Ассамблея народа Казахстана

12 Марта, 2022

158

«Новая провокация - опус в адрес мирного Казахстана»

Мнение доктора исторических наук, профессора Зиябека Кабульдинова по поводу высказываний российского политика Геннадия Зюганова.


«Недавно в социальных сетях был размещен весьма провокационный пост и видеообращение заместителя Председателя Государственной Думы России Г. Зюганова, который еще раз поднял так называемый «русский вопрос» в Казахстане, ни с того и ни с чего неожиданно заявив, что Северный Казахстан остается русским, что якобы на юге Казахстана заметно ущемляется русский язык. Такая же риторика у российских депутатов была и перед известными событиями в Молдавии, Грузии, Украины... И вот теперь – попытка педалирования этой искусственной и в большей степени надуманной проблемы и у нас. Что бы это значило? К чему эти грубые пассажи? Для какой аудитории адресованы эти завуалированные и шантажирующие тезисы? Как обстоят на самом деле ситуация с русским языком и с русской культурой в Казахстане?

В 1991 году я окончил дневное отделение исторического факультета одного из ведущих классических университетов России - Омского госуниверситета. Мои предки почти в 30 поколениях жили на территории соседней России, сопредельной с независимым Казахстаном, то есть с самого начала XIII века. У меня, как у никого другого, есть возможность показать и доказать, что казахи традиционно – добрый и вежливый народ, который не обидит и гостя, и соседа, в том числе и представителя другой цивилизации. В данном случае – русских. Это - в крови и ментальности нашего народа.
Я сейчас как раз пишу пост... на русском языке, с самого... юга Казахстана г.Алматы, где якобы по - Зюганову "ущемляется" русский язык. На базе нашего института реализуются ряд научных проектов и программ, в том числе и на ...русском языке. У нас на договорной основе работают десятки ...российских ученых, пишущих на ...русском языке. Значительная часть монографии, сборников архивных документов издаются на ... русском языке. Сайт института вещает на 6 языках, в том числе и на ...русском языке. Алматы - город полиязычный: здесь в одинаковой степени слышна и казахская, и ...русская речь. Казахи, как минимум, в своем большинстве, - билингвы, одинаково говорят на двух и даже на более языках. Потомки репрессированных народов - чеченцы, ингуши, крымские татары, курды, турки-месхетинцы... говорят на трех и более языках... Так, что господин Зюганов явно лукавит и открыто врет, подло озвучивая чьи-то опасные и зловредные идеи, в поисках бессмысленного выявления очередного очага напряженности...

КАЗАХИ БЫЛИ ВСЕГДА ТОЛЕРАНТНЫМ И ДОБРЫМ НАРОДОМ.
Жители Казахстана издревле были людьми, обладающими такими непреходящими и непревзойденными человеческими качествами как толерантность, доброта, гуманность, сострадательность и человечность, уважительное отношение к языку и культуре других народов. По этому поводу предельно объективно в свое время высказался известный и талантливый казахский просветитель и ученый, выпускник Омского кадетского корпуса, чингизид - Шокан Уалиханов: «Казахский народ – один из самых добрых народов планеты». Поэтому представители других народов и конфессии весьма комфортно чувствовали себя среди казахов, если, конечно, они не нарушали их привычный ритм жизни и не старались ее насильственно изменить.
Добрым нравом и человеколюбием обладали не только казахи, но и все его ближние и дальние предки - кыпчаки, средневековые тюрки, гунны и саки. Свобода, демократичность, чрезмерная состоятельность, великолепные воинские качества, преимущественно скотоводческий образ жизни, огромные степные просторы, обилие родственников и честолюбие насельников Казахстана разных времен не могли не породить у нас именно такие непреходящие качества и ценности. Не были исключением и наши предки- величественные саки: к примеру, знаменитый сак Анахарсис (VII-VI вв.) в своем письме Медоку писал: «Скифы (саки-авт.) радуются чужому благополучию и стремятся к тому, что им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов». Одна из причин объяснения могущества, скажем гуннов, была их толерантность, уважительное отношение к военнопленным и даже мягкое отношение к рабам-иноверцам. Об этом пишет в V веке Прииск, когда он предложил пленному греку вернуться на родину, но тот, только что освободившись из сакского рабства, категорически отказался это сделать, мотивируя это тем, что среди гуннов-тюрков «ему жилось лучше даже в качестве раба, чем свободным в Византии».
Хороший нрав переняли и перенесли в будущие столетия и средневековые тюрки, пришедшие на смену великим гуннам. Об этом лучше, чем арабский ученый аль-Джахиз (775-868 гг.), пожалуй, никто до сих пор не написал: «Тюрки – народ, которому неизвестны месть, льстивый обман, двуличие, клевета, притворство, сплетни, лицемерие, высокомерие по отношению к друзьям и надменность в отношений соседей».
Это же касалось и кыпчаков, усилившихся в XI веке. Так, знаменитый араб Ибн-Яхий существенно дополняет уникальные и непревзойденные качества непосредственных и ближайших предков казахов - кыпчаков: «Тюрки Кыпчака отличаются от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт и благородством».

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ДОБРОМ ХАРАКТЕРЕ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ КАЗАХОВ.
В период активной колонизации Казахстана Российской империей в новое время (XIX- начале XX веков), когда о жизни и быте степи появилось наибольшее количество работ, известный русский исследователь и педагог А. Алекторов отмечал, что «по природе своей, киргизы (казахи-авт.) добры, склонны к дружбе, уживчивы».
Андре в своей работе «Описание киргизских обычаев», написанной в самой середине XIX века, также отчетливо фиксировал специфику и особенность характера казахских кочевников: «Природный ум, особые душевные качества с присоединением к тому опытности и примерной приветственности есть качества и вместе с тем все достояние (казахов-авт.)».
Известный автор школьных учебников для школ Акмолинской области А. Седельников наиболее точно уловил основные черты характера, добрый и мирный нрав казахов: «Среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-казаки – наиболее культурный народ. И несомненно, что ему предстоит лучшее будущее: количество его увеличивается. И он оказался восприимчивым к культурности, киргиз-казаков можно судить по характеру языка, по способности и форме излагать свои мысли, по богатству народной литературы и, наконец, по состоянию развития искусств…Общественная жизнь киргизов развита, но сводится к угощению, поездкам и увеселениям, семейные события и праздники сопровождаются всегда угощением целого аула и даже ближайших, бесконечными рассказами новостей, играми молодежи и песнями «оленгчи» (исполнители-авт.). Общественный строй киргиза можно назвать демократическим».
А вот свидетельства еще одного высокопоставленного русского офицера С.Броневского о таком качестве степняков как простодушие и доброта: «Простодушны и добры до беспредельности к своим собратам: нет вещи, которой бы они не разделили, и нет услуги, которой бы не оказали,-гостеприимны в полной степени; накормить не значит у них обязать, а исполнить долг. Киргизец, услышав запах кипящей баранины, при чувствах аппетита, идет к незнакомому, и будет угощаем, как брат. Званные и незваные не различаются. Русского и всякого иностранца принимают у себя радушно: юрта, пища и верное ручательство за безопасность личную, непритворно предлагаются».
В 1854 году, не раз бывавший на территории края, русский купец Жарков восторженно и в то же время искренне подчеркивал: «Киргизы (казахи-авт.) народ смирный, хороший, истинно патриархальный».
А в годы массовых крестьянских переселений, депортации, политических репрессии и ссылок здесь не случайно нашли приют и спасение сотни тысяч и миллионы представителей разных народов. Вот как описывает помощь местных сердобольных казахов крестьянам-переселенцам на страницах «Омского вестника» его корреспондент на участке Сабайгар-Чилик Голубовской волости Омского уезда Акмолинской области в 1911 году, то есть на моей родине: «Первые переселенцы чуть не погибли от жажды, не зная где достать воды. По словам переселенцев, у них погибло несколько голов рогатого скота от безводицы. Спасибо киргизам (казахам-авт.). Киргизы выручили, указав озеро около аула Сургунколь верстах в 15-ти от участка».
Если к этим упомянутым качествам казахов добавить и их природное гостеприимство, уважением к старшим, невзирая на национальное и иное происхождение, то картина станет еще более понятнее.

КАЗАХИ ВСЕГДА ПРОТЯГИВАЛИ РУКУ ПОМОЩИ РУССКИМ И МНОГИМ ОБЕЗДОЛЕННЫМ НАРОДАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
В годы тоталитарного Советского Союза, который хотят восстановить некоторые «безбашенные» политики, всегда протягивали руку помощи многим народам в том числе и русским, которых хочет «спасти» «Зюганов и его компания»:
1)В годы Столыпинской аграрной реформы (1906-1912 гг.) казахи приняли почти 2 миллиона преимущественно русских безземельных и малоземельных крестьян, в то же время сами лишившись почти 45 миллиона десятин наиболее плодородных земель.
2)В годы массового голода 1921-1922 года, казахи и казахстанцы от голодов потеряв около 1 миллиона человек, приняли примерно столько же с европейской части СССР, преимущественно- русских по национальности.
3) В начале 30-х годов Казахстан принял 365 тысяч кулаков, высланных к нам из других республик, преимущественно русской национальности. Тогда на территории Казахстан были созданы даже целые кулацкие колхозы и районы (например, Осакаровский район Карагандинской области), сами при этом потеряв почти половину своего этнического массива (казахи) от голода (от 42% до 70%).
4) В лагерях Казахстана в 20-50-е годы XX века побывало почти 2 миллиона заключенных, большинство из которых – русских, часть из которых осела в республике.
5) В 1936-1945 годах Казахстан принял депортированные и ссыльные народы в количестве почти 1 миллиона человек, представителей почти 60 этносов, в том числе и русских.
6) В годы войны на территории Казахстан были эвакуированы более 1 миллиона человек, в том числе и детей, с европейской части СССР.
7) В годы освоения целинных земель (в 1954-1960-е годы) в республику прибыло почти 3 миллиона, также в большей степени – русских по национальности.
В результате этих и других социально-экономических катаклизмов и событий сами казахи на своей исторической родине оказались в меньшинстве: перепись населения 1959 года показывает их мизерную долю в общем составе населения республики – 29%!? Есть ли вина в этом нациобразующих казахов? В каждом областном центре осталось в среднем по 1 казахской школе!?

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ В КАЗАХСТАНЕ НА ФОНЕ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В РОССИИ.
Притязания высокопоставленного господина из соседней России по фамилии Зюганов покажутся смешными и беспочвенными, если мы сравним положение русского языка и культуры в Казахстане, на фоне положения казахов в России. На сегодня в Казахстане около 3 миллионов русских, и около 1 миллиона казахов - в России:
* Почти 44% школьников в Казахстане обучаются на русском языке. Повсеместно есть и воскресные русские школы.
* Почти в половине русских и смешанных школ – обучение ведется на русском языке.
* Почти в каждом областном центре, а также городах республиканского значения – функционируют русские театры.
* Значительная часть СМИ (ТВ, радио, сайтов, газет…) в Казахстане функционирует на русском языке.
* В ЦОНах, банках и других государственных м квазигосударственных организациях обслуживание ведется на двух языках: казахском и русском
* Дискуссии депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК и даже принятие наших законов идет, в первую очередь, также на русском языке….
* В Парламенте Казахстана до 30 % - лица некоренной, неказахской национальности…
* Почти половина обучаемых в вузах РК студентов - на русском языке… В Казахстане функционируют филиалы крупных вузов РК – МГУ им.Ломоносова, Челябинского госуниверситета…
* Около 70 тысяч казахстанцев обучается в России на русском языке, в том числе казахов из юга Казахстана...
* Государство финансово поддерживает деятельность национально-культурных центров и объединений…
* В Казахстане открыто работают представительства Россотрудничества по поддержке русского языка и русской культуры….
* В Казахстане почти с десяток российских военных баз и даже - в аренде до 2050 года находится целый город Байконур!?
* Во всех казахских школах (!) преподают русский язык и русскую литературу!
* Казахи Казахстана – билингвы: в одинаковой степени говорят как на родном, так и на русском языках, а талантливая молодежь – на трех и более...
Где и кто ущемляет русский язык в Казахстане?
* В России нет ни одного детского сада, ни одной казахской школы, где обучение основных дисциплин велось бы на казахском языке.
* В России нет ни одного казахского театра!!
* В России при поддержке государства на ТВ нет ни одного канала или даже короткой телепередачи, вещающей на казахском языке.
* Такая же сложная обстановка на радио, издаваемых газетах и журналах. Эти занимаются казахские активисты на свои личные средства...
* В России практически нет ни одного филиала казахского колледжа, университета…

БЕРЕЧЬ МИР И СОГЛАСИЕ В КАЗАХСТАНЕ - НАША ОБЩАЯ ЗАДАЧА.
Несмотря на выпады наших забугорных «доброжелателей», нам надо хранить и далее мир и согласие в нашем общем доме – Казахстане. Это святая обязанность не только казахов, но и представителей всех национальностей. Сегодня не должен молчать АНК. Не должны отмалчиваться и представители русских и славянских общин, которых якобы надо «защитить». Это уже мы проходили. Так, на примере последних событий в Восточной Европе мы увидели, к чему могут привести такие провокационные выпады и обвинения: гибель людей; стертые с лица земли целые города; вереницы миллионов беженцев в Европу; убийственные санкции мировых держав…».

Доктор исторических наук, профессор Зиябек Кабульдинов.

Возврат к списку