Ассамблея народа Казахстана

Этносы Казахстана

ТУРКИ (самоназвание – тюрк) – этническая группа Казахстана. В 1944 г. турки (турки-месхетинцы) в качестве спецпереселенцев были выселены из Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского районов Грузии в Среднюю Азию и Казахстан. В 1956 г. освобожденным от административного надзора по спецпоселению туркам-месхетинцам было отказано в возвращении на родину (Грузию); в 1989 г. в Ферганской обл. Узбекистана произошли массовые погромы турецкого населения, вызвавшие очередную волну миграций и переселений турок-месхетинцев на территорию России и Казахстана. Численность в Казахстане – 104,7 тыс. человек, в том числе в Акмолинской обл. – 153, Актобинской – 118, Алматинской – 37,4 тыс., Атырауской – 272, Западно-Казахстанской – 37, Жамбылской – 32,0 тыс., Карагандинской – 463, Костанайской – 199, Кызылординской – 1,6 тыс., Мангыстауской – 109, Южно-Казахстанской – 22,3 тыс., Павлодарской – 107, Северо-Казахстанской – 197, Восточно-Казахстанской обл. – 205, г. Астана – 2,9 тыс., г. Алматы – 6,5 тыс. (2014). Турки – основное население Турции. Живут также в Германии, Болгарии, Нидерландах, Франции, на Кипре, в Македонии, Греции и других странах. Общая численность – 81 млн человек (2013). Антропологически относятся к балкано-кавказской ветви европеоидной расы.

Язык турков относится к тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (с юго-западными, центральными, восточными, северо-восточными, черноморскими, юго-восточными, кастамонуйскими, караманскими диалектами) и румелийская, или восточнофракийская, группа. Арабское письмо с XIII в., латинская графика с 1928 г.

Религия. Верующие ​турки – мусульмане-сунниты.

История. Территорию современной Турции люди населяли издревле. Древние племена: хетты, фракийцы, лидийцы, галаты, ассирийцы, греки, армяне оставили свой след в культуре. В 1 тыс.до н. э. население Западной Анатолии составляли аборигены, греки. До XXX в. до н.э. почти все население Анатолии (за исключением восточных и некоторых центральных районов) состояло из ассимилировавшихся друг с другом переселенцев-греков и аборигенов. В Восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: там помимо греков обитали лазы, грузины, армяне, курды, арабы, ассирийцы. На востоке и на юге современной Турции население состояло главным образом из этнических армян. Важную роль в этногенезе ​турков сыграли тюркские племена, сложившиеся в 1 тыс. н. э. на территории Алтая и в степях Азии. Тюркские элементы стали проникать в Малую Азию и на Балканы, начиная с конца IV в., когда здесь появились гунны. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворились в нем. Одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во 2-й половине IX–XI вв.), узы (в XI в.), куманы (в XI–2-й половине XII вв.). Массовое проникновение тюркских племен в Малую Азию началось в XII в., когда сюда вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали тюркские племена кынык, салур, авшар и др. С ними пришли присоединившиеся крестьяне-земледельцы из Ирана, Ирака. В XI –XII вв. многие тюрки перешли на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрков с местным населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южно-славянские, румынские, албанские и другие элементы. К началу XIV в. на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований, существовавших вплоть до XVI в. Таким образом, турецкий этнос сложился к середине XVI в. из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен, главным образом огузских и туркменских, мигрировавших в Малую Азию с востока в период сельджукских и монгольских завоеваний XI–XIII вв., и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в Юго-Восточной Европе (XIV–XVI вв.) заметную роль в этнической истории ​турков сыграли южнославянские народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX в., ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. К этому периоду складывается литературный язык. В 1914 г. Османская империя вступила в 1-ю мировую войну. В 1923 г. была провозглашена Турецкая Республика, и Мустафа Кемаль, принявший впоследствии фамилию Ататюрк (отец турок), стал ее первым президентом.

Культура. Устное народное творчество представлено эпосом («Огузнаме» и др.), историческими сказаниями (дестанами), лирическими песнями, куплетами типа частушек (мани). Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли народные певцы – ашики и озаны. Популярны национальная борьба (гюреш), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагез). Первые письменные произведения на турецком языке относятся к середине XIII в., все тюркоязычные письменные тексты носили суфийский характер. Самым ранним суфийским произведением является «Книга судьбы» Ахмеда Факиха, ученик которого Шеййад Хамза создал поэму «Юсуф и Зелиха». В середине XV в. – классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала XVII в. Родоначальником новой турецкой литературы стал писатель и публицист Ибрахим Шинаси, создавший первое в турецкой литературе драматургическое произведение – одноактную сатирическую комедию «Женитьба поэта». Традиционная турецкая музыка связана с арабо-иранской культурой, в то же время турецкий музыкальный фольклор также родственен музыке других тюркских народов. Во времена Османской империи сформировался новый музыкальный жанр – оркестровая военная музыка. После провозглашения в 1923 г. Турецкой Республики началось интенсивное развитие профессиональной музыки. Традиционная одежда: у женщин – шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове – большой платок; некоторые женщины продолжают носить чадру; у мужчин – костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки; на голове носили фески. В традиционной пище преобладают мучные (лепешки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушеный творог и похлебки из него, напитки из кислого молока – айран, йогурт) блюда. Мясные блюда – шашлык, кавурма, кебаб. Разнообразны блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и различные сладости.

 

В 46 школах Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей созданы классы турецкого языка. Средняя школа No 99 города Алматы является базовой по изучению турецкого языка. Работают три воскресные школы, в каждой области страны функционируют казахско-турецкие лицеи, в вузах Турции обучается молодежь из Казахстана (более 100 человек). Деятельность всех этнокультурных центров регулирует Турецкий этнокультурный центр «Ахыска». На базе центра созданы коллективы национального танца – ансамбль «Чичеклер». Турецкие ансамбли участвуют во всех торжественных мероприятиях, выступая на концертах; часто проводятся фестивали этнических творческих коллективов. Уже более 10 лет проходит ежегодный Международный турнир по национальной турецкой борьбе гюреш (вольная борьба). В соревнованиях принимают участие мастера спорта и разрядники из Казахстана, Киргизии, Узбекистана.

С 1999 года издается Республиканская газета «Ахыска» на казахском, русском и турецком языках; вышли в свет фильмы на турецком языке «Сладкий родник», «Долг», рассказывающие о жизни, быте и традициях турецкого этноса Казахстана.