Ассамблея народа Казахстана

29 Января, 2021

428

Елена Жбанникова: АНК успешно справляется со снижением уровня конфликтности в Казахстане

Мы писали о том, что 28 января Ассамблея народа Казахстана организовала круглый стол в онлайн-формате, посвященный 10-летию Закону Республики Казахстан «О медиации» и 5-летию медиации Ассамблеи народа Казахстана.

В мероприятии приняли участие как отечественные, так и международные профессиональные и общественные медиаторы. Предлагаем выступления некоторых участников данного круглого стола.

Елена Жбанникова, соучредитель АНО ДПО «Содействие» (Россия), член редколлегии Insta-альманаха «Импульс»:


Хотелось бы сразу поставить акцент на уникальности опыта Республики Казахстан, который заключается непосредственно в учреждении таких институтов, как Ассамблея народа Казахстана, Дома Дружбы. Подобных структур в РФ нет.

И мы видим, как АНК успешно справляется снижением уровня конфликтности в Казахстане, поддержанием баланса между различными этносами.

Так же, хотелось бы особо отметить уникальные проекты, такие как: «Семейный суд», «Примирительные процедуры в суде», которые направлены на досудебное урегулирование споров, путем примирения и восстановления семейных отношений.

Важным аспектом казахстанской медиации является наличие уголовной медиации в РК. (В уголовном процессе участие медиатора законодательно регламентировано статьями 64,71 и 85 УПК РК.)

В РФ институт медиации официально закреплен лишь в гражданском и арбитражном процессе, и сейчас мы находимся в ожидании законопроекта.

Таким образом, у медиации в РК уже есть база для развития в следующих направлениях: межэтническая медиация, семейная, медиация в сферах медицины и образования, трудовые отношения, бизнес, уголовная.

Иначе говоря, государственные институты создали площадку для зарождения новой правовой культуры. Появилось такое понятие, как «Примирительные процедуры».

Со стороны общественности, так же растет потребность в альтернативных способах разрешения споров и конфликтов, особенно это проявилось в период пандемии, когда судебные заседания заменены онлайн-процессами.

По сути, происходит следующая ситуация:

спор требует решения, жить в конфликте достаточно проблематично, ожидание исполнительного листа растянулось на месяцы. В то время, как обратившись к процедуре медиации стало возможным прийти к разрешению спора за меньший период времени. И как выяснилось, процедура медиации также дает не плохие результаты в дистанционном формате.

Заметим, что, судья выносит решение по предмету спора и разрешает его, но конфликт остается не урегулирован. И участники могут проявлять враждебность, чинить препятствия для исполнения судебного решения и так далее.

Примирительные процедуры, направлены не только на достижение способов по выходу из спора сторонами, но и способствуют урегулированию конфликта в целом.

Это и профилактика разводов, предотвращение банкротства предприятий, сохранение партнерских отношений, посильные к исполнению договоренности и так далее, все это дает альтернативный способ урегулирования споров -медиация.

Рост ценности партнерских отношений, уважения, умение слышать другого, безусловно влияют на качество нашей жизни. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть, что медиация – это не просто инструмент для работы с конфликтными ситуациями, но она несет в себе и новую культуру социальных/ взаимоотношений. Участники спора, они не только выходят из конфликта, но и продумывают (прописывают) свои дальнейшие взаимодействия, конструируют свои будущие отношения в рамках сотрудничества, опираясь на личную ответственность и добросовестность. Такое взаимодействие, конструирует новый тип личности, для которой такие слова, как осознанность, ответственность за свое решение и за последствия, не являются пустым звуком. В медиации нет перекладывания своей ответственности на 3 лицо, не получится.

Поэтому, считаю, что развитие данного института просто необходимо и продиктовано не только потребностью жить в мире и согласии, но и это некий цивилизационный виток качественно новых взаимоотношений, берем ответственность на себя, не перекладывая на государственные органы, общественные организации и др.


Вероника Нехай, семейный психолог, медиатор УПУ «Центр «Медиация и право», член редколлегии Insta-альманаха «Импульс» (Беларусь):


С момента принятия закона о медиации в Республике Казахстан прошло 10 лет. И я рада присутствовать на мероприятии, которое посвящено такому знаменательному событию.

Глубокое уважение вызывает факт, что за короткий период медиация развилась так широко, что используется для урегулирования как гражданских, трудовых, семейных споров, так и в уголовном судопроизводстве.

Если же говорить о моем опыте, то он лежит в сфере применения школьной и семейной медиации. В последние два года я изучала, как знакомство с техниками медиации развивает навыки общения и разрешения конфликтов у подростков.

С другой стороны, по роду деятельности, часто присутствовала в судебных заседаниях, где решались вопросы об определении места жительства ребенка, порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем.

И я понимаю, что никакие навыки ребенка по разрешению конфликтов не помогут, когда родители проживают очередной кризис в развитии семьи. А их немало в течение всего жизненного пути. Молодые люди поженились - необходимость договариваться о том, как жить вместе. Возникают конфликты интересов. Родился ребенок – снова надо передоговариваться, так как поменялись обязанности. Пошли дети в сад, школу, поступили в институт – снова договариваться.

Проживание кризиса, разрешение возникающих противоречий – это задача взрослых. Часто вместо того, чтобы договариваться, пара решает развестись или терпеть, пока не станет совсем уж плохо.

В этой кризисной точке семейной жизни имеет смысл прийти на медиацию, прежде чем идти в суд и заявлять о непреодолимых противоречиях и разностях в характере. Разумеется, надо знать, что такая процедура существует.

Новый проект инста-альманаха «Импульс» как раз нацелен на то, чтобы понятным языком рассказать: как можно использовать медиацию».


Наталья Шлюбская, региональный директор ЧУ «Институт разрешения конфликтов и медиации», член редколлегии Insta-альманаха «Импульс»:


С момента принятия Закона «О медиации» прошло всего лишь 10 лет. За это время было много проделано работы и еще больше предстоит сделать.

Именно опыт 2020 года показал, как неустойчиво и хрупко положение бизнеса и его представителей в нашей стране. Именно риски и незащищенность субъектов предпринимательства приводят к плачевным последствиям. И к сожалению, многие узнают о возможностях примириться и решить все без потерь только обратившись в суд или имея решения суда без возможности его исполнения.

Сейчас перед нами как профессиональными медиаторами стоит важная задача – не просто проводить медиации, но быть трансляторами нового, альтернативного и пока еще не понятного для многих процесса примирения конфликтующих сторон.

Изучив потребности и так называемые «боли» в различных сферах бизнеса, мною были выделены основные точки взаимодействия, где именно медиация может помочь, а порой является единственным выходом из ситуации.

Именно с этой целью появился проект: круглый стол «Медиация для бизнеса». Данные встречи проходят в режиме онлайн с участием медиатора. Они собирают представителей разных сфер бизнеса и позволяет им не только узнать о медиации и ее возможностях, но и понять и изучить свои слабые места, проработать в режиме «здесь и сейчас» спорные и конфликтные ситуации в отношениях с партнерами по бизнесу, клиентами и сотрудниками.

На данный момент проведено 3 круглых стола за декабрь 2020 года и январь 2021 года в режиме онлайн. Их посетило более 30 руководителей предприятий Карагандинской области и других регионов. После проведения круглого стола несколько спорных ситуаций получилось решить в досудебном порядке. Кроме этого, участники встречи получали консультации и рекомендации, позволяющие провести профилактику по недопущению конфликтов в их сферах деятельности, обменивались опытом.

Проведение подобных встреч позволяет не только продвигать медиацию в бизнес среде, но и проводить работу в области бесконфликтного общения, профилактики конфликтов и их разрешения на ранних стадиях.

Развитие бизнес медиации в будущем поможет решать многие спорные вопросы с сохранением времени, ресурсов и снижением рисков, что важно для предпринимательской деятельности. Силы, потраченные представителями бизнеса на споры и тяжбы, будут рационально использоваться в продвижении и улучшении собственного дела, а значит будут появляться новые идеи, проекты и совершенно другие виды сотрудничества, особенно там, где медиация помогла наладить и перевести на новый уровень бизнес-отношения.


Ольга Николашина, руководитель Центра медиации КГУ «Қоғамдық келісім» Павлодарской области, член Республиканского Совета медиации АНК:


Медиация — это чрезвычайно перспективный способ урегулирования конфликтов, известный во всем мире. Эта высочайшая технология взаимоотношений может и должна быть поставлена на службу казахстанского общества. Ведь умение бесконфликтно взаимодействовать, чему учит нас медиация, — это не избегание конфликтов, а проживание конфликтных ситуаций, нахождение разумных и взаимовыгодных решений, выводящих отношения на качественно новый уровень. И это уровень, где мы учимся открытости и осознанию того, что есть и может быть другое мнение, отличное от нашего и что решение конфликта путем конструктивного диалога — это залог успешности личности, успешности государства!

Возврат к списку