Агулы

АГУЛЫ (самоназвание — агул, агулар) — этническая группа Казахстана. Агулы появились в Казахстане в военные и предвоенные годы в связи с насильственным переселением народов. В Казахстане проживают 94 чел. (2009). Агулы — коренное население Дагестана (Россия), с древности населяют высокогорные восточные склоны ущелий Агулдере, Хушандере, Курахдере и Хлюкдере. Агулы подразделяются на 4 группы (по названию этих ущелий). В этнических отношении близки к лезгинам. Общая численность агулов — 18,7 тыс. чел. (2009). Относятся к балкано-кавказкой расе большой европеоидной расы.

Язык. Агульский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской языковой семьи. Имеет диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошанский, буркиханский, фитинский. Письменность на основе русской графики.

Религия. Верующие агулы — мусульмане-сунниты.

История. Агулов в этнокультурном отношении близки с другим народами Дагестана. Предки этих народов исторически входили в состав государственное объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев». По сообщениям античных греко-римских авторов, многочисленные племена албанского племенного союза населяли территорию между нынешней Грузией и Каспийским морем. Происхождение этнонима «Агулы» связывают с названием ущелья Агулдерс. В 14–17 в. агулы в составе Казикумухского шамхальства — государственные образования, которое существовало на территории Дагестана в 8- 17 вв. Столицей шамхальства был Кази-Кумух. В конце 13 в. правители шамхальства приняли ислам. В 15 в. Гази-Кумух был крупнейшим исламским и политическим центром Дагестана. По Гюлистанскому миру 1813 г. между Ираном и Россией территории Дагестана отошла к России. С 1921 г. агулы в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Республика Дагестан). Агулы живут в центральной части юго-восточного Дагестана в труднодоступных ущельях Агульского и Курахского районов, а также в городах.

Культура. Богато и разнообразно устное народное творчество. Для него характерны лирические песни, которые исполняются мужчинами под музыку или группой женщин без музыкального сопровождения. Фольклор — лирические, бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки. В танцах преобладают плавные движения. Наиболее популярны следующие танцы: медленный (в основном его танцуют женщины), быстрый парный (чаще всего мужчина с мужчиной или женщина с женщиной) и коллективный. Наиболее древний и широко распространенный агульский муз. инструмент — пастушеская свирель, изготавливаемая из отрезка камышового тростника. Развито декоративное искусство, резьба по камню, дереву. Высокого совершенства достигли агулы в строительном деле. Со строительством жилищ, мостов, мечетей непосредственно была связана и художественная обработка камня. Традиционное поселения агулов насчитывали в среднем около 60 хозяйств. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на равнине — квартально-уличная. Традиционные жилище каменное, прямоугольное в плане, 2–3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й половине 19 в. появляются открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в отдельную постройку. Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. В общественной жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Основными занятиями агулов были земледелие (рожь, ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й половине 19 в. — картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, мулы). Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т. д.), резьба по дереву, камню. Современное хозяйство многоотраслевое. На равнине развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из домашних промыслов в горах сохраняется ковроткачество. Мужская одежда агулов однотипна с одеждой другие народов Дагестана. У мужчин — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в. — кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожаными поясами с серебряным набором. Тёплая одежда — распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. Папаха — неотъемлемая принадлежность и символ достоинства мужчины. У женщин — туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в. — длинное отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове — мешочек для волос, платок, покрывало. Головные уборы носились женщинами с малых лет, согласно исламским законам женщина не имела права показываться с непокрытой головой. Обувь вязаная, из кожи, сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Агульской кухне присущи все рецепты общей дагестанской кулинарной традиции. Повседневная еда — хинкали из пшеничной и ржаной муки, пшеничная лапша, каша из пшеничной крупы. Широко использовали бобовые. Хлеб из пшеничной, ржаной и ячменной муки пекли в специальных печах. Употребляли дикорастущие травы. Молочные продукты — масло, творог, сыворотка, айран. Из овечьего молока готовили брынзу. Из солода и толокна готовили слабоалкогольный напиток. Сладости: халва из масла, муки, меда, из ореха, семян конопли.