Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ЧЕЧЕНЦЫ (самоназвание–нохчий) – этническая группа Казахстана. Переписью 1926 г. было зафиксировано проживание в Казахстане лишь 3 чеченцев; в 1939 г. численность чеченцев в республике увеличилась до 2639 человек. Массовое переселение чеченцев в Казахстан началось в период сталинской депортации – 27 февраля 1944 г., согласно оперативным сводкам НКВД СССР, всего из Чечено-Ингушетии было выселено около полумиллиона чеченцев. Основная масса переселенцев (477 809 человек) была вывезена в Казахстан. До конца 80-х годов в Казахстане проживала самая многочисленная среди республики СССР чеченская этническая группа. Чеченцы предпочитали селиться и жить в южнах областях республики, в последнее десятилетие XX в. чеченцы селились в Северном, Центральном и Западном Казахстане. После восстановления Чечено-Ингушской АСССР в 1957 г. чеченцы стали выезжать на свою этническую родину, однако значительная часть осталась жить в Казахстане. Война в Чечне 1990-е гг. привела к увеличению чеченского этноса Казахстана. В настоящее время проживает в Казахстане – 32 тыс. человек (2013), из них в Акмолинской обл. – 3,2 тыс,. Актобинской – 1,3 тыс., Алматинской – 6 тыс., Атырауской – 176, Западно-Казахстанской – 568, Жамбылской – 2,2 тыс., Карагандинской – 5,3 тыс., Костанайской – 2 тыс., Кызылординской – 805, Мангыстауской – 660, Южно-Казахстанской – 2,4 тыс., Павлодарской – 1,8 тыс., Северо-Казахстанской – 650, Восточно- Казахстанской – 1,7 тыс., в г. Астане – 1,1 тыс., в г. Алматы – 2,4 тыс. чел. (2014). Чеченцы – основное население Чеченской Республики. Также живут в Российской Федерации, Дагестане, Ставропольском крае, Калмыкии, Северной Осетии, Кыргызстане, в Украине. Общая численность – около 1,5 млн человек (2013).

Язык. Чеченский язык относится к нахской группе иберо-кавказской семьи языков. Различаются семь местных говоров (равнинный, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский). Литературный язык сложился на основе равнинного говора под влиянием других местных говоров. До 1925 г. чеченская письменность строилась на основе арабской графики. С 1925 по 1938 гг. развивалась на основе латинской графики. С 1938 по 1992 гг. переведена на кириллицу, а с 1992 г. – вновь на латиницу.

История. Первые письменные сведения о предках чеченцев встречаются в арабских письменных источниках, начиная с VII в. В армянских летописях упоминаются под названием нахчаматьян. В раннем средневековье были разделены на несколько групп, обитали в основном в горных районах. В связи с историческими обстоятельствами с XV–XVI вв. стали переселяться на равнины. До XIX в. они были в составе различных государств, существовавших в северных районах Кавказа. В XVIII–XIX вв. активно участвовали в национально-освободительных восстаниях горских народов против России (во главе с шейхом Мансуром (1785–91), имамом Шамилем (1840–59). В 1859 г. Россия покорила чеченцев. После свержения царской власти был восстановлен Чечено-Дагестанский имамат, основанный Шамилем (17.8.1917). С мая 1918 г. по февраль 1944 г. стал субъектом СССР. В годы Великой Отечественной войны чеченцы подверглись советской властью депортации в Казахстан как «неблагонадежный народ». Большинство из них в 1950-е гг. вернулись на историческую родину. 9 января 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. После распада СССР стала называться Чеченская Республика Ичкерия (1991–2000). С 2000 г. Чеченская Республика – самостоятельная республика в составе Российской Федерации.

Культура. Культурные достижения чеченцев характеризуются созданием уникальных материальных и духовных культурных ценностей: башенного комплекса, героического эпоса «Илли», богатого фольклорного, этнографического, литературного и исторического, оригинального искусства. Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания, танцы. Музыкальные инструменты – гармоника, зурна, бубен, барабан и другие. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, оружейное производство, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. Поселения на равнине были крупными (500–600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой. На равнине традиционные земледельческие культуры – ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и другие. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, породистых лошадей для верховой езды. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда – рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Зимняя одежда – овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Верхней одеждой был бешмет. Праздничная одежда была из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника. Женские головные уборы – большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой – закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту – шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Пища весной преимущественно растительная, летом – фрукты, молочные блюда, зимой – в основном мясные.

 

Функционирует  Фонд  поддержки  чеченской  культуры  и  духовного  наследия «Заман». Задача объединения – возрождение истории, культуры и языка чеченцев, пропаганда обычаев и традиций, и одним из главных направлений Фонда является содействие укреплению дружбы, единства и согласия между представителями всех этносов. Инициативной группой создан ансамбль «Дай-мохк», который завоевал на конкурсе «Звезды Же-тысу» первое место. При всех филиалах объединения организованы воскресные школы, где дети и взрослые обучаются чеченскому и государственному языкам. Фондом проведен «круглый стол», посвященный памяти великого гуманиста, ученого-политолога Абдурахмана Авторханова,– всю жизнь этот человек посвятил борьбе со «сталинским режимом» и защите прав репрессированных народов. Аналогичные мероприятия проводит Чеченский на-ционально-культурный центр «Вайнах». Ежегодно в объединении организуются благотворительные акции, посвященные дню депортации чеченского народа; чеченцы постоянно также устраивают новогодние праздники, посещая детские дома, дома слабовидящих, слабослышащих детей и инвалидов. Представители диаспоры активно участвуют в публичных дискуссиях, круглых столах по актуальным проблемам формирования гражданского общества в Республике. Молодежный сектор проводит различные вечера, смотры, фестивали, приобщая молодое поколение к культуре и знакомя с культурой других этносов, как, например, национальное мероприятие «Ловзар», где молодежь знакомится и общается друг с другом, соблюдая обычаи и традиции предков.

Чеченцы, проживающие в Казахстане, поддержи-вают политику дружбы, единства и согласия между представителями всех этносов, при этом сохраняя свои традиции и особенности культуры.

Ансамбль «Вайнах» во время выступления. г. Алматы, 1999 г.

Выступление ансамбля «Вайнах» в день праздника «Наурыз».  г.  Алматы, 1997 г.