Ассамблея народа Казахстана

311

Арон Ефим Ефимович

Годы жизни: (1906-1970 гг.)

    Советский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1944 г.). В 1926 году окончил киномастерскую А. М. Ромма в Москве, с этого же года начал работать в кино, вначале помощником режиссёра. Участвовал в создании сценария и фильма «Турксиб» (1929 г.), совместно с А.В. Мачеретом, В.Б. Шкловским и В.А. Туриным.

    В годы Великой Отечественной войны принимал участие в работе над боевыми киносборниками (1941–1942 гг.). Последующие художественные фильмы – «Песни Абая» (1945 г., совместно с Ш.И. Бейсембаевым), «На диком бреге Иртыша» (1959 г.) и документальные киноочерки – «Мы металлурги» (1962 г.), «На границе мы все – часовые» (1962 г.).

    Был руководителем художественных фильмов «Меня зовут Кожа» и «Там, где цветут эдельвейсы». 

    Из автобиографии талантливого человека, рассказанной им самим и из документов того времени: 

    «Я родился в январе 1906 года в городе Люцине Витебской. В 14 лет добровольцем поступил на службу в сформированную 67-ю Татарскую стрелковую бригаду, направленную в 1920 году на повстанческий фронт в Поволжье и в дальнейшем - на юг Украины. Демобилизовался в конце 1920 года по болезни. В 15 лет началась моя самостоятельная трудовая жизнь. Тяготея с детства к драматическому искусству, я поступил в театр, где работал суфлером, помощником режиссера. 

    В 1924 году я пытался поступить в институт кинематографии на актерский факультет, но по слабости здоровья не был принят. 

    Практическая работа на кинопроизводстве началась с 1926 года и непрерывно продолжается вот уже 40 лет. Мне посчастливилось начать работу в съемочной группе крупнейшего советского кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна в качестве помощника режиссера. Участие в съемках двух его фильмов («Старое и Новое» и «Октябрь») сыграло огромную роль в моем творческом формировании, явилось для меня теоретическим и практическим университетом кинорежиссуры.

    В 1928 году я написал свой первый художественный сценарий на материале исторического восстания в 1916 году в Средней Азии и предложил его новой образовавшейся организации «Восток-кино». Громоздкий и трудный для постановки сценарий не был принят к осуществлению, однако, послужил основой для моей творческой работы в «Восток-кино».

    1928 год стал знаменательной вехой моей деятельности в кинематографии и отмечен созданием, совместно с режиссером В. Туриным, художественно-документального фильма «Турксиб», посвященного строительству первенца пятилетки - Туркестано-Сибирской железной дороги. К 1930 году фильм с успехом прошел по экранам мира, популяризируя в Европе и Америке героический труд и дружбу русского и казахского народов...

    Моя последняя постановка художественного фильма «Там, где цветут эдельвейсы», создана вместе с молодым режиссером Шарипом Бейсембаевым. Этим фильмом я заканчиваю свою режиссерскую деятельность, сознавая, что сделано мною гораздо меньше, чем могло бы быть при более благоприятных объективных и субъективных условиях. Меня утешает сознание того, что мне удалось поделиться своим опытом с целым рядом молодых работников, делавших со мною рядом свои первые шаги в кино». 

     

    Воспоминания современников, мнения исследователей, высказывания учеников, потомков

    «Я познакомилась с Ефимом Ефимовичем Ароном на пробах фильма «Ботагоз». Посмотрев снимки, Ефим Ефимович сказал удивительную вещь: «У этой девушки глаза с содержанием». Меня утвердили на роль. Он обладал поистине энциклопедическими знаниями в области литературы, искусства, истории. Его очень любили актеры, особенно молодежь, которая относилась к нему с трепетом. Именно с его помощью я поняла, какое сложное и красивое искусство – кино» (Гульфайруз Исмаилова, народный художник Казахстана).

    «С Ароном я работал на фильме «Ботагоз». Он запомнился мне, как очень хороший, добрый человек и замечательный режиссер, никогда не давивший на артиста. Он был на самом деле мастером своего дела, много сделавший для киноискусства Казахстана и казахстанских актеров» (Мулюк Суртубаев, народный артист Республики Казахстан).

     

    Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом

    В дальнейшем Е. Арон снимает фильм «На диком бреге Иртыша» и приступает к постановке фильма «Перекресток». Но в результате серьезного заболевания в самом начале съемочного периода он был помещен в больницу. Фильм законсервировали и в дальнейшем работу над ним продолжил Шакен Кенжетаевич Айманов.

    Выйдя из больницы, Ефим Арон продолжил работу на киностудии, но уже в щадящем режиме, на документальных фильмах. Осуществляет художественное руководство, помогая молодым казахским режиссерам освоить профессию. Жить и работать до последнего вздоха! Таково предначертание людей искусства! И жизнь кинорежиссера Ефима Ефимовича Арона - тому доказательство и пример.



    1937 г. – На Дальнем Востоке – сорежиссёр;

    1941 г. – Приказ выполнен (к.м.) (Боевой киносборник № 4); 

    1942 г. – Боевой киносборник №10 (Новелла «Молодое вино»); 

    1943 г. – Белая роза;

    1946 г. – Песни Абая (совместно с Г. Рошалем);

    1948 г. – Золотой рог;

    1957 г. – Ботагоз;

    1959 г. – На диком бреге Иртыша;

    1965 г. – Там, где цветут эдельвейсы (совместно с Ш. Бейсембаевым);

    1929 г. – Турксиб;

    1930 г. – Песни степей;

    1934 г. – Тоннель;

    1965 г. – Там, где цветут эдельвейсы (совместно с С. Мартьяновым).



    Орден Трудового Красного Знамени (1959 г.);

    Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1944 г.).

    1. Максутова Е. «Свой талант подарил Казахстану». //Газета «Ковчег» 19.121996.

    2. Шафир С. Ефим, да еще Арон... 26.12.2012.

    3. Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.Н.Нургалиев. – Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. – Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. – С. 129. 

    В Алматы установлена мемориальная доска Арону Е.Е. на стене двухэтажного дома по улице Масанчи в память о заслугах перед кинематографом Казахстана. 


     

Возврат к списку