Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

КУРДЫ (самоназвание – курд, курманж) – этническая группа Казахстана. Появление курдов связано с насильственным переселением народов в предвоенные и военные годы. В 1937 г. курды, живущих на пограничной полосе с Турцией (в основном Азербайджан и Армения), депортировали в Казахстан. В пути из-за голода, холода и антисанитарных условий погибли сотни людей. Оставшиеся в живых были распределены по районам и областям Казахстана и республик Средней Азии. В 1938 г. уже в Казахстане главы семейств К. были репрессированы и только в 1997 г. благодаря Указу Президента Республики Казахстан о реабилитации жертв политических репрессий стало известно, что все они решением «тройки» Южно-Казахстанской обл. были расстреляны как «враги народа». В 1944 г. в Казахстан были депортированы курды Грузии. В настоящее время в Казахстане проживает 42,3 тыс. чел. (2014), из них в Акмолинской обл. – 544, Актюбинской – 7, Алматинской – 14,8 тыс., Атырауской – 21, в Западно-Казахстанской – 1, Жамбылской – 14,5 тыс., Карагандинской – 290, Костанайской –18, Кызылординской – 12, Южно- Казахстанской – 9,0 тыс., Павлодарской – 51, Северо-Казахстанской – 329, Вост.-Казахстанской – 37, в г. Алматы – 2,3 тыс. чел. Курды – ираноязычный народ, расселённый главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата – в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Общая численность курдов – 38,3 млн чел. (2009).

Язык. Относится к северо-западной подгруппе иранских языков в составе индоевропейской семьи языков. Делится на несколько диалектов: курманджи, сорани, гурани, лури, заза. Литературный курдский язык стран СНГ основан на курманджи. Исторически курды использовали арабский алфавит. Письменность курдов в 1921 г. перешла на армянский, в 1929 г. – на латинский, в 1945 г. – на кириллицу.

Религия. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка.

История. Формирование курдов произошло в результате смешения древних жителей Северной Месопотамии и иранских племен. Становление как народа началось во времена Арабского халифата и продолжилось во времена сельджуков. Сельджукские султаны стали первыми правителями, которые на официальном уровне использовали топоним Курдистан в значении территории, населенной курдами. На территории Курдистана проходило несколько завоевательных войн (война между Древним Ираном и Грецией). Вплоть до Нового времени под именем «Курды» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных диалектах. Разделение Курдистана сказалось на национальном составе курдов. С 10 в. курдские общины начинают распространяться по Закавказью и Ирану. В 13 в. Курдистан стал частью Сельджуков. В Малой Азии и в районе Каспия происходили тесные курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена пополнили ряды курдских кланов. В 19 в. из-за турецко-русских, русско-персидских войн несколько племенных союзов курдов перекочевали из Турции и Ирана на Кавказ. После вхождения в состав Росс. империи Грузии (1801), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств, часть курдов стала российскими подданными. Отдельные их семьи и родоплеменные группы оказались в российском Закавказье, также после русско-персидских войн (1804–1813, 1826–1828 гг.). Это были либо жители тех селений, которые, согласно условиям Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828), Андрианапольского договоров, вошли в подданство России, либо переселенцы, бежавшие в Азербайджан (частично – в Армению) от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ. К концу 19 в. из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода. В 1937 г. Курды Армении и Азербайджана, а в 1944г. – курды Грузии были депортированы в Казахстан и Среднею Азию. В 1989–90 гг. К. из Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в Россию. Иракский Курдистан стал национальной автономией иракских курдов в составе Ирака (1974).

Культура. Первые памятники курдской письменности датируются 7 в. В истории курдов известны имена многих поэтов-писателей. Первая литературная школа связана с именем дворцового поэта Мела Джезири (12 в.), который был автором лирических, философских произведений. Имя певца, поэта-философа Фани Тейрана (14 в.) стало легендой. Значительным событием курдской литературы стало издание на курдском языке в 1945 г. «Антологии курдской поэзии». В ней опубликованы произведения 124 поэтов. Нацинальные праздники – Навруз, Курбан айд. Традиционные занятия – полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Традиционная одежда мужчин– широкие штаны, куртка, головной платок и широкий пояс с заткнутым за него большим кинжалом. Традиционная одежда женщин – разноцветные платья, широкие штаны, головной убор – кофи. Нац. блюда изготавливаются из молочных продуктов и мяса. Употребляют пшено, рис, горох, ячмень, брынзу, овощи. Традиционные мясные блюда – кали, селакали. Сладкие блюда – мед, халва, курага, изюм и др. Напитки – катык, шербет, кофе, чай.

Участники семинара «Актуальные проблемы развития национальных языков» на выставке прикладного искусства курдского народа в селе Акбастау Енбекши−Казахского района. Алматинская обл., 1995 г

Бабушка−курдиянка в национальном костюме. Алма−Атинская обл. 1980 г.

Представители курдской диаспоры во время отдыха. Жамбылская обл., 1989г.