Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ТАТАРЫ (самоназвание – татар) – этническая группа Казахстана. Процесс присоединения Казахстана к России в XVIII в. сопровождался переселением не только русских, но и татар, которые служили переводчиками и торговцами, образуя татарские слободы, оседая в городах и на перекрестке караванных путей; миграционные потоки, продолжались и в XX в. Во 2-й половине XIX в. численность татар на территории Казахстана значительно увеличилась, они стали третьей по величине этнической группой. По данным переписи населения 1926 г., жителями Казахстана были 79758 татар, расселенных в основном на северо-востоке страны. В настоящее время численность в Казахстане – 203,1 тыс. человек, в т. ч. Акмолинской обл.– 13,4 тыс., Актобинской – 9,4 тыс., Алматинской – 13,8 тыс., Атырауской – 2,3 тыс., Западно-Казахстанской – 8,5 тыс., Жамбылской –  9,1 тыс.,Карагандинской – 31,8 тыс., Костанайской – 16,4 тыс., Кы- зылординской – 1,7тыс., Мангыстауской – 1,7 тыс., Южно-Казахстанской – 18,7 тыс., Павлодарской – 14,2 тыс., Северо-Казахстанской – 12,5 тыс., Восточно-Казахстанской обл. – 17 тыс., г. Астана – 10,4 тыс., г. Алматы – 21,8 тыс. человек (2014). Татары – основное население Республики Татарстан. Живут также в России, Башкортостане, Марий Эл, Мордовии, Чувашской Республике, в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан), Турции, странах Западной Европы и др. Общая численность – около 7 млн. человек. По данным ЮНЕСКО, татары проживают во всех без исключения регионах земного шара. Антропологически относятся к европеоидной расе.

Татарский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: 1) средний (казанско-татарский); 2) западный или мишарский; 3) восточный (сибирско-татарский). Современный татарский литературный язык сформировался в начале XX в. на основе древнетатарского языка. Письменность с 1927 г. на арабской графике, позднее использовался латинский алфавит, с 1939 г. – русский алфавит.

Религия. Верующие татары – мусульмане-сунниты.

История. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IX вв., во 2-й половине XIX – начале XX в. он закрепился как общий этноним «татары». В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся «татары». В XIII–XIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В условиях формирования этноса (во 2-й половине XIX – начале XX в.) у татар начался процесс осознания своего единства. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже начала X в.) одно из ранних государств Восточной Европы – Волжско-Камскую Булгарию. Как самостоятельное государство оно просущестовало до 1236. В составе Волжско-Камской Булгарии из многих племенных формирований складывалась болгарская народность. С приходом монголов на месте независимого государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В XIV–XV вв. появились отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В этот период сюда проникли кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В XIV – середине XVI вв. происходило оформление этнической общности казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438–1552), которое было в то время одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался с середины XV в. в Касимовском ханстве. Во 2-й половине XVI–XVIII вв. в результате массовых миграций татар, в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп. С XVIII в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и угров. В XVIII – начале XX вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими. Во 2-й половине XIX – начале XX в. происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. В 1920 г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан.

Культура. В устном нар. творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз, скрипка, гусли. Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитье, вышивка т амбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву). Традиционные занятия – земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лен и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских татар было пчеловодство. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремесла. Мужская и женская нательная одежда – рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны. Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Женские камзолы украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чекмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин – четырехклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш). Женская шапочка – калфак – вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища. Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, сдоба из пресного теста чак-чак и др. Напитки – чай, айран – смесь катыка с водой (летний напиток).

 

 

Самое крупное национальное объединение татар Казахстана – Ассоциация татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел», в которой объединены 18 этнокультурных центров. Ассоциация организует научно-практические конференции по проблемам сохранения татарской культуры, проводит ежегодный музыкальный фестиваль «Мелодии Иртыша» в Семее и Усть-Каменогорске. Ежегодно в июне-июле во всех областях республики празднуется один из красивейших и светлых национальных праздников – Сабантуй – в нем сочетаются свойственные татарам гостеприимство, жизнерадостность и оптимизм, а открытый характер, массовость и доступность привлекают к праздничному мероприятию людей всех возрастов, социальных групп и национальностей.

При  этнокультурных  центрах  Астаны,  Алматы,  Павлодара, Петропавловска, Усть-Каменогорска открыты воскресные школы и классы изучения татарского языка. В Уральске создан центр Габдуллы Тукая и при поддержке Республики Татарстан создается музей поэта. Выпускается газета «Яшьлек»; ведется трансляция татарского спутникового телеканала «Новый век».
Во всех областях страны созданы этнокультурные объединения, деятельность которых координирует Ассоциация татарских и башкирских национально-культурных и общественных центров Республики Казахстан. Благодаря стараниям учителей воскресной школы растет духовно-нравственная, интеллектуально развитая и физически здоровая молодежь – именно она способна успешно и творчески саморазвиваться в социально-культурной и экономической среде, быть носителями языка, культуры, традиций и обычаев народа.
В Казахстане работают общественные фонды, в том числе Башкирский культурный центр «Салават», Татаро-башкирский культурный центр «Айнур», Татаро-башкирский культурный центр «Тан» и Татаро-башкирский национально-культурный центр «Татулык». 
Г. Чистякова, создатель и художественный  руководитель ансамбля «Чишмя» при татарско-башкирском общественном культурном центре, с участниками ансамбля.  г.Павлодар, 1997г.