Ассамблея народа Казахстана

1350

Эйферт Владимир Александрович

Годы жизни: (1884-1960 гг.)

    Талантливый репрессированный художник. Живописец, искусствовед. Известен в жанре портрета и натюрморта. Эксперт по антиквариату в торговых представительствах Западной Европы. Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкин, член Союза художников.

    С началом войны депортирован в Караганду.

    Владимир (Вольдемар) Эйферт родился 1 августа (18 июля) 1884 года в немецкой колонии Беттингер, Баратаевская волость Николаевского уезда, Самарской губернии (ныне Марксовский район, Саратовской области). Мать-немка, отец-русский, оставил семью до рождения сына.

    В 17 лет окончил в Астрахани городское 4-хклассное училище. Первые годы работал маляром, подмастерьем у частных подрядчиков, ретушёром у фотографа.

    Любовь к искусству привела его в Астраханские Высшие художественные мастерские, которыми он позднее заведовал. В начале 1920-х занимался комплектованием Астраханской картинной галереи. В 1922 г. после реорганизации Высших государственных свободных художественных мастерских Эйферт получил диплом живописца Астраханского художественного техникума.

    Участвовал в создании галереи им. Кустодиева. В 1926 г. получил приглашение на должность ученого секретаря Наркомпроса в Москве, переехал в Москву. В этом же году принял участие в выставке художественного объединения «Жар-Цвет», затем стал членом Общества московских художников (ОМХ), членом Союза художников, занимался живописью, принимал участие в выставках.

    В 1930 стал заместителем директора Музея Западного искусства, экспертом-искусствоведом Торгпредства СССР в Германии, Франции. В августе 1931 Эйферт был откомандирован в Берлин для работы в торгпредстве с сохранением должности заместителя директора ГМНЗИ.

    С 1932 по 1935 гг. работал в торгпредствах СССР в Париже и Стокгольме. После возвращения в СССР был назначен директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Работа в ГМИИ для В. Эйферта была полна разочарования, в пояснительных записках к годовым отчетам он досадовал, что «спущенные сверху правительственные мероприятия и развернутая в залах художественная панорама «Штурм Перекопа» не являются профильными, отнимают экспозиционные пространства, срывают плановые работы и музейные выставки».

    В 1939 г. Эйферт перенес тяжелое заболевание, был частично парализован, в конце года по болезни ушел с поста директора ГМИИ, сохранив должность эксперта Ученого совета.

    В августе 1941 г. был выслан из Москвы, когда депортировали немцев; попал в Карагандинскую область. Работал в совхозе им. Пушкина: был учителем, бухгалтером в сельпо, заведовал «красным уголком», работал на обогатительной фабрике. С 1943 – художник клуба имени Кирова, руководитель изостудии. В. Эйферт был поставлен в положение, в котором он буквально выпрашивает работу для возможности прокормить себя. Он пишет ряд писем в различные инстанции (Главное управление изоучреждениями при комитете по делам искусств при СНК СССР, Управление по делам искусств при СНК Казахской ССР) с просьбой использовать его как специалиста по работе в музеях или по линии художественных организаций, его предложения снижаются до учетчика сельхозработ, но безуспешно.

    Из воспоминаний В. Эйферта: «В январе 1942 г. мне предложили работу учителя рисования и черчения в неполной средней школе в Пушкино, а в конце февраля работу бухгалтера местного сельпо; я эти предложения принял, так как нужно было добывать хлеб. С марта местная парторганизация КП(б)К, впервые с момента моего прибытия сюда, поручили мне работу агитатора среди колхозников, редактирование и выпуск колхозной стенгазеты. Понятно, что эти обстоятельства приободрили меня: я в меньшей степени чувствовал, как до марта, свою ненужность и заброшенность. Но так продолжалось недолго».

    Вновь назначенный директор местной школы отставил его от должности учителя и рисования; в сельпо, где он выполнял обязанности бухгалтера, закрыл «красный уголок», сделав его зернохранилищем.

    В. Эйферт сторожит склад по 12 часов, без перерыва на ветру и холоде, «без тулупа и валенок, в легком пальто» и заболевает плевритом, пополнившим букет болезней, в том числе паралич правой руки от перенесенного перед войной энцефалита.

    В 1944 г. переведен в Караганду. Эйферту пришлось поменять множество профессий, много бедствовать, но никогда не оставлял свою творческую деятельность.

    С 1944 по 1957 гг. он работал художником-оформителем в клубе шахты им. С. М. Кирова.

    Полученный опыт, основанный на истории мировой и, конечно же, русской живописи, позволял автору в теоретических вопросах быть глубоким, в стиле изложения – элегантным, в подаче примеров – неожиданным. Вот одно из писем, полностью посвященное уяснению терминов «колорит, гамма, тональность» от 3 мая 1957 г.

    Из писем В. Эйферта: «В Ленинграде Вы видели Константина Коровина – <…> чародей (в нашем русском искусстве) сочетания красок и определения цвета объекта; а самые бесцветные, серые, неинтересные обычному зрителю окраски предметов у него приобретают чарующую прелесть. У него такой глаз от природы. У него, кроме того, удивительный вкус к сочетанию. Таков же и Врубель – фантазия особая, почти неземная, а интуитивная. <…> Поленов и Репин были влюблены в произведения испанца Фортуни из-за его сказочно богатого, своеобразного, неповторяющегося колорита и они не придавали цены брани Стасова по адресу аполитичности, гурманства живописца Фортуни».

    В 1946 г. В. А. Эйферт вошел в руководство открытых в Караганде производственно-художественных мастерских Художественного фонда Казахской ССР. В 1947 г. он организовал изостудию. Воспитал профессиональных художников: Ю. Евсеева, Г. Гилевского, А. Цоя, В. Буша, Н. Жирнова, И. Хегая, Ю. Коренца.

    Только в сентябре 1957 г. В.А. Эйферт получил письмо от УВД исполкома Карагандинского областного Совета депутатов трудящихся об освобождении спецпоселения и получении бессрочного паспорта в связи с возрастом, без права возвращения в места прежнего жительства и возврата конфискованного имущества.

    Творческое наследие

    При жизни художник не был признан по достоинству, наряду с такими художниками как С. И. Калмыков, И. Иткинд, считавшимися инакомыслящими, идущими вразрез с советским искусством. Впервые, его картины были выставлены в свободном доступе только в 1980-х гг. в экспозиции ГМИК им. А. Кастеева.

    Картины В. Эйферта: «Окраина Парижа», «На бульваре», «Портрет Сталина», «Московский дворик», «Натюрморт» «Караганда. Утро», «Старая Караганда», «Окрестности колхоза им. Пушкина» и др.

    Умер Владимир Александрович Эйферт 4 июня 1960 г. от инфаркта и был похоронен учениками на одном из карагандинских кладбищ возле рудника № 2.

    1. Эйферт В. Что я запомнил в Москве // Мазки, 1920, №2 (машинописное издание, Астрахань)

    2. Картины моей земли // http://zhaukhar.kz/hudojnik

    3. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы // https://www.sakharov-center.ru

    4. Музей нового западного искусства // http://www.newestmuseum.ru/history/people

    5. Омарова А.С. Письма В.А.Эйферта//Художник Старой Караганды Владимир Эйферт // http://muz-kar-izo.kz/ru/nashi-publikatsii/213-pisma-v-a-ejferta.html

    Картины В.А. Эйферта находятся в собраниях Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Павлодарском областном художественном музее, Карагандинском областном музее изобразительных искусств, Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина, Музее современного искусства в городе Астане, частных собраниях.

    К концу жизни В. Эйферт руководил художественной студией в г. Караганда, обучая учеников, которые впоследствии станут выдающимися казахстанскими художниками, участниками выставок.

Возврат к списку