В рамках госпрограммы «Мәдени мұра» культурологи изучают музыку и фольклор Карагандинской области

В Дом дружбы Караганды приехали сотрудники Лаборатории казахского народного музыкального искусства имени Коркыт-ата Казахского национального университета искусств города Нур-Султан.

По информации организаторов мероприятия, цель визита – изучение и сбор материалов про традиционную музыку и фольклор Карагандинской области, в рамках масштабной государственной программы «Мәдени мұра», которая направлена на сохранение и продвижение культурного наследия казахского народа.


«В каждом регионе Казахстана присутствуют несколько самобытных творческих и исполнительских традиций, которые сложились исторически и образовали своеобразные центры национальной духовности, на которых во многом держится этническая идентификация, так называемый менталитет казахов.

Одним из таких богатых на традиции центров является Арқа. Мы исследуем и сохраняем музыкальное духовное богатство наших предков и земляков. Будем собирать не только музыкальное наследие, но и древние легенды, сказки, рассказы наших аксакалов и апашек. После завершения работы мы изучим собранные материалы. Планируем выпустить сборники на трех языках и диск»,- говорит член общественного Национального Комитета по сохранению нематериального культурного наследия РК, руководитель Лаборатории по изучению казахского национального искусства НИИ имени Коркыт-ата Казахского национального университета искусств Саида Елеманова. 


Действительно, Арқа – огромный исторический и географический регион, в котором в XIX и начале XX веков появилось множество гениальных художественных персоналий – домбристов, певцов, поэтов и акынов. Судьба этих традиций в XX-XXI веках неоднозначна, объясняется это понятными причинами. Лучше всего сохранилась Аркинская школа пения (Арқа жыр мектебі), среди представителей которой легендарный Амре Кашаубаев, Жусупбек Елебеков, Манарбек Ержанов, Кали Байжанов, Жарылгапберди, Мади.

Также, отдельно представленная инструментальная традиция Арки со своими кумирами, незабвенным Таттимбетом, Магауей Хамзиным, Абикеном Хасеновым, Абди, Аккыз, Сембеком, Кыздарбеком и многими другими. Она сильно пострадала в годы репрессий. Если спросить сегодня как обстоят дела с этой удивительной, классической инструментальной традицией, выяснится, что многих ее носителей уже нет в живых, а на земле, где она родилась, очень мало людей о ней знают. 

Как и в других регионах, в Карагандинской области продолжает существовать этот традиционный музыкальный фольклор, но мало кто его записывает и нотирует. 

Кюйши, руководитель центра «Күй керуен» при Доме дружбы Кайролла Садуакасов поделился материалами, которые у него имеются в наличии.

«В разных регионах страны кюй играют разными способами, даже у самого шертпе кюй есть несколько видов. Но об этом многие не знают. Поэтому, чтобы сохранить это музыкальное наследие и передать будущему поколению, культурологи сегодня здесь», – рассказал К. Садуакасов.

Возврат к списку