Ассамблея народа Казахстана

7295

Латута Афанасий (Яков) Александрович – Жакып Жоламанов

Годы жизни: (1890-1970)

    Этнический украинец, один из лидеров казахского национально-освободительного восстания 1916 года. Возглавил казахских повстанцев Акмолинского Приишимья. 

    Имя Афанасия Латуты заслуженно стоит особняком. Это яркий и практически неповторимый пример истинной казахско-украинской дружбы. 

    Усыновление Афанасия
    Однажды в степном ауле бая Клышбая из рода Курмантай он встретил семью старого Жоламана. Именно этот Жоламан усыновил Афанасия и отныне «нового казаха» Афанасия Латуту стали называть Жакыпом (Якуб) Жоламановым.
      Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом
    Начало восстания в Акмолинском уезде 
    К середине июля 1916 года на территории Акмолинского уезда Акмолинской области начались массовые народные волнения. 
    Чуть ранее в конце июня 1916 года военный губернатор этой области собрал 48 представителей знати из числа волостных управителей, баев, биев уезда, обратившись к ним со следующими словами: «Неправильно когда Вы выступаете против царя. Вы должны подчиниться воле Всевышнего и потом царю. Именно это вы должны разъяснить простому народу. Вы никак не обойдете царский указ. Вы должны собрать молодых людей в возрасте от 19 до 30 лет». 
    В волостях народ отказался давать людей в прифронтовую зону. Народ начал постепенно вооружаться. В сентябре 1916 года генерал-лейтенант Таубе писал в своих донесениях: «В районе озера Коргалжино находится около 30 тысяч восставших киргизов, в Ерейментауских горох- 5 тысяч, в районе Улытау Атбасарского уезда -7 тысяч».
    Самым крупным было восстание в районе озера Коргалжино, главным руководителем которого был Рахымжан Мадин. Признанным соруководителем восстания был выходец из Украины Яков (Афанасий) Латута.
    Афанасий (Яков) Александрович Латута родился в январе 1890 года в украинском селе Масловка Мироновской волости Каневского уезда Киевской губернии в бедной крестьянской семье Александра Кондратьевича Латуты. 
      Участие Афанасия Латуты в Первой русской революции
    Несмотря на несовершеннолетний возраст, он принимает в революционном движении самое деятельное участие, за что его отправляют в ссылку в Акмолинск – традиционное место ссылки политических заключенных. 
      Ссылка в Акмолинск 
    Здесь ему довелось поработать у Григория Ерзаковича – отца будущего казахстанского композитора Бориса Ерзаковича, знатока и собирателя традиционной казахской музыки.
    Впоследствии вокруг Афанасия стали собираться недовольные своим положением местные наемные рабочие. Деятельность со стороны бунтаря вызвала преследования со стороны акмолинских приставов. Нависла угроза тюремного заключения за нарушение паспортного режима и распространение антиправительственных речей. 
      Уход Афанасия к коргалжинским казахам
    Афанасий Александрович, чувствуя, что кольцо вокруг него замыкается, убегает в коргалжинскую степь и находит спасение и добрый приют у местных жителей. Позднее этот регион становится его второй родиной. Итак, в августе 1909 года, встретив теплый прием казахов рода Мурат-Сарат Нуржана, Айбека и Тазабека, приходит к заключению, что он нужен именно здесь. Немного позднее Афаначий переселяется в урочище Аршаты, где издревле проживали казахи рода Тыналы. Здесь устраивается на работу в Абильхаир-Ахунское медресе, где на него огромное влияние окажет авторитетный и признанный в степи депутат I и II созывов Государственной Думы Российской империи Шаймерден Косшыгулов. Правда, поработать в высшем законодательном органе империи последний не сумел из-за незнания русского языка: колониальная политика царизма проводила жесткую языковую сегрегацию, дорога в государственный орган для таких как он была напрочь закрыта. 
    Но Афанасий овладел казахским языком, усвоил местные обычаи и обряды. Стал в Акмолинском Приишимье известным и уважаемым молодым человеком, не совсем внешне похожим на других номадов.
      Рост авторитета Афанасия
    С 1912 года у Латуты начинается вполне самостоятельная жизнь. Он открыл частную школу, где обучал казахских юношей не только арабской графике, но и давал им первые уроки русского языка. Его авторитет с каждым днем возрастал. На протяжении 1912-1920 гг. в его школе получили образование более 200 человек. 
    Афанасий Латута был наделен высокой степенью справедливости, сочувственно относился к казахам и особенно к его беднейшей части. 
      На путь национально-освободительного движения
    Однажды в урочище «Жартас», где размещалась частная школа народного просветителя Жакыпа (Афанасия), Афанасий встречается с признанным батыром, народным героем Рахымжаном Мадиным. Постепенно Жакып становится главным идеологом будущего акмолинского очага национально-освободительного восстания казахов.
    25 июня 1916 года в Казахстане началось отчаянное сопротивление против набора местного поселения на тыловые работы, что явилось началом мощного национально-освободительного движения против царского режима. Рахымжан Мадин и Жакып Жоламанов возглавили Акмолинский очаг восстания.
    Летом 1916 года в местности Кызыл Сенгир состоялось столкновение карателей во главе с Кошуро-Масальским и повстанцев, общая численность которых составила 5 тысяч человек. По настоянию Жакыпа Жоламанова, имевшего опыт боевых действий в Украине, было создано 4 особых отряда с ружьями общей численностью до 700 стрелков. 
    Осенью движение пошло на спад. Повстанцы пошли на соединение к Амангельды Иманову в Тургайские степи.
     

    Жакып Жоламанов на советской работе
    В конце 1919 года Жакып Жоламанов организовал большевистскую ячейку в Аккуш-Нуринской волости, а весной 1920 года его избирают депутатом на I уездный съезд Советов от казахского населения края. 
    2 апреля 1923 года в урочище Жантеке из 11 обедневших жатаков Жакып организовывает одну из первых сельскохозяйственных артелей имени Жоламана, т.е. своего названного отца. В последующие годы хозяйство, руководимое Жакыпом Жоламановым, стало крепчать и укрупняться, а коллектив колхоза стал интернациональным. Сюда вошли 9 русских и 1 башкирское хозяйство. Авторитет Жакыпа еще больше вырос.
    В 1924 году Жакып Жоламанов построил первую светскую казахскую школу. Из районного центра по его просьбе направили двух педагогов. При школе открывает первый детский кооператив «Жас калам» («Молодое перо»). 
    Параллельно Жакып Жоламанов учился: в 1927 году закончил сельхозтехникум, а в 1939 − полеводческий факультет Омского сельхозинститута имени Кирова. Позднее работал на различных руководящих должностях. На последней из них - заведующим контрольно-семенной лабораторией он проработал до 1965 года, когда ему исполнилось 75 лет.

    Жакып Жоламанов, этнический украинец Афанасий Латута, всю свою жизнь посвятил делу служения казахскому народу, был соруководителем Акмолинского центра восстания казахов 1916 года, уникальным народным просветителем и крупным организатором сельского хозяйства в Акмолинском Приишимье.

    Местное население уважало его и за прекрасное знание казахского языка, его истории, обычаев и обрядов, а также казахских шежире и ислам. В Коргалжино он был первым, кто начал заниматься садоводством. 

    1.     Дубицкий А. Акмола - город славный. – Акмолинск, 1959. - 126 с.

    2.     Кабульдинов З.Е. Астана: прошлое и настоящее. – Астана, 2017. - 344 с.

    В знак глубокого уважения к нему его современники и потомки присвоили ему звание почетного гражданина Коргалжинского района. Когда-то в его же честь местные казахи создали краеведческий музей. В праздники его приглашали в президиум собрания. Оставаясь верным своим принципам, сыновей назвал Бостандык (Свобода) и Тендык (Равенство). 

    Нет сомнения, что Жакып Жоламанов достоин, чтобы его именем назвать одну из центральных или новых улиц столицы в знак истинной дружбы между украинским и казахским народами. 

    Память о Жакыпе Жоламанове – Афанасии (Якове) Латуте навсегда останется в памяти сыновей и дочерей Великого «Дешт-и Кыпчака» и служит подлинным примером интернационализма, мужества и отваги, а также преданности интересам казахского народа и его независимости. 


     

Возврат к списку