Ассамблея народа Казахстана

10 Июня, 2020

733

Советы педагогов-медиаторов: Что нужно сделать, чтобы ученики уважали вас, признавали авторитет учителя

Мы, медиаторы АНК Жамбылской области работаем не только с конфликтами, но и с предупреждением их. Для снижения конфликтности в школьной среде предлагаем разработанный урок медиации для педагогов (классных руководителей) с медиативными навыками выхода из них, помогающие создать доброжелательную, психологическо-безопасную обстановку в классе!!

Что нужно сделать, чтобы ученики уважали вас, признавали ваш авторитет и сами при этом чувствовали себя достойными? Для этого необходимо установить с ними отношения по типу «поддержки». Из чего же складывается поддержка учителя, рекомендуем 5 стратегий:

1. Принятие

- принимайте своего ученика таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями (внешность, темперамент, способность, особенность здоровья и развития) и маленькими слабостями. Избегайте клеймения и ярлыков. Помните: личность не равна поведению!

2. Внимание

- приветствуйте с улыбкой, называйте каждого по имени, выслушивайте ученика о его переживаниях, научите его просить внимания прямым способом, замечайте учеников даже тогда, когда они ведут себя хорошо, поздравляйте с днем рождения, будьте в курсе его интересов, важных событий, иногда поболтайте в неформальной обстановке.

3. Признание:

- используйте поддерживающее восстановительное Я - высказывание (мне было приятно, я была удивлена…), создавайте ситуацию успеха (отметить в его работе качественно выполненный какой-то элемент), отмечайте любое продвижение вперед (сравнивайте ученика с ним самим, избегая нездоровой соревновательности), делайте фокус на настоящем.

4. Одобрение

- Отмечайте вслух сильные стороны ученика, применяйте позитивное переформулирование (упрямый - настойчивый, трусливый - осторожный, болтливый - общительный), делайте комплименты личностным качествам ученика, учите ученика говорить о себе позитивно.

5. Теплые чувства

- применяйте теплые слова, используйте теплые прикосновения, выражайте позитивные эмоции в адрес ученика, используйте доброжелательную интонацию.

Если педагог установил такие отношения с учениками по типу стратегии поддержки, то ученик чувствует себя достойным, будет уважать, слушаться и стараться не подводить его. Почему поддержка работает, какие механизмы это обеспечивают. Она срабатывает на удовлетворение базовых потребностей ученика – это потребность ощущать свою состоятельность в учебе, ощущать себя принятым со стороны значимых сверстников и педагога, вносить свой индивидуальный вклад в жизнь класса и школы, потребность в безопасности в школьной среде.

Если эти потребности в полной мере удовлетворяются приемлемыми способами, ученик в школе чувствует себя безопасно и благополучно. Ему интересно учиться и общаться, а значит, нет необходимости прибегать к деструктивному поведению, создающую конфликтную ситуацию.

Для профилактики споров и сохранению бесконфликтной среды в школе предоставляем вам один из методов погашения конфликтов:
1. Учитель поочередно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Прежде всего, надо дать конфликтующим сторонам возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.

2. После того, как конфликтующие высказали свои претензии друг к другу, воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.

3. После этого следует предложение найти выход: «Что будем делать?» Учитель - медиатор выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма. Современный учитель – это пример для подрастающего поколения! Использование поддержки учителя дает ученикам ресурс справляться с жизненными трудностями, вырабатывать приемлемое поведение далее, выходить с достоинством из конфликтной ситуации!

Возврат к списку