Ассамблея народа Казахстана
Шертер изготавливали из цельного куска древесины, придавая инструменту изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, затем натягивали дву струны из конского волоса или из жил.
Изготовление шертера из цельного куска древесины не случайно, а связано с поверьем, что только в инструменте сделанном из цельного куска древесины, сохранится душа дерева, которая будет звучать в инструменте.
Как правило, шертер имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую — прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игра на шертере сопровождала исполнение эпических сказаний и песен. Традиция игры на шертере, наиболее развитая до революции в Семипалатинской области, в советский период не получила признания официальной идеологией, вследствие чего была забыта. Найденный при раскопках древнего города Отрара шертер был возрожден Болатом Сарыбаевым. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике. Он введен в состав многих музыкальных фольклорно-этнографических коллективов "Отрар сазы", "Жетыген", "Сазген" и др. Вследствие разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время репертуар сольных исполнителей на шертере в настоящее время составляют два сохранившихся народных кюя для шертера "Ой-толгау" и "Сал курен", нотированных исследователем и исполнителем Замзагуль Измуратовой. Большинство же произведений репертуара составляют переложения домбровых кюев.