Ассамблея народа Казахстана

16 Ноября, 2022

1084

Роль Ассамблеи народа Казахстана и этнокультурных объединений в формировании устойчивого развития Казахстана

История народов с ее многоплановыми событиями, проходящими в конкретных географических границах, порождает культурное многообразие. Обращение к теме этноспецифических особенностей имеет свои веские основания. Культура вообще и ее этно-разделительный блок в частности, проявляются в сознательной деятельности человека. Это очень важный источник творческой активности прошлого и настоящего. На протяжении многих веков он определяет национальный дух, ценностные ориентации, традиции и представления каждого народа.

Многолетняя деятельность этнокультурных объединений Казахстана показала, что именно культурные различия стимулируют обмен этими ценностями как проявлениями необычайно разнообразного видения и интерпретации окружающего мира. Не вызывает сомнения и тот факт, что именно знание и понимание указанных сторон создает условия для сближения представителей разных этносов Казахстана, формирует принципы взаимообогащаемости, и толерантного существования.

Раскрепощенное человеческое воображение вызвало бурный рост семантических способностей. Так, появились декларации о гуманизированном росте, о необходимости перехода от общества потребления к обществу сохранения, или, наконец, призывы к сбалансированному росту. Широкое распространение получил вопрос о конечных целях роста, особенно в трудах знаменитого Римского клуба. Наряду с этим, все чаще стали задавать и другой вопрос - о желательности и достижимости устойчивого состояния общества. И наконец, современные бурные и беспокойные общества, движимые, по-видимому, исключительно целями материального характера и готовые заплатить любую цену за намеченные достижения, развило в себе, прямо-таки, поразительную склонность к расточительству, и этот порок мешает им воспользоваться плодами даже достигнутого ныне роста. Для того, чтобы человечество могло оказаться на высоте требований, выдвигаемых нашей эпохой, необходимо развивать и укреплять дух активной солидарности и сотрудничества между всеми людьми и всеми странами. Прорвать порочный круг возможно только за счет разумного использования главного ресурса - человеческого потенциала, причем не только рабочей силы, а всех его творческих способностей и возможностей. Человек не может игнорировать ни одного из существующих пределов - будь то физический, экологический или биологический, не говоря уже о чисто человеческом и культурном, однако, разумное, правильное использование всех этих ресурсов возможно только с помощью людей и через людей. Следовательно, именно здесь, на развитии в человеке способности и желания управлять собой и своим миром, должны быть сконцентрированы основные усилия деятельности этнокультурных объединений. В составе этих усилий можно выделить три уровня деятельности этнокультурных объединений. Первый уровень - местный или этнокультурный, касающийся внутренних проблем страны. Второй – региональный или этнополитический, связан с взаимоотношениями народов, населяющих Центральную Азию и Евразийское пространство. Третий – международный или геополитический, обусловлен интеграционными процессами, происходящими в рамках человеческого сообщества и, непосредственно, затрагивающих Казахстан. Данный прием условного структурирования дает возможность оттенить приоритеты функционирования ЭКО в многочисленных проблемных срезах, уже существующих или, могущих возникнуть в ближайшие годы.

Многие существующие концепции (например, мондиализм /или глобализм) – реализуемая в действительности «сверхполитика», за которой стоят конкретные организации) и школы мышления, в наш век постепенно утрачивают смысл, становятся неуместными, не способными более направлять развитие человечества. Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культур. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации,к примеру ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно. Например, реализация первых этапов программы культурного наследия в Казахстане имела неоценимые последствия на возрождение духовного мира казахстанцев, так, в рамках этой программы состоялась публикация, посвященная культурам этносов Казахстана.

Теория культурных влияний опирается на множество примеров, как в конкретных условиях новшества проникают в верхние социальные слои общества и постепенно охватывают все нижестоящие. Идеи этнокультурных объединений за их период существования достигли всех ячеек общества: учебных заведений, трудовых коллективов. Дух соревнования и преодоления условных или реальных препятствий отчетливо выражает идею уверенного продвижения к удаче. Победители в атлетических играх или праздничных ристалищах, а в наше время в современных олимпийских играх, всегда были лучшими из достойнейших. Ярким примером этого служит эффективная победа молодого суверенного Казахстана в Олимпийских играх 2012 года, когда его золотые и серебряные призеры, представлявшие как казахский народ, так и греческий, русский, дунганский этносы страны персонифицировали силу и поэтому стали столь чтимы в народе. Ведь сила в народном сознании представляется судьбой. На вере в будущую судьбу, ее желаемом успехе опирается внутреннее содержание деятельности этнокультурных объединений.

Новый гуманизм в лице «Жана Казахстан» должен быть творческим и убедительным, превратиться в неотъемлемую, органическую основу мировоззрения широких масс населения, ставшего вдруг таким маленьким, глобального мира. Вопросы устойчивости этнокультурных систем перед внешними воздействиями, (именно такая устойчивость обладает свойством масштабируемости), являются актуальными. Устойчивым перед внешними воздействиями может быть сообщество. Устойчивой может быть Республика Казахстан, и устойчивым может быть весь мир. А идея самоподдержания, устойчивого развития в ее изначальном понимании, принципиально не масштабируема. У нее на индивидуальном уровне просто нет смысла, она работает только в крупных масштабах - регионов, Астаны, Алматы, Шымкента, Республики Казахстан, Центральной Азии, планеты. По сути, главная проблема заключается в том, что высокая эффективность дает прибыль в краткосрочной перспективе. А устойчивость к внешним потрясениям — это затратная часть. Все стремятся к эффективности, чтобы заработать деньги в краткосрочной перспективе. Но межэтническая стабильность в более долгосрочной перспективе требует затрат, не дающих мгновенного результата.

Лишь тот прогресс и только такие изменения, которые соответствуют человеческим интересам и находятся в пределах его способностей к адаптации, имеют право на существование и должны поощряться - таков логический вывод и естественное следствие всего хода развития человечества; и именно в этом ключе следует решать вопрос о регулировании процесса изменений, затрагивающих деятельность этнокультурных объединений. В связи с этим, возникает задача разработки нормативного прогнозирования в культуре (установления возможных путей достижения оптимального состояния культурного процесса на основе заранее определенных для Казахстана социальных идеалов, норм, целей). Далее. Необходимо разработать модель, которая в общих чертах отражала бы динамику развития межэтнических отношений в Казахстане, с целью выявления наиболее важных компонентов системы и самые опасные, (с точки зрения будущего), взаимосвязи между ними. Исходя из этого предположения, можно сконструировать нормативную, общую картину развития событий и потом выяснить, каково должно быть ее действительное содержание, то есть, какие она предполагает или влечет за собой акции и последствия в политической, социальной и общественной сферах. Исходя из этого перечня, ясно, что потребуется выработать сводный комплекс мер, объединяющих усилия этнических ячеек, АНК и общественности. Это будет, своего рода, «Дорожная карта», базирующаяся на взаимо-пересекающихся интересах участников социальной коалиции.

В жизни любого общества культура играет огромную положительную роль. Как известно, культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человеко-творчества, т.е. формирования и воспитания человека.

Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура, при этом, выступает в качестве «социальной наследственности», которая передается человеку. То есть, культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества [1].

Трудно успешно преодолевать противоречия в социальной сфере, тем более, связанные с разработкой общей идеи, которая бы являлась национальной и объединяла бы абсолютно всех, и была бы принята большинством населения. И эта задача также решается в нашей стране. Так, созданный институт государственного социального заказа имеет важное значение для укрепления взаимодействия между государством и неправительственным сектором. Это один из наиболее эффективных способов взаимодействия в рамках социального партнерства. Благодаря этому закону, неправительственный сектор, в том числе, этнокультурные объединения, получил дополнительные ресурсы для реализации социально значимых проектов, а также институционального развития. Основными видами государственного социального заказа были тренинги, обучение, проведение различных видов услуг для социально уязвимых групп населения. Сейчас, в рамках этого процесса инициатива подхвачена новой, уже действующей несколько лет, структурой – РГУ «Коғамдык келісім» МИОР РК.

Люди в Казахстане настолько хотят жить в дружбе, согласии, понимать друг друга, с улыбкой общаться друг с другом, насколько хотят знать культуру. Этот процесс претворяется в жизнь очень большими государственными национальными праздниками и межнациональными, когда люди имеют возможность посмотреть и на национальные танцы, и попробовать национальную пищу, и поучаствовать в самых разных национальных состязаниях. Это такое единение всех.

Сегодня Дома дружбы, как структурное подразделение "Қоғамдық келісім" Министерства информации и общественного развития РК, открыты и работают во всех регионах Казахстана. Основная их функция – объединять под своим крылом все этнокультурные объединения, распространять идеи единства и межэтнического согласия. Под крышей Домов дружбы работают этнокультурные объединения, каждое из которых уникально и самобытно. Кроме того, проводятся языковые и воскресные школы по изучению государственного и родного языков.

В рамках своей миссии по созданию культурных связей между представителями различных этносов, Дома дружбы совместно с этнокультурными объединениями организовывают различные национальные праздники и фестивали, на которые приглашаются все представители эко.

Регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми также является одной из важнейших. Эта функция осуществляется, прежде всего, через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. В связи с этим, формирующаяся и уже сложившаяся система социального партнерства непосредственно и по содержанию своей деятельности и по методам, формам реализации своих целей связана с политической сферой, с политическими отношениями, с государством, поэтому она является общественно-политическим институтом современного демократического общества. Ярким отражением этого процесса является многолетняя история становления и развития Ассамблеи народа Казахстана.

Вначале инициатива идет снизу, а потом получает определенное оформление. В конце 80-годов прошлого столетия в Казахстане возникли первые этнокультурные объединения, которые в 1995 году были объединены в АНК. Цель этой инициативы была – не допустить никаких деструктивных попыток решить те социальные проблемы, которые формируют социальное напряжение. Таким образом, речь шла о создании обоснованных форм и методов общественно-государственного взаимодействия в направлении развития именно социально-ориентированного государства, как это и продекларировано в новой (2022 года) Конституции Республики Казахстан.

С функциями АНК тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется, в первую очередь, с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. [1]. Вот почему в нашей стране так важна роль казахского языка как государственного (и родного также).

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, что мы наблюдаем в практической деятельности АНК.

Под обществом, достигшим состояния «устойчивого равновесия», следует понимать общество, которое в ответ на изменения внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах всей среды своего обитания. Казахстанское общество оказалось способным адекватно отвечать на внутренние изменения начала 90-х годов, например, в межэтнической сфере, создав в ответ такую структуру, нацеленную на удержание общества в стабильном равновесии, как Ассамблея народа Казахстана. АНК отнюдь не аполитична, более того, ее как раз можно назвать политической в самом истинном, этимологическом значении этого слова. Ибо, способствуя изучению и осмыслению долгосрочных интересов граждан, она на деле помогает заложить новые, более прочные и созвучные времени основы для принятия важных политических решений и одновременно заставляет тех, от кого зависят эти решения, осознать всю глубину лежащей на них ответственности.

Современный западный социолог Пер Монсон выделяет несколько основных подходов к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над гражданскими структурами. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс) [1].

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как над-индивидуальную объективную социальную структуру или, как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, - социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они - фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество - как социальный организм. Общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее меж-поколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя. В качестве примера можно привести такие исторические даты, которые широко отмечались в Казахстане: 550-летие Казахского ханства, 125-летний юбилей Ауэзова и др.

Нет больше экономических, технических или культурных, социальных проблем, существующих раздельно, независимо друг от друга, которые можно было бы обсуждать в пределах одной специальной терминологии и решать не спеша, по отдельности, одну за другой. Другими словами, вместо поисков способов защиты от негативных последствий процессов, происходящих в старой структуре, надо пытаться перейти к новой структуре «кооперативного» взаимодействия, когда новые процессы станут одним из источников будущего развития Казахстана, на что нас нацеливает Послание Главы государства К.К. Токаеванароду Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Главы государства К.К. Токаева от 01.09.2022г.

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

· устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;

· общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;

· система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

И Ассамблея народа Казахстана сегодня выступает как вполне успешный социальный институт.

Аннакулиева Гульнара Атаевна,

председатель Туркменского общественно-культурного

центра, член АНК г.Алматы


Жакупова Айнур Советхановна,

ведущий эксперт Управления по обеспечекнию

деятельности республиканского Дома дружбы

г.Алматы РГУ «Қоғамдық келісім» МИОР РК


Использованная литература:

1. «Культурология как наука», www.Grandars.ru

Возврат к списку