Ассамблея народа Казахстана

Айзан Хатаева: Абай видел условия процветания страны именно в развитии международного бизнеса

Абай Кунанбаев - величественное явление в мировом масштабе, что по истечении времени мы не только не постигаем глубину мыслей, деяний, напротив, вопросов становится больше и больше. Мир великого поэта так огромен, что научные поиски новых фактов о его жизни и деятельности остаются актуальными и по сей день. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», писал Сергей Есенин.


Творчество Абая посвящено жизни родного народа. По разным оценкам специалистов, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, 3 поэмы. Была и четвертая поэма - незавершенная работа Абая - поэма «Уадим». В поэтической форме осуществлялся перевод на казахский язык и незавершенного романа «Вадим» великого русского поэта М. Лермонтова.

Талант Абая как переводчика литературных произведений связан с именами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, Гете, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Дельвига и Полонского. Интересно, что при жизни поэта было опубликовано всего лишь несколько стихотворений. впервые книга произведений Абая вышла в 1909 году в Санкт-Петербурге, через пять лет после его смерти. В свою очередь произведения великого поэта были переведены на более 60 языков народов мира.

Абай стоит у основания казахской письменной литературы. Он также внес и другие новшества в казахскую поэзию, новые строфы: восьмистишие и шестистишие.

Хочется остановиться на самых проникновенных произведениях великого поэта - так называемых «Гаклия». «Слова назидания» - сорок пять «Слов», содержащие как философские раздумья поэта о волнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения, «адресованные к слушателю-собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз». Слушателями поэт считал преимущественно людей старшего поколения. Создавались они в течение девяти лет, «Слова» – беседы, в которых высказал свои сокровенные думы, чаяния, скорбные жалобы на современников, равнодушных к его голосу.

Исследователи творчества Абая отмечают жанровое своеобразие «Слов назидания»: «Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести «Назидания». Здесь и философско-моралистические, и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной беседы со своим читателем, «Слова», прежде всего, отличаются исключительно тщательной стилистической отделанностью», - писал Мухтар Ауэзов, крупный исследователь творчества Абая.

«Слова назидания» - это обращение к читателю, как бы диалог, своеобразный плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», и философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа.

В Назиданиях поэт поднимает вопросы морали, истории, педагогики. Поэт и мыслитель предостерегал молодежь от несерьезного отношения к науке: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не останется в стороне».

Подобно тому, как Николай I обязал всех чиновников посмотреть постановку «Ревизора», нам следует не искать каких-либо общественных моделей, которые можно применить в нашей стране, а вчитываться в «Слова назидания», в которых мы можем найти ответы на злободневные вопросы.

Сегодня наша страна решает задачу вхождения в тридцатку лучших стран мира в рамках реализации «Рухани Жангыру». А ведь именно Абай говорил о выходе на новый уровень.

Абай высоко ценил казахское народное творчество, знал народные песни, кюи. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений

Он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи.

«Музыка - отблеск чувства, настроения, жизни. Надо уметь ее слушать. Надо вникать в нее глазами мысли», - писал композитор Абай.

Нельзя не сказать об общественной деятельности просветителя. Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности в общественной деятельности и великого просветителя.

Летом 1885 года Абай принимал участие в разработке степного положения, известного в народе под названием «96 статей Абая», или «Чарское положение». Он не раз высказывался по поводу устройства казахского общества, был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.

Абай учил, что развитие торговли не следует ограничивать рамками одного города или одной страны. В те времена не было понятия «бизнесмен», но мы можем переложить рассуждения поэта на сегодняшнюю ситуацию и придем к выводу, что именно в развитии международного бизнеса он видел условия процветания своей страны.

Неоценима роль мыслителя в духовном становлении казахского народа. Учение Абая тесно связано с духовным возрождением народа, а мудрость его созвучна с современностью. Прикосновение к творчеству Абая пробуждает мысли, дает всплеск новым чувствам и эмоциям, вызывает сокровенные желания, побуждает к самоанализу и очищению.

10 августа казахстанцы, все прогрессивное мировое сообщество отметят 175-летие Абая. Мероприятия, посвященные знаменательной дате, пройдут не только в Казахстане, но и во всех тюркоязычных странах мира.

Айзан Хатаева,

Член Совета матерей АНК Мангистауской области и

чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах»

Возврат к списку