Ассамблея народа Казахстана

1624

Потанин Григорий Николаевич

Годы жизни: (1835-1920)

    Выдающийся уроженец Казахстана, ученый-этнограф, ориенталист, путешественник, гуманист, фольклорист, знаток тюркских языков, в том числе в совершенстве владевший казахским. Ярый защитник интересов казахского народа в эпоху царизма, предсказал будущее столицы Казахстана – город Нур-Султан: 

    «Если мы добьемся автономии Казахстана, сделаем Караоткел (нынешний Нур-Султан) столицей Алаша, если откроем здесь университет, обучая казахских юношей и девушек, тогда Европа узнала бы кто есть на самом деле казахи, написавшие поэму «Козы Корпеш-Баян Сулу», родившие лучших сыновей – Шокана, Абая, Ахмета, Мыржакыпа… В будущем казахи займут самое достойное место среди других народов мира». 

    Имя Григория Потанина неразрывно связано с именем выдающегося казахского ученого-просветителя Шокана Валиханова, искреннюю дружбу с которым он пронес через всю жизнь. Потанин внес огромный вклад в развитие чокановедения, собрав и опубликовав многогранные и бесценные труды после смерти Шокана. Вот что писал Потанин: «Мы виделись с Чоканом часто. Чокан строил план, что он и я сначала отправимся в Петербург слушать лекции в университете. По выходе из университета, предполагалось – мы поедем путешествовать в Среднюю Азию». 

    Ученый-этнограф тесно сотрудничал и с Абаем Кунанбаевым, Мусой и Садвакасом Чормановыми, Имантаем Сатпаевым (отцом академика Каныша Сатпаева), глубокое почтение Потанин имел среди лидеров движения «Алаш» Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова, Алихана Ермекова, Жакыпа Акбаева и других.

    Старший ага-султан Баянаульского внешнего округа Муса Шорманов был близким другом ученого. Муса Шорманов передал Потанину составленную Чоканом Валихановым родословную казахских родов, тексты сказок и легенд.

    В фондах Павлодарского областного историко-краеведческого музея сохранились копии писем Садуакаса Мусаулы Шорманова, адресованные Г.Н. Потанину. В своем письме от 10 февраля 1887 года Садуакас извещает о смерти отца и обращается с просьбой оказать содействие в публикации воспоминаний о Мусе Шорманове. Во втором письме Садуакас сообщает об отправке фотографий Чокана Валиханова, Садуакаса с супругой Нурилей.

     

    Воспоминания современников, мнения исследователей, высказывания учеников, потомков

    Алихан Букейхан о Потанине: «Он очень тепло относился к казахам как к своим родным. Его труды, сделанные в этой жизни, его характер похожи на жизнь святого». 

    Видный деятель партии «Алаш» Мыржакып Дулатов писал в статье, посвященной юбилею ученого: «С юных лет он предан науке, всю свою жизнь посвятил служению Родине, им проделан титанический труд во имя науки. Г.Н. Потанин - уникальный самородок. Он известен не только сибирской, но и всей российской  интеллигенции. Сегодня вся Сибирь отмечает 80-летие Г.Н. Потанина, у всех народов, проживающих в Сибири, Г.Н. Потанин пользуется уважением и почетом, для кого-то он является покровителем, его благородный труд равноценен для всех». 

    Мыржакып назвал его «уважаемым аксакалом Сибири», посвятив ему свое стихотворение «Ардақты Қарт! Келдім бүгін тойыңа». («Уважаемый аксакал, пришел я сегодня на твой юбилей»).

     

    Уникальные случаи из жизни, связанные с Казахстаном, казахским народом

    Григорий Потанин был в тесных дружеских отношениях с деятелями партии Алаш Орда. На проходившем в 1917 году в Оренбурге I съезде он был избран Почетным председателем партии Алаш. 

    К 80-летнему юбилею Г.Н. Потанина в качестве подарка Ахмет Байтурсынов готовит к изданию записанную Потаниным полную версию поэмы-жыр «Ер Сайын». Поэма была издана только в 1923 году в Восточном издательстве Народного комиссариата национальностей.

    Книга открывалась неопубликованным стихотворением Ахмета Байтурсынова, которое было посвящено 80-летию сибирского аксакала – (глубокоуважаемого Григория Николаевича) на казахском языке – «В дар Г.Н. Потанину»:

    «Невзгоды и лишения бесчисленных дорог

    Тобою пройдены за долгий жизни срок.

    Через дожди, метели, снег, жару

    Ты шел дорогой верной, благородной, друг.

    Не восхваленье это: доказательство тому

    На благо родины твой кропотливый труд.

    Такое время выпало всем нам:

    Безбрежной нищетой война, обрекшая крестьян.

    Алаша скромный дар прими от нас,

    Не конь склоняет голову перед тобой,

    Не шубой, отороченной мехами с шелком,

    Ты слово доброе взамен богатств прими».

    Историческими являются его выступления на двух общеказахских Съездах партии «Алаш» в поддержку казахской автономии на чистом казахском языке! 

    Потанин является автором около 240 фундаментальных трудов. За работу над «Легендами и сказками казахов и алтайских тюрков» в 1886 году был удостоен Большой Константиновской медали Императорского Русского географического общества.

    Его труды входят в мировое культурное наследие Евразии. Изучению Казахстана Г.Н. Потанин посвятил множество трудов. В течение всей своей жизни Г.Н. Потанин собрал 75 печатных листов этнографических материалов, в числе которых 222 сказки, поэмы, легенды и предания. 

    Потанин осуществил 5 масштабных экспедиций в Центральную Азию и Сибирь. В формировании историко-культурной общности двух народов – казахского и русского трудно переоценить значение научного наследия Григория Николаевича Потанина, внесшего значимый конкретный вклад в сближение двух народов.

    В 1855 году в качестве руководителя русских казаков Григорий Николаевич побывал на Семиречье, был основным идейным вдохновителем строительства города Алматы.

    Примечательным фактом является то, что Потанин был основоположником сибирского областничества, послужившего идейным фундаментом для казахской автономии. Также был признанным популяризатором казахской культуры среди русского общества царской России и дружбы казахов с русскими.

    В 1863 году он был в составе комиссии, обозначившей границу между Россией и Китаем. В 1865 году Потанин был арестован за идеи отделения Сибири от России. 3 года находился в заключении в Омской тюрьме, после окончании следствия он был сослан на 4 года на каторжные работы в Вологодскую губернию.

    Г.Н. Потанин первым заговорил о положительном взаимовлиянии переселенческого русского и коренного казахского населения. В «Заметках о Сибирском казачьем войске» он отмечал, что в среде русских казаков казахский язык был широко распространен как разговорный.

    Труды «Казах-киргизские и алтайские предания и сказки», «В юрте последнего киргизского царевича»; «Биографические сведения о Чокане Валиханове» посвящены казахам и Казахстану. Он любил степь, его жителей, был популяризатором казахскости среди русского общества.  Весомый вклад в дружбу казахов и русских внесли его «Материалы для истории Сибири», «Памятники сибирской истории XVIII века».

    1.    Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность, - М., 1947.

    2.    Литературное наследство Сибири., тт. 6, 7. - Новосибирск, 1983, 1987.

    3.    Потанин Г.Н. Избранные сочинения в 3 томах / Под ред. Арын Е.М. - Павлодар: ЭКО, 2005.

    4.    Потанин Г.Н. Избранные сочинения (из фондов Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина). - Павлодар, 2010.

    5.    Материалы международной научно-практической конференции «Потанинские чтения». – Павлодар, 2010. - 291с. - С.8.

    6.    Шиловский М.В. Подвижник Сибири Г.Н. Потанин // Вестник Том. гос. ун-та. История, 2011. - № 2 (14). - C. 5–8.

    7.    А.П. Потанин - фольклорист // Вестник Том. гос. ун-та. История, 2011. - № 2 (14). - C. 19–21.

    8.    Зиновьев В.П. Г.Н. Потанин как друг азиатских народов // Вестник Том. гос. ун-та. История, 2011. - № 2 (14). - C. 34–36.

    9.    Захаренко А.Л. Идеи областничества на страницах павлодарской печати в 1917 - нач. 1918 г. // Вестник Том. гос. ун-та. История, 2011. - № 2 (14). - C. 77–79.

    10. Рахимов Е.К. На родине помнят и чтут великого земляка (к 175-летию Г.Н. Потанина) // Вестник Том. гос. ун-та. История, 2011. - № 2 (14). - C. 80–82.

    11. Кабульдинов З.Е. «Астана: прошлое и настоящее». Астана, 2017. – 344 с.

    Именем Г.Н. Потанина названы:

    ·         Хребет в одной из горных систем западного Китая — Наньшане.

    ·         Ледник в горном узле Таван-Богдо-Ула на Алтае.

    ·         Астероид № 9915.

    ·         Улицы в сибирских городах России: Томске, Новосибирске, Омске; в городах Казахстана: в Петропавловске, Алматы, Астане, Семипалатинске, Усть-Каменогорске.

    ·         Школа в селе Чёрное Лебяжинского района Павлодарской области Казахстана.

    ·         Павлодарский областной историко-краеведческий музей.

    ·         Монотипный род цветковых растений семейства Розовые (Rosaceae) Потаниния (Potaninia Maxim.) и единственный вид — Потаниния монгольская (Potaninia mongolica) низкорослых кустарников с мелкими цветками, распространённых в Монголии и Китае).

    175-летие общественного деятеля, ученого, этнографа, путешественника Г.Н.Потанина широко отмечалось в России и Казахстане. Проводились международные научно-практические конференции, Потанинские чтения, организовывалась работа выставки «Наследие великого ученого».

    В 2012 году в городе Павлодаре открылся памятник выдающимся ученым, посвятившим свою жизнь беззаветному служению Родине и науке, оставившим бесценное научное и культурное наследие – Григорию Николаевичу Потанину и Чокану Чингисовичу Валиханову. Памятник двум великим ученым-исследователям символизирует нерушимую историческую и культурную общность и связь наших народов.


     

Возврат к списку