Объекты духовной памяти посетила молодежь Костанайской области

300 километров по дорогам Алтынсаринского района преодолели участники историко-краеведческой экспедиции «Сакральное наследие Ұлы дала Елі».

Четыре объекта духовной памяти посетили активисты молодежного движения «Жаңғыру жолы» Костанайской области, студенты высшего политехнического и медицинского колледжей, а также первокурсники КГУ им. А. Байтурсынова.

Первым местом, куда отправились ребята, стал мавзолей Ыбрая Алтынсарина. В 2017 году после реставрации его внесли в Сакральную карту Костанайской области. За мемориалом тщательно следят, чтобы каждый пришедший понимал – здесь чтят память великого казахского просветителя, принесшему в степь науку.

«А вот это колокольчик, в который обязательно нужно позвонить, прежде чем зайти на территорию мемориала. Он является символом ученичества, школ, которые в свое время открыл Ыбрай Алтынсарин», – объясняет гид Валерий Гумиров.


Следующим пунктом стал колодец Омара, вокруг которого в 18-19 веках находился аул Балгожи-бия – деда Ыбрая Алтынсарина. Именно там, возле современного поселка Сатай Щербаковского сельского округа, в местечке Мезгиль Кошана, родился педагог-просветитель и провел свое детство.

«У казахов колодцы с пресной водой всегда считались символом изобилия, достатка, поэтому местности, связанные с названием колодца, встречаются по всей территории Казахстана. В 1991 году в этом памятном месте установлен импровизированный колодезный сруб и мраморная плита с надписью «Ыбырай Алтынсаринің туған жері. Место рождения Ибрая Алтынсарина», - рассказывает председатель Совета ветеранов с.Щербаково Балабай Касымов.


Впереди ребят ждала дорога к мавзолею Жазы бия. Его построили в 2000 году недалеко от села Кызыласкер сельского округ Ильяса Омарова.

«Жазы би Жанулы вошел в историю как почетный гражданин Российской империи, он был главным соратником полковника Чингиза Уалиханова, отца Шокана. В 1920-1940 годы XIX века ни одна сколько-нибудь значительная Российская экспедиция в казахстанские степи не совершалась без сопровождения Жазы бия. Обычно он сопровождал экспедиции во главе отряда в пятьсот сабель, две сотни из которых были представлены казаками, а триста - казахами. Жазы бий боролся за целостность границ своей родной земли и остался в памяти народа в качестве выдающегося знатока устной народной философии, истории, народных знаний географии Казахстана», – рассказывает учитель истории местной школы Торемурат Агибаев.

Последним местом, куда отправились ребята, стал поселок Шокай, где похоронен известный в казахской степи бий - Шокай Балкан-ұлы. Всенародную любовь и уважение он снискал благодаря своей мудрости, честности и справедливости.


«Святым его назвали ещё при жизни, потому что его пожелания сбывались на третий день. К нему приезжали за тысячи километров. Просили благословить новорожденного, дать ему имя, просили защиты от несправедливости. И даже после смерти на его могилу постоянно приезжают люди, просят за родных, о здоровье. Здесь есть комнатка, где останавливаются паломники, некоторые даже ночуют», - рассказывает потомок Шокая-бия Рахат Тлеуов.

Как рассказал местный гид, после посещения мавзолея чудеса действительно происходят.

«Я бы не говорил об этом, если бы не видел своими собственными глазами, как бабушка, причем русская, которую дети принесли на руках, вышла отсюда самостоятельно без палочки. Главное, это вера».

Возврат к списку