгуров проживает в СУАР КНР, живут также в Турции, ОАЭ, Австралии, Канаде, Германии, США, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане. Общая численность – около 10 млн человек (2015).

Язык. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков. Делится на восточный (Или), южный (Хотан) и центральный (Лобнор) диалекты. Начиная с XI в. уйгуры использовали арабский алфавит. В Казахстане и Центральной Азии начиная с 1930 г. уйгуры использовали латинский алфавит, а с 1947 г. – кириллицу.

Религия. Уйгуры – мусульмане-сунниты.

История. В древние времена основным местом жительства уйгуров считался Восточный Туркестан. В 1760 г. эту область завоевала империя Цинь, и изменила название Восточного Туркестана на Синьцзян (Синьцзян – новое место, новая граница). Позже переименовали в Уйгурский автономный округ Синьцзян. В связи с разнообразием племен, участвовавших в этногенезе, в настоящее время уйгуры с антропологической точки зрения являются неоднородными. Если в Южной Кашгарии большинство групп памиро-ферганской расы, у жителей северной части Восточного Туркестана – примешан монгольский элемент. В древности дальние предки кочевых уйгуров, обитавшие на земле монголов, входили в племенные союзы хуннов. Затем были в составе каганата жужаней и Тюркского каганата. После распада Тюркского каганата (VIII в.), уйгуры, обитавшие вдоль рек Селенга, Орхон, Тола, создали Уйгурский каганат. В 840 г. Уйгурский каганат распался. Затем, перекочевав в западную часть Восточного Туркестана и Ганьсу, в Турфанском оазисе ( 847–1369), в Ганьсу (847–1036) создали независимое государство. Государство в Ганьсу разрушили тангуты, затем в XIV в. уйгуров Восточного Туркестана объединили с Моголистаном. Уйгуры, кипчаки, карлуки, чигилы, ячма, куманы и другие в Восточном Туркестане влились в одну этническую группу с местными жителями. В IX–X вв. у уйгуров распространился буддизм, затем его новое направление – махаяна (60-е г. VIII в.). В XI–XVII вв. приняли мусульманство. В XVII–XVIII вв. У. были захвачены Жонгарским ханством, с XVIII в. – империей Цинь. Уйгуры многие годы вели войну против маньчжуро-китайского угнетения. В 1944–49 гг. в трех регионах появилась Восточно-Туркестанская Республика. В 1949 г. после победы коммунистической партии Китая, Восточный Туркестан был вынужден подчиниться Китаю. Принимая во внимание данную ситуацию, КНР в 1955 г. создала Синьцзян-Уйгурский автономный район. В 1950–60 гг. местная власть провела карательные меры. Часть уйгуров переселили в другие регионы, а вместо них поселили китайцев.

Культура. Богатый многовековой фольклор, который состоит из народных сказок, легенд, юмористических рассказов, героических и лирических стихотворений, пословиц и поговорок, загадок и др. Из произведений, дошедших до наших дней, известна первоначальная версия эпоса об Огуз-кагане, легенда о Козы Корпеш и Баян Сулу (уйгурская версия «Козы Корпеш и Баян Сулу»), о Шынтемире и других батырах, любовные романы («Тахир-Зухра, Жусуп-Зылиха») и т.д. В конце XVIII– начале XIX вв. для развития уйгурской литературы приложили много усилий такие поэты, как Шайр Ахун, Арши, Хислат, Кашари и др. В уйгурской литературе XIX в. особенно известен Вилал Назым (1824–99). В годы советской власти начала развиваться казахстанская уйгурская литература. Театр музыкальной комедии был открыт в 1943 г. в г. Алматы муз. драмой «Анархан» Д. Асимова и А. Садырова. В разные годы в репертуаре театра ставились спектакли по произведениям русских, узбекских, кыргызских, башкирских, азербайджанских, грузинских и казахских писателей: М. Ауэзова («Айман-Шолпан»), Г. Мусрепова («Козы Корпеш и Баян Сулу» и «Кыз Жибек»), С. Муканова («Кашгар кызы»), Ш. Хусаинова («Шолпан», «Кайран Гакку»), К. Мухамеджанова («Бөлтірік бөрік астында»), К. Байсеитова и К. Шангытбаева («Беу, қыздар-ай», «Ой, жігіттер-ай»), С. Шаймерденова («Дөкей келе жатыр»), пьесы зарубежных драматургов (У. Шекспир, Лопе де Вега, А. В. Вальехо). Уйгуры имеют множество музыкальных инструментов. К ним из струнных относятся – гиджак, дутар, тринадцатиструнный ситар, тамбир, равап, шанза, йанджин, чан, калун; духовые инструменты – най, канай, сунай, кошнай, керней, дап, награ, тевилваз; ударные инструменты – думбак, сапайи, чакчак, кошук, джан. Мужчины носят костюм, длинную рубашку со стойкойворотником (койнэк) и широкие штаны (тамбал), поверх рубашки короткий бешмет, длинный халат (чапан), зимой – тон (жута). Головной убор – такия (допа), тканевая шапка (топа), носили шапки, отделанные соболем, норкой, кожей. Нац. блюда – токач, катлима, пошкал, санза; к первым блюдам относятся лапша, лагман, халиваш; ко вторым – плов, манты, чошуро, шавла, гошнан, пюре. Употребляют черный и зеленый чай. Любимое блюдо уйгуров – атканчай, приготовленный из сметаны, молока, сливочного масла, соли и хлеба.

 

Общественное  объединение  «Республиканский  культурный центр уйгуров Казахстана» является центром сохранения и распространения уйгурской культуры, традиций и языка. При Институте востоковедения Академии наук Республики Казахстан работают отделения – «Уйгуроведение» и уйгурских писателей. Национальные масс-медиа преимущественно сосредоточены в местах компактного проживания представителей уйгурского этноса,– так, в Алматы и Алматинской области на уйгурском языке выходят 11 печатных СМИ, работает еженедельное вещание на Казахском радио.

Одним из важных элементов воспитания национального самосознания у будущего поколения являются языковые школы: в Республике 14 школ обучают детей на уйгурском языке, около 50-ти имеют классы с уйгурским языком обучения. Уйгурский  народ  имеет  богатую  и  своеобразную  культуру – монументальную культовую архитектуру, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство, особенно в миниатюрной живописи, и это стало основой для создания Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова – первого и единственного в мире профессионального театра уйгурского народа. Здесь работают четыре труппы: драматическая, фольклорная группа «Нова», эстрадная группа «Яшлык» и балетная труппа.

Хасанов Ф., председатель уйгурского культурного центра во время церемонии открытия выставки художника Курбанова Д. в уйгурском культурном центре. г. Алматы,1997 г.

Творческий коллектив ЭКЦ уйгуров Казахстана

Уйгуры Орал

Уйгурский вокально-инструментальный ансамбль «Яшлык» 1970г.