Вьеты

ВЬЕТЫ (вьетнамцы, самоназвание – въет, кинь). В Казахстане проживают 35 представителей вьетнамского этноса. Согласно стат. данным численность В. в Республике Казахстан изменялась следующим образом: 1970 г. – 258 чел., 1979 г. – 14 чел., 1989 г. – 88 чел., 1999 г. – 29 чел. вьеты – основной народ Социалистической Республики Вьетнам, один из вьет-мыонгских народов. Проживают также в Камбодже, Таиланде, Лаосе, Малайзии, Китае, США, Канаде. Общая численность – 97 млн чел. (2010).

Язык. Современные В. говорят на вьетнамском языке, который относится к вьет-мыонгской языковой группе аустро-азиатской языковой семьи.

Религия. Въеты – буддисты, даосы, конфуцианцы, есть католики и протестанты.

История. Предки современных вьеты и мыонгов – лаквьеты – являются автохтонным населением современного северного Вьетнама. Они отделились от др. вьет-мыонгских народов, населявших в начале 1-го тыс. до н. э. территорию современного южного Китая и продвинулись в бассейн реки Красная. Совместно с родственными горными племенами аувьеты они создали государство Аулак – древнее ядро будущего Вьетнама. Одно из нескольких древних вьетских гос-в даже носило название «Вьет» (кит. «Юэ»). Оно находилось на территории современной китайской провинции Чжэцзян и существовало в эпоху Восточного Чжоу в периоды Чуньцю и Чжаньго, но было завоевано и ассимилировано китайцами. Освободиться от китайского господства и сохранить государственность удалось лишь лаквьетам и аувьетам – народам Ванланга и Аулака – самых южных из всех ранних вьетских государств.

Культура. Развит фольклор вьет: легенды о государе-драконе Лаке – первопредке; о древних воительницах – сестрах чынг; эпическая поэма Тхать Шань. Оригинален театр кукол, где сценой служит поверхность воды. Развит культ предков. Традиционные музыкальный инструменты – пяти-, четырёх- и трёхструнные щипковые, двуструнный смычковый (дан ни), бамбуковая флейта (ом дить) и др. Основное традиционное занятие – пашенное заливное рисоводство; известно более 200 сортов риса. Ремёсла – ткачество, вышивка, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьба по дереву, камню, слоновой кости, рогу, роспись по лаку (по чёрному фону), ювелирное искусство и др. Деревни уличной планировки, окружены живыми бамбуковыми изгородями. В центре деревни обычно общинный дом (динь) – место народных собраний. Жилище каркасное, наземное, трёхкамерное. Главное место в доме – алтарь предков. Внутреннее убранство – нары, лари для хранения утвари, циновки, гамаки. Характерна посуда из бамбука, кокосовой скорлупы и др. Традиционная мужская и женская одежда – прямозастёжная куртка и штаны тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Женский нарядный костюм аозай – приталенное правозапашное платье-халат со стоячим воротником и очень широкие штаны из светлого шёлка с вышивкой. Мужской аозай не притален, более свободного кроя. Носят конические плетённые из пальмовых листьев шляпы (нонла). Основная пища вьет – рис, овощи, рыба, рыбный соус, на севере – соевое молоко; распространённые блюда – суп из рисовой лапши, рисовые блинчики с мясной начинкой; традиционные напитки – чай, рисовая водка. Распространены курение табака, жевание бетеля, обычай чернения зубов.