Ассамблея народа Казахстана

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА Н.НАЗАРБАЕВА НА ХХV СЕССИИ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА

Доклад Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

на ХХV сессии Ассамблеи народа Казахстана

«СТАБИЛЬНОСТЬ, ЕДИНСТВО, СОГЛАСИЕ – ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ»

26 апреля 2017 года

Құрметті отандастар!

Биылғы Ассамблеяның сессиясы ерекше мезгілде өткелі отыр. Еліміздің үшінші мүшелге аяқ басуымен бірге аса күрделі кезең. Қазіргі әлемдігі ахуал ел тыныштығы - тұрақты дамудың ең маңызды шарты екеніне тағы да бәріміздің көзімізді жеткізіп отыр.  Қиын кезеңде бірлігіміздің ұйытқысы, берекеміздің бастауы ретінде құрылған Ассамблеямыз өзіне жүктелген қастерлі миссияны өте үлкен дәрежеде орындап келе жатқаны көз алдымызда.

Бүгіңде Ассамблея тарихы ол тұрақтылықтың, татулықтың, бейбітшілік пен келісімнің шежіресі болып саналады. Ол - бірліктің киелі бесігі, елді ортақ мақсатқа жұмылдыруындағы бірегей тетігі.

Біздің алдымызға қойып отырған басты мақсат - өркендеп өсіп, 2050 жылы ең жоғары дәрежедегі 30 елдің қатарына қосылып, сол дәрежеге елімізді көтеріп, халқымыздың тұрмыс жағдайын көтеру. Сондықтан біз әлемдік ахуал қандай болса да алға қарай ұмтылуымыз керек. Өздеріңіз көріп отырсыздар, қанша дағдарыстан өтіп келе жатырмыз, ешқайсысында да біз сүрінгеніміз жоқ, экономикамызды төмен түсіргеніміз жоқ.

Биыл еліміз кешенді жаңғыруға кірісті. Ошақтың үш бұтындай болатын экономика, саяси және рухани бағыттардың қай-қайсысы да айрықша маңызды.

Қазақстанның үшінші жаңғыруы - экономикалық түлеудің басы. Оны мен биыл өз Жолдауымда айттым.  Мемлекетті басқару жүйесін жетілдіре түскен конституциялық реформалар - саяси жаңғырудың негізі.  Ал "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" атты мақалама өзек болған жобалар - рухани кемелденудің бастауы. Экономика жағынан біз бағдарлама жасадық, өздеріңіз білесіздер, Конституция бойынша мемлекет тармағының құзырын көбейттік. Рухани жаңғырусыз оның бәрін істей алмаймыз.

Рухани тұтастығымыздың өзегіне айналған Ассамблея осынау тарихи жұмыстардың бел ортасында жүруге тиіс деп ойлаймын және оған мен кәміл сенемін.

В ходе моей многолетней работы руководителем разного уровня в стране мне приходится много выступать, причем перед разной аудиторией. Я сегодня, честно признаюсь, что встречаться с вами и выступать перед вами мне особенно приятно, потому что вы, члены Ассамблеи, самые благодарные слушатели. Я чувствую единение с вами, что вы меня поддерживаете, и я живу вашими чаяниями. Спасибо вам.

Я могу добавить, не обижая нашу культурную элиту, самая лучшая музыка и концерт для меня – это когда выступают культурные центры. Не знаю, как для вас.

Конечно, у нас есть высокая муза, есть опера, есть балет, теперь мы к этому привыкаем. Это приобретенное, этим надо заниматься, это надо любить.  А та музыка, которая идет от народа, от земли, наша, кровная, впитанная с молоком матери, музыка нашей земли, музыка разных этносов - эта музыка прекрасна. Наша Ассамблея, я считаю, – это великое творение нашей независимости.  Поздравляю вас и приветствую! Я рад нашей встрече!

Сразу скажу, что 2017 год уникален, потому наша сессия имеет особое значение. В этом году на первый план всей нашей работы вышла системная модернизация.

Во-первых, в моем Послании сказано о третьей модернизации, то есть сделать экономику соответствующей современным требованиям, вести галопирующее развитие экономики, инноваций, IT-технологий, роботизации и так далее, идти в ногу со временем, не отстать и не плестись в пыли вперед идущих государств. Это первое.

Второе - политическая модернизация. Вы знаете, проведена конституционная реформа, перераспределены полномочия, повышена роль Парламента и Правительства. Это сделано не для ослабления государственной власти, а, наоборот, для устойчивости. У степняков было: очаг состоит из трех ног, потому что он так более устойчив.  И мы должны опираться на три основных вопроса. Так что, я могу доложить, что мы общие контуры государственного развития системно обеспечили.

Модернизация экономики, модернизация политики и, третье, модернизация общественного сознания. Эти вопросы не простые, сложные, но духовное развитие общества, изменение общественного сознания - это для нас будет, видимо, самым сложным.

Как вы знаете, этому была посвящена моя статья "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Эта статья не случайна. Она венчает собой целостность всей модернизации Казахстана. Могу сказать, что теперь надо только работать, выполнять все, что там было написано, а написано это непроста, взято не из воздуха. Это результат раздумий, размышлений, работы многих экспертов,  наших и зарубежных.

В чем суть этой статьи? Прежде всего я хотел обозначить облик казахстанца, каким я хочу видеть в будущем нашего казахстанца.

Во-первых, я посчитал, что это созидательная личность, конкурентоспособная в глобальном мире. Что такое конкурентоспособность? Все говорим - конкуренция, конкуренция. Простой товаропроизводитель знает, если его товар будет качество выше, в цене пониже, его будут покупать. Бизнесмен его продает и процветает. Вот что такое на простом языке конкуренция.

А что такое конкурентность человека? Государство должно быть конкурентоспособным, экономика должна быть конкурентоспособной, каждый человек должен быть конкурентоспособным.

Нам за 70 лет советской власти не давали возможности выезжать за порог нашей страны. Наши дети, да и мы сами теперь, ездим по всему миру.  Приезжая в чужую страну, качать свои права ты не будешь, будешь жить по законам той страны. Чтобы человек вместил все, что есть в мире, был конкурентоспособным, он должен понимать на их уровне.  Поэтому, во-первых, для конкурентоспособности, если сказать концентрированно, человек должен знать компьютерную грамотность, чем наши дети сейчас день и ночь занимаются.

Во-вторых, он должен знать иностранный язык, желательно - английский, на котором говорят и китайцы (миллиард человек), и японцы, и индусы. Все говорят на этом языке.

В-третьих, он должен быть открытым, воспринимать все, что есть в мире, другую культуру. Наша Ассамблея как раз и учит воспринимать рядом сидящего таким, какой он есть, уважать его культуру, его язык, его обычаи. Может быть,  тебе сейчас и не нравится, но только так мир может выжить. Понимаете? Поэтому открытое сознание - это есть возможность впитывать все, а это возможно только тогда, когда человек образован. Правильно?

Итак, первое - это конкурентоспособность.

Второе - это прагматик и реалист, ориентированный на конкретные цели. Вообще в философии и изучении истории говорится, что самое страшное, когда человек хочет взять высоту, которую ты не тренировался брать. Ты можешь  упасть и сломать шею. То есть надо знать свои пределы, к чему ты стремишься, и делать свою работу так, чтобы это было экономно, прагматично, браться не за все, а за то, что нам полезно, что нас будет продвигать, за счет чего мы будем расти. Так жили все наши предки: пахали, выращивали скот, тачали сапоги, столярничали и так далее. Все это делали экономно, каждый кусок дерева, квадратный сантиметр кожи экономили. Они были прагматиками. Жизнь возвращается к этому.

В-третьих, это человек, укрепивший национальную идентичность и отказавшийся от всего, что сдерживает развитие. Вопрос национальной идентичности, слово "нация" в статье встречается нередко. Я хочу сразу оговориться, я под словом "нация" имею в виду всех граждан Казахстана.

Что такое "сдерживает развитие"? Нам нельзя идти вперед, повернув голову назад. Можно спотыкнуться о любой камень и разбить голову. Правильно? То есть надо отказаться от того, что не подходит для сегодняшнего дня, отказаться от имеющихся у нас стереотипов. 

Мы смотрим развитие различных регионов мира, исламского мира, терроризм и так далее. Тянуть назад, в Средневековье… Поэтому я предупреждаю молодежь: керітартпалық жасамау керек, накрываться черными платками, что не присуще вообще казахам и вообще всем нам, использовать какие-то чужие атрибуты. Привнося это в нашу жизнь, как можно двигаться вперед?  Идентичность означает, что мы все должны придерживаться одной цели и двигаться вместе к этой цели, как делает Ассамблея.

В-четвертых, казахстанец будущего должен быть на пике глобальных знаний, у которого культ образования имеет первостепенное значение. Я знаю, что мы, родители, стараемся учить детей, и это не случайно. Сейчас примерно 60 тысяч наших детей учатся в разных странах, лучших университетах. Да и у нас сегодня есть и хорошие школы, и хорошие университеты. Это правильно. Культ образования должен быть.

Мир настолько меняется, что через пару десятилетий примерно 50 процентов профессий, которые мы знаем, исчезнут, они будут не нужны. Появятся роботы, 3D-принтеры, еще что-то. Даже дома хозяйка освободится от работы. Готовить, убирать, стирать - все это будут делать работать. А что делать людям, которые сейчас работают по этим специальностям? Если у них есть соответствующее образование, он имеет возможность изучить другую профессию, перейти и работать дальше? Правильно? Поэтому образованность очень важна для сегодняшней молодежи, людей XXI века, а, может быть,  и ХХII века. Казахстан - одно из немногих государств, которое тратит на образование больше всего от объема ВВП страны.

В-пятых, это сознательный гражданин, который четко понимает, что эволюционное развитие дает нам шанс выжить и процветать. Революции, как известно, мы с вами прожили, в частности, революцию 1917 года, которой будет 100 лет. Как пели в песне: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…". Вот все разрушили, а потом…

В 1910 году все эксперты Европы считали, что в 1950 году Россия будет одной из мощных стран мира. И что? Все было на пути, шли на всех парах - революция все сломала, все уничтожила, теперь мы признаемся, что экономика Советского Союза отстала от Запада на 40-50 лет.

Известный французский писатель Шатобриан говорил, что вся жизнь человека, история человечества состоит из невзгод и страданий, шкала которой является революцией. Виктор Гюго сказал, что революция съедает своих детей.  Поэтому я призываю к эволюционному развитию, как мы это делали 25 лет, не останавливаться. Это тоже революция, но эволюционная, без убийств, без разделения на нации и без гражданской войны. Вот это должны воспитывать в себе и в наших детях. Это дает нам шанс для процветания.

В-шестых, это человек, обладающий открытым сознанием, полиязычный интеллектуал, готовый к переменам, чтобы воспринять все лучшее, что дает знания.  Одним словом, я желаю, чтобы каждый казахстанец в XXI веке стал человеком успеха! Правда, вопросы, которые я сейчас перечислил, очень сложные. Правильно? Человека научить быть токарем возможно, мы это знаем. Водить машину - мы знаем.  А как изменить сознание человека? Была же идеология, жили же мы, изменили нам сознание, до сих пор не можем выскочить из того сознания. Надо приобрести новое сознание, встать вровень с миром, стать человеком планеты - вот что важно.

Поэтому специально создана комиссия и по всем этим направлениям мы будем вместе с вами работать. Я уверен, что Ассамблея примет самое активное участие.

Я скажу по личному опыту, да и каждый из вас может сказать, что пассивность никогда не приносит благополучия человеку. То есть лень, жалқаулық. Человеку надо брать свою жизнь в собственные руки. Между прочим, на Западе это делают лучше нас.

Нас научили иждивенчеству: родился, зарегистрировался, вырос, пойдешь в детский садик, потом будешь октябренком, пионером, комсомольцем, закончишь школу, поступишь, если поступишь, в университет, не поступишь - профтехобразование, тебе дадут работу, у тебя есть государственная квартира, от которой ты никуда не можешь уехать, а колхозникам даже паспорта не давали, и всю жизнь так, до гроба, тебя похоронят и все, не надо ничего делать, все расписано от рождения до смерти. Сейчас этого нет. Вот потому и не развивались, что у каждого человека не было свободы творить, создавать свою жизнь, хорошие условия для себя и своих детей. Вот что такое брать свою жизнь в свои собственные руки.

Хочешь жить - приобретай новые качества. Изменись сначала сам, чем критиковать. Вот Правительство это не сделало, то не сделало, аким такой, этот такой, а ты спроси себя, что ты сделал сам для своего процветания? Государство делает все. Если даже в деревне у тебя работы нет, тебе говорят: поедем в город, мы тебе дадим профессию (сейчас первую рабочую профессию даем бесплатно, за счет государства), потом устраиваем на работу - пожалуйста, а если хочешь жить там, возьми микрокредит, сажай огород, расти скотину, продавай и живи. Что еще надо? Когда такое было?  То есть мы должны себе и своим детям сказать, что многое зависит от нас. Бесплатного нет. Мы живем в рыночной экономике. Где находится бесплатный сыр, вы хорошо знаете.

Если мы хотим, чтобы Казахстан и наша нация стали современным, каждый должен начать с себя. Вот в чем суть всех этих вопросов. Таким, я уверен, должно стать главное жизненное правило казахстанцев.  В этой статье я выдвинул ряд конкретных проектов. Все они требуют самого глубокого изучения. Именно с этой целью создана и приступила к работе Национальная комиссия по модернизации общественного сознания.

Уважаемые члены Ассамблеи! Мы и эту работу с вами сделаем, как сделали все остальное. Мы прошли через все кризисы, сохранили людей, социальную обстановку и развивались. Это наше общенациональное дело.

Первое. Большие возможности открываются для Ассамблеи в проекте "Малая Родина" - "Туған жер". Я хочу особо подчеркнуть важность этого проекта для всех казахстанцев. У каждого, кто сформировался как личность в Казахстане, есть своя малая родина. Можно сказать, что Казахстан - многоэтничное государство, историческая родина у одного там, у русских в России, у украинцев в Украине, у кавказцев на Кавказе, у корейцев в Корее и так далее. Да, это так, но ведь мир и человечество так не живут. У каждого, кто сформировался как личность здесь, родился здесь, его отец родился здесь, у многих и дед родился здесь, тогда где же малая родина? Конечно, здесь, в Казахстане.

И мы должны с великим уважением относиться. Я это очень хорошо чувствую в беседах с людьми, вижу в письмах соотечественников. Где, например, малая родина современного поколения наших казахстанских корейцев из Кызылорды, греков из Жетысу, русских с Алтая, украинцев и немцев из Костаная? Где малая родина? Они уже живут здесь в третьем поколении. Чтобы они чувствовали это своей родиной, связывали свое будущее и будущее своих детей с этой землей, где их предки родились, - вот наша главная задача. Создать соответствующие условия. Ответ очевиден - там, где они родились и где покоятся их родители, это и есть малая родина!

Я знаю, как очень тепло казахстанцы относятся к своей малой родине - нашей общей земле. Это аксиома. Во всех наших селах и регионах есть особо дорогие для каждого из нас места. Убежден: каждый, кто любит свою малую родину, любит и наш большой Казахстан.

В эти бурные годы после развала Советского Союза и в начале 90-х годов, естественно, многие уехали из Казахстана. Немцы уехали в Германию, не все, большое количество немцев живет в Казахстане. Те, кто приезжал осваивать целину, тоже поехали к себе. Было много военных городов, людей в погонах, они тоже уехали. Греки уезжали, остальные уезжали.

Я бываю в этих странах, встречаюсь и получаю письма. Как они с большой ностальгией и болью в сердце говорят о Казахстане! Как они хотят вернуться и взглянуть один раз! Недавно был такой случай в Германии. Или приезжаю я в Тель-Авив, в гостинице, где я должен поселиться, говорят, целая толпа людей. Я спрашиваю: что случилось, митинг против меня, что ли? Нет, это евреи, выехавшие из Казахстана, стояли там, чтобы сказать мне спасибо за то, что в лихие годы войны и преследований они приехали в Казахстан, сохранились здесь как нация и свободно уехали туда, куда захотели. Вот что такое малая родина. И там поставлена задача, если каждый из нас свою малую родину опишет - село, деревню, область, район, город, что там есть горы, как они называются и почему, есть там знаменитые люди, там поют свои песни, там свои растения, там свои яблоки, там свои фрукты. Если мы это все  опишем, никогда история Казахстана не сойдет с лица нашей планеты, сохранится.

Второе. Самое непосредственное отношение к Ассамблее имеет Проект "100 новых лиц Казахстана". Вот Димаш Кудайберген - лицо нашей независимости.

Ему 22 года, почти ровесник независимости. Если он родился бы раньше, до независимости, его никто не пустил бы в Китай. Вы же знаете, на каких штыках мы с Китаем были. Все восточное побережье границ Казахстана - вкопанные танки, дулами смотревшие в сторону Китая. Мы были на грани войны с Китаем. Кто его туда отправил бы? Да при чем вообще Китай? Кто нас отпускал за границу? Если отпустят, то в этой группе будет несколько людей спецслужбы,  которые потом доложат: зачем ты немецкое пиво пил, не мог выдержать две недели, чтобы дома выпить "Жигулевское"?

Вот новые лица в Казахстане. Сколько наших замечательных современников, активистов Ассамблеи трудятся на благо страны! Таких людей нам надо показывать независимо от этнической, региональной, гендерной, религиозной принадлежности. Критерий здесь один - вклад в развитие Казахстана!

Люди добиваются новых успехов в новых условиях независимости. Наши аграрии возглавляют замечательные хозяйства, вспоминается хозяйство "Родина", которое возглавляет Сауэр, и их по Казахстану много.  Спортсмены прославили нас на весь мир, Гимн Казахстана играл на Олимпийских играх. Наши композиторы, наши исполнители по всему миру ездят. Наши писатели. И вообще люди, которые делают добро и заслужили любовь народа. Нам надо взять 100 таких примеров и показывать всем, как надо развиваться, как надо жить.

Третье - современная казахстанская культура во всем мире. Слава Богу, в условиях независимости стали знать, где находится Казахстан, а раньше его не было на карте мира. Когда мы выезжали, говорили, что это Советский Союз,  а Казахстан, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан - как разберешься? Действительно, один из президентов Америки ошибся, перепутал Казахстан с Афганистаном. Ну за что на него обижаться?

Сейчас Казахстан узнаваем. Когда говорят "Казахстан", с уважением относятся к нашим казахстанцам. Правда? Это же замечательно! Гордимся!

Потому что от нас идет мир. Мы сами мирно живем. Мы показываем, как можно жить мирно разным религиозным конфессиям без драки и убийств, как разным этническим группам можно жить, уважая и любя друг друга, терпя друг  друга, создавать будущее вместе. Как это замечательно! Вот поэтому нас любят.

Казахстан стал единственным местом для решения сирийского вопроса, оппозиция и Правительство заседают здесь. По многим вопросам нас приглашают быть посредниками в разрешении конфликтов. Это все от того, что наша Ассамблея так работает.

Говоря о современной казахской культуре, мы не должны упускать, что это культура всего народа Казахстана.

Во-первых, культура эпохи независимости вобрала в себя все богатство наших этнических культур. Я с этого и начал - с выступлений коллективов разных этнических культур. Замечательные, правда? Это самые лучшие художественные  выступления.

Во-вторых, в высокую казахстанскую культуру вносят вклад представители многих этносов. Все это следует учитывать. Вот эту нашу культуру надо показывать во всем мире. Для этого нужно переводить лучшие произведения наших казахстанцев на шесть языков, которыми пользуется Организация Объединенных Наций, тогда еще больше будут знать, какие люди здесь есть. Например, произведения наших великих писателей Мухтара Ауэзов ("Путь Абая"), Абдижамил Нурпеисов ("Кровь и пот") и многих других лауреатов.

Я недавно встречался с нашими писателями, и мы об этом говорили. Они поддерживают. Правда, у нас будет проблема, как выбрать самых лучших, потому что у нас плохих-то нет, каждый - великий же.

Каждый самый велик.

Я вспомнил, к Сталину все время приходят с какими-то плохими мнениями друг о друге, писали друг на друга, сдавали. Приходит Берия и говорит: товарищ Сталин, вот у нас Шолохов, знаете, выпивает сильно. Хорошо. Симонов, говорит, гуляет. Назвал еще каких-то писателей. Сталин говорит:  товарищ Берия, а у меня других-то писателей нет.

То есть какими бы они ни были, мы должны выбрать лучшие произведения через комиссию и постараться показать во всем мире, представителей всех этносов.

Четвертое. Важное значение для формирования сознания молодежи имеет проект "Новое гуманитарное знание". Хочу чуть-чуть разъяснить. Это будут лучшие учебники, переведенные на казахский язык, наверное, для Казахстана и на русский язык, если их нет, а если есть - взять.

Есть блестящие учебники в мире по философии, которую мы с вами не учили. Мы марксистко-ленинскую философию, вы знаете, учили, а философская мысль очень большая, начинается с древних афинских философов, потом римских философов, потом европейских замечательных философов, Восток, от Конфуция начинается. Такие учебники нужны для наших детей.

Социология. Мы трудно представляем даже. Наверное, люди моего поколения не видели таких учебников.

Экономика. Как понять происходящие в экономике изменения? На  простом языке основа развития экономики, азы рыночной экономики, есть очень хорошие учебники, которых у нас нет.

Культурология, востоковедение, психология, которые мы вообще не знаем. На Западе не представляют себе, как работать без психологов, принимая на работу людей, решая конфликты в трудовом коллективе, У нас же этого нет. Они на английском, русском, французском, испанском и других языках. Если мы их переведем и внедрим в наших высших учебных заведениях, я думаю, сделаем большое дело для расширения сознания казахстанских граждан.

Я уверен, включение этого научного массива в учебный процесс поднимет на новый уровень, чтобы сделать того казахстанца, которого я хочу видеть.

В целом, как заявлено в статье, перед нами стоит очень высокая цель.

Во-первых, укрепить общенациональную идентичность. Через общую образованность, через эту культуру, через это взаимопонимание мы становимся едиными, единой нацией - казахстанской нацией.

Во-вторых, сделать молодое поколение открытым и конкурентным. Я уверен, что вы в этом меня поддержите.

Теперь о чем мы всегда должны помнить, уважаемые участники сессии? Решая задачи модернизации, большие задачи, мы должны учитывать глобальные риски, как всегда, которые есть в мире и у нас. Все вы знаете, что даже самые безопасные столицы мира, города, а недавно и Петербург, и Париж, и Ницца, и Берлин, и Лондон, и Стокгольм стали объектами террористических атак. Невидимый фронт. Нет фронта. Любой везде может пройти и все что угодно натворить. Вот в такую эпоху мы сейчас живем.

Особую тревогу вызывает то, что традиционные модели межэтнических, межконфессиональных отношений потерпели сегодня неудачу в мире. Повсеместно растут напряженность, ксенофобия, как вы видите. И вообще, я говорил, мы жили в условиях коммунизма, как идеология фашизма. Сейчас либерализм. Либерализм тоже претерпевает большие изменения, которые идут на нас с Запада. И все, что там есть, стопроцентно для нас не подходит. Все должно идти через призму преломления наших интересов, наших традиций, нашей истории, не проглатывать целиком, все это надо пережевать.

Все это - глобальная реальность, в которой мы сейчас живем. Огородиться от этих процессов невозможно. Мы все привыкли, что в Казахстане 25 лет нет таких этнических, конфессиональных и других каких-то конфликтов. В результате в отдельных государственных органах, а, может быть, и у нас с вами возникает чувство самоуспокоения, что все будет так.  Я, например, всегда нахожусь в состоянии тревоги. Мы все должны быть очень внимательны в этом плане. То есть от нас с вами, от нашего единства все зависит. Замечать ростки экстремизма, гасить их внутри Казахстана - наша с вами задача. Только тогда мы сохраним спокойствие и будем развиваться. 

Это при том, что динамика этнических и конфессиональных процессов во всем мире и в Казахстане возросла многократно. Что нас сегодня должно тревожить?

Во-первых, мы уже столкнулись с фактами, когда экстремисты, прикрываясь именем ислама, проводят ряд террористические акты.

Во-вторых, в социальных сетях безнаказанно чувствуют себя разжигатели этнической и религиозной розни.

В-третьих, имели место случаи, когда сами государственные органы допускают ляпы, которые будоражат общество.

Вот над всем этим совместно и я, и Правительство, мы должны работать, не оглядываясь, что о нас где-то подумают. Мы должны подумать о себе и поставить заслон всем таким поползновениям, которые есть внутри. Сохранить то, что сейчас у нас есть, - стабильность, доверие, дружба.  Только так можно выполнять те программы,  о которых я сказал, только так можно спокойно развиваться и создавать лучшую жизнь для наших граждан.  Так же ведь?

Конечно, мы работам над этим, но нужны не только "круглые столы", которые мы проводим, нужны высококачественный  контент, энергичный стиль и конкретный результат. Это должно разрабатываться в центре - в наших министерствах, ведомствах и в специальных экспертных сообществах.

Еще никто (такова реальность)  не создал универсальной формулы по сохранению мира и согласия, которую можно взять и применить. Наверное, наш опыт - один из первичных опытов, к которому нет-нет, да все равно (хоть и не хочется,  как это - у Казахстана учиться, такая страна, когда мы великие все) обращаются: как вы этого достигли, как вы работаете, как Ассамблея работает?   Поэтому центральные и местные органы власти должны находить новые, нестандартные решения, работать на упреждение.

Много мы хорошего сделали: День благодарности, День семьи, 1 Мая будем отмечать День дружбы. Эти праздники мы объявили для чего?  Чтобы эти праздники, эти дни дополнительно объединяли нас друг с другом. Или Наурыз, когда люди должны прийти друг к другу, просить прощения и простить все, что было до этого, начать новую жизнь. То есть много есть методов, и мы без устали должны над этим работать. 

Общество и граждане должны знать, что мир, стабильность складываются не просто сами по себе. Это великий труд, да еще какой труд! Здесь мелочей нет.

Государство твердо держит руку на пульсе межэтнических и межконфессиональных процессов.  Вы знаете, недавно я встречался с руководителями исламской религии в Казахстане, мы тоже об этом разговаривали. Наши религиозные руководители должны иметь  соответствующие образование и подготовку, чтобы переубедить.

Христианская религия, исламская религия, другие религии - все имеют одну суть, вы знаете, это постулаты человечности: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, люби ближнего, храни свою Родину. Это же во всех религиях. А почему тогда не делаем этого? То есть дело не в религии, дело в людях, в их изначальном воспитании. Я даже не знаю, откуда такие берутся, которые сами себя взрывают и вместе с собой убивают 20-30-40 человек. Их же тоже мамы рожали, у них были отцы, где-то же они воспитывались.  Как так получилось, что мы их упустили? Их кто-то зомбирует, и они идут на это. Поэтому внимательность во всех отношениям нам очень важна.

Ассамблея народа Казахстана, все государственные органы ведут, конечно, повседневную кропотливую работу над укреплением нашего единства. Каждый из нас должен понимать, не будь такой работы - не было бы стабильности, не было бы никаких реформ, которыми мы гордимся.

Вот сейчас разгар, можно сказать, кризиса во всем мире, особенно в нашем регионе.  Наш Евразийский экономический союз тоже страдает от санкций, от падения цен на бирже. Несмотря на это, Казахстан первый квартал завершил с ростом промышленного производства на 6 процентов.

Все показатели адаптируются к этой тяжелой кризисной ситуации. И мы с надеждой смотрим в будущее - опять же в случае, если мы сохраним наше единство и стабильность.  Если не будет этого, вообще ничего не будет.

Мы все делали правильно, но сегодня этого уже недостаточно, поэтому перед Ассамблеей, государственными органами и гражданским обществом стоит двуединая задача.

Задача первая - надо формировать общественное сознание, отвечающее задачам системной модернизации. Модернизация - это научное слово, опять надо разъяснять человеческим языком: то есть развиваться вместе со временем и двигаться вперед - вот что такое модернизация каждого человека. 

Мы хотим модернизировать производство, хотим повышать производительность труда - надо менять оборудование на заводе. Достигли какого-то уровня, производили 100 машин, теперь поставили производить 150, произвели - все, остановились, что дальше делать?  Дальше надо науку подключать, мировой опыт, а что нужно сделать, чтобы 170 производить?  Вот это и есть модернизация.

То, что мы сейчас занимаемся альтернативной энергетикой, это модернизация. Чтобы внедрить альтернативную энергетику, надо менять оборудование, покупать самое современное, производить его, менять. Меньше выбросов в атмосферу - надо ставить на электростанциях новое оборудование, чтобы меньше было парниковых газов. То есть все это модернизация.

Модернизация человеческого сознания - это самое сложное. В этот процесс должны быть вовлечены все - государство и гражданское общество, образование и социальная сфера, частный бизнес и масс-медиа.

Хочу подчеркнуть, успеха добьется лишь та нация, которая повысит конкурентоспособность всего народа, а не отдельных людей.  Мы двигаемся, я же держу руку на пульсе всей страны. Ее не возьмешь и не пощупаешь, не скажешь,  но у нас идет такая модернизация, индустриализация идет. Каждый год по 100-200 новых предприятий мы строим, они совсем другие, инфраструктура развивается. Только за прошлый год 900 километров автомобильных дорог построено, в этом году еще 600, за пять лет - 5 тысяч километров по всему Казахстану автобанов. Представляете!  Будем ездить, люди будут общаться, товары будут быстро доставляться. Поэтому эта мысль относится и к Ассамблее.

Я всегда говорил: Ассамблея - это все 18 миллионов казахстанцев.

Поэтому я сегодня обсудил бы с вами направления работы Ассамблеи народа Казахстана.

Первое - разработать план участия Ассамблеи в проектах по модернизации общественного сознания в каждом регионе вместе с акиматами, с Правительством, с политиками.  Я же там все расписал, что надо делать, надо внимательно вчитаться. А наши политики  должны объяснять. Вот как я объясняли бы,  все поняли бы, правда?

Вторая задача. Для успеха системной модернизации мы должны укреплять гражданскую идентичность, обеспечивать единство и согласие.

Как институт общественного согласия Ассамблея сегодня реализует три новые функции.

Во-первых, советы общественного согласия сейчас работают. Они стали площадкой для беседы с обществом, с людьми. В 2016 году советами было разрешено более 2 тысяч конкретных вопросов.  То есть Ассамблея решает вопросы простых людей.

По моему поручению советы участвуют в развитии местного самоуправления. Это надо делать вместе с нашей политической партией "Нұр Отан".

Поручаю Министерству по делам религии и гражданского общества  совместно с акимами областей подготовить планы советов общественного согласия Ассамблеи всех уровней по противодействию религиозному экстремизму на 2017-2018 годы. Люди все знают, ничего не скроешь, где что назревает, где и как себя ведут. Если все учитывать, улавливать и на Ассамблее обсуждать это, а местные органы будут вовремя принимать меры, тогда мы не допустим ничего.

Также следует регламентировать работу советов общественного согласия, должны быть четкие критерии их деятельности. Поэтому Правительству и Секретариату Ассамблеи надо внести соответствующие предложения, что нам надо делать.

Во-вторых, Ассамблея сегодня объединяет многих благотворителей,  это стало важным фактором общественной стабильности. Правда? Только в прошлом году благотворительность по линии Ассамблеи народа Казахстана  составила более 900 миллионов тенге.

Вот мы говорим "Малая Родина"  ("Туған жер").  Сейчас в Казахстане немало зажиточных людей, правда? Это и хорошо, мы такое общество создаем, пусть богатеют, в то же время чтобы страна богатела и люди работу получали благодаря этому.  Вот они могут своей "Малой Родиной" прийти и сделать благотворительность - школу построить, спортивный комплекс поставить,  построить дорогу, баню или хлебопекарню.

Это же им ничего не стоит, они же заработали.

Я обращаюсь ко всем нашим бизнесменам. Правительство, государство вам создало условия заработать эти деньги, поделитесь с народом немного этими деньгами.

И ассамблеи на местах вместе с акиматами могли бы быть инициаторами (мы все знаем, кто вышел из нашего региона, из нашего города, где они теперь) и сказать:  слушай, дорогой Бейсенбай, иди сюда,  сделай  свой вклад, где ты родился, помоги людям, которые нуждаются. Благотворительность в нормальном обществе всегда была и будет, помочь культуре, помочь образованию.   

 Поручаю Правительству вместе с акиматами, Ассамблеей  представить предложения по развитию благотворительности, обеспечению ее прозрачности. Надо говорить о тех людях, которые это делают, хвалить их надо, что они хорошие.

В-третьих, впервые создана и работает сеть медиаторов Ассамблеи, направленная на профилактику и разрешение конфликтов. 

Медиатор собирает конфликтующие стороны. Ты корову украл, не признаешься - тебя сейчас судить будут, посадят в тюрьму, может, договоримся? Ты отдашь, вернешь часть или все - и все, на этом заканчивается. Правильно. Потому что из тюрьмы никто нормальным не выходит, это не место для воспитания человека.

Лучше не допустить этого, особенно по бизнесу (кому-то чего-то не заплатил).  Медиаторы есть сейчас в правоохранительных органах, а если Ассамблея  и акимы будут выступать, представляете, сколько блага мы сделаем для людей!  Это позволит укрепить правовую культуру нашего общества.

С особым уважением наш народ относится к историческому наследию. В этом году исполняется 20 лет моему Указу от 5 апреля 1997 года, который объявил 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий и голода. По всей стране нашли места групповых захоронений, расстрелянных, наших мучеников. Под Акмолой на месте лагеря "Алжир" построили соответствующий памятник, здесь мемориал поставили. Почему? Чтобы не повторился такой ужас никогда: друг на друга писать анонимки, из-за которых брали людей и мучили. 

12 апреля мы отмечали День космонавтики. Я читал про Королева - создателя наших ракет. Его в 1937 году взяли как врага народа, посадили в тюрьму, где  он продолжал работать.  В 1946 году Сталин его вернул, сказал: давай делай. И он сделал ракету.

Когда он умирал от сердечного приступа, его можно было спасти, но кислородную трубку в рот невозможно было поставить, потому что его скулы были разбиты, его били в тюрьме. Это такой эпизод.

Мы теперь знаем, от какого ужаса мы ушли. Память - для того, чтобы это не повторилось, чтобы у нас был иммунитет против этого.

Также в этом году исполняется 100-летие партии "Алаш". Это после революции образованные люди пытались создать культурную автономию. Их тоже всех расстреляли.

Восстановлены имена тысяч бойцов двух казахстанских дивизий, павших в годы Великой Отечественной войны в Украине, под Харьковом, а также на других фронтах. Это тоже нужно для памяти наших детей и внуков, что они погибли, чтобы сегодня мы были живы, хорошо жили.   Приведены в порядок места их захоронений в России, Польше, Австрии, Венгрии и других странах, поставлены памятные обелиски. Эти благородные дела должны быть продолжены, участие Ассамблеи облагораживает все это дело.

Особое внимание следует уделить историческому осмыслению эпохи нашей Независимости.

Большая работа проводится Ассамблеей в регионах. Акимам областей, Астаны и Алматы следует усилить новые направления работы   советов общественного согласия, благотворительности и медиации.

Эффективность работы сегодня в значительной степени определяет информационное освещение. Создание многофункционального мультимедийного портала Ассамблеи народа Казахстана станет важным инструментом продвижения политики мира и согласия.

Министерству информации и коммуникаций совместно с Ассамблеей необходимо обеспечить создание такого портала в этом и следующем году.

Уважаемые члены Ассамблеи!

Много хочется сказать, но, чтобы я слишком не разошелся… Из теории ораторского искусства я знаю, что выступление не должно продолжаться более 20 минут, но что делать, если все кипит, хочется вам сказать?  Тем более вы самая лучшая аудитория.

Временами я смотрю на большую карту Казахстана, которая висит в моем кабинете, и вижу не просто названия областей, районов, городов и сел, но и представляю огромную работу, которая идет по всей нашей огромной территории страны, которую мы проделываем все с вами вместе. 

Мы являемся народом единого будущего, которое создаем вместе.   Путь к этому непростой, сложный, но он и великий. Уверен, новое поколение должно понимать, как в непростое время прошлого столетия формировался народ Казахстана. Именно для этого я предлагаю создать интерактивную историческую карту "Народ Казахстана".

Электронная карта наглядно и детально покажет процесс консолидации всех национальностей на древней казахской земле с учетом особой, государствообразующей миссии казахской нации.

Поручаю Министерству образования и науки совместно с Ассамблеей разработать на научной основе такую интерактивную карту и презентовать ее на День благодарности в следующем году.

Уважаемые казахстанцы! Есть непреходящие ценности. Я думаю, одной из них является единство, которое проходит через сердце каждого казахстанца.

Недавно я получил письмо от одного нашего соотечественника. Он пишет, что когда его маленькому сынишке понадобилась донорская кровь,  проблем не возникло. Теперь, пишет отец, "мой сын породнился со многими людьми - знакомыми и незнакомыми".

Прочитав письмо, я подумал: действительно, сколько людей в Казахстане породнились между собой благодаря не только донорской крови! Тысячи, а может и миллионы!

Вспомним, как наши предки высоко ценили обряд побратимства, тамырства, смешивая свою кровь, братаясь навечно. Так и сегодня - взаимопомощь казахстанцев рождает новое единство, новое братство.

Сейчас новой время, наука интенсивно развивается, идут генетические исследования (начиная от предков, откуда ты произошел). Генетики говорят: твои гены проявились на юге Африки.  Думаешь: откуда может быть такое?  Наука приходит к тому, что все мы - люди, живущие на Земле, - дети одного отца и матери. Правда, точно.

Я изучаю наше азиатское пространство. 2500 лет назад, до гуннов, на севере Китая и в районе нынешней Монголии, жил народ  - сунны, после их исчезновения появились гунны, после гуннов появились турки. Мы - казахи и другие - являемся потомками этих турков.

Сейчас, когда российские исследователи-антропологи начали исследовать гены останков, оказалось, что здесь, юг России, Индия - у нас одни гены. 

Весь мир с ума сошел - кто какой крови принадлежит. Мы с вами одной крови (как у Маугли, помните).

Надо такой категорией думать, что мы люди, человеки от одного отца и матери, одной крови, а значит - цвет кожи, как мы потом воспитались после рождения, от родителей мы узнали язык, от родителей мы узнали к какой религии относимся, а до этого мы были и сейчас должны  быть единым. Взаимопомощь рождает новое единство и братство.

Я говорил о донорстве.

Наше единство, это не подарок свыше, это то, что мы сделали сами. Любой человек бережет то, что сделал сам. Правда? Хочет, чтобы сохранилось. Давайте будет охранять, сохранять, никому не дадим разрушить наше единство.

Единство - это формула, которую надо доказывать каждый день. У нового поколения, которое растет в комфортных условиях, а не в наших бедственных, послевоенных условиях, наш голод никогда не знали, у них может сложиться, что все это так было, как сегодня. У них нет иммунитета, который есть у нас, и родители, и учителя, и все мы должны каждодневно говорить, что это надо беречь. Потому на старшем поколении лежит важнейшая задача передать молодежи свой бесценный  опыт мира и согласия. Впрочем  наши отцы нам тоже это передали, поэтому мы здесь сидим. Вот о чем надо думать в 2017 году, в следующем году. Только так, я уверен, мы извлечем уроки из истории, одолеем вызовы грядущего, с которым нам придется жить.

Уважаемые соотечественники, друзья! Наш Казахстан - это единая земля, единый народ, единый путь и наша единая модернизация. На этом стояли и будем стоять.

Я поздравляю всех казахстанцев с наступающим светлым праздником Единства народа Казахстана! Желаю добра и благополучия!

Возврат к списку