Қазақстан халқы Ассамблеясы

Этносы Казахстана

АРАБЫ (самоназвание – аль-араб) – этническая группа Казахстана. В настоящее время проживает 717 чел. (2013). Динамика численности в Казахстане: 1970 г. – 178, 1979 г. – 164, 1989 г. – 54, 1999 г. – 533 человек. Основная территория расселения арабов – страны Ближнего Востока и северной Африки. Арабы живут в Бахрейне, Иордании, Ираке, Республике Йемен, Катаре, Кувейте, Ливане, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии, Северной Сахаре (мавры), Египте, Ливии, Мавритании, Марокко, Судане, Тунисе, Израиле, Палестине Турции, Иране, Афганистане, Индонезии и ряде других государств. Арабский мир насчитывает 300 млн человек (2010). В антропологическом отношении относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.

Язык. Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы семито-хамитской языковой семьи. Письменность на арабской графической основе. Разговорный арабский язык включает многочисленные диалекты в зависимости от региона распространения. Один из шести официальных и рабочих языков ООН. Арабский язык является языком Корана и представляет собой религиозный язык всех мусульман. Более 20 народов Казахстана с 1910 по 1930 гг. использовали арабское письмо, которое позже было заменено на латинскую графическую основу, затем на русскую графику.

Религия. Большая часть арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков, христиане-копты и другие.

История. С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 в.) этноним «Араб» превращается в самоназвание арабских племен, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (кон. 19 – нач. 20 вв.), освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав в 20 в. привели к политическому освобождению арабского мира, консолидации арабской наций.

Культура. Средневековая арабская культура сложилась в Арабском Халифате в 7–10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов. В 8–9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности. В 9–10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы. Высокого уровня развития достигли философия, медицина, математика, астрономия, географические знания, филологические и исторические дисциплины, химия, минералогия. Религиозная и светская архитектура и декоративно-прикладное искусство арабов оказали большое влияние на мировую культуру. Распад Аббасидского халифата (сер. 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привёл к постепенному уменьшению роли арабской культуры в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие так называемой арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Большинство арабов – крестьяне-феллахи, которые занимаются пашенным земледелием, кочевым скотоводством и садоводством. Бедуины ведут кочевой образ жизни. Они занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов, вступая с ними в бартерные отношения. В обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда. Живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Существует несколько небольших групп арабов, которые в течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а остальную часть года кочуют вместе со своими животными. Для населения южных районов Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, внутр. областей – распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Многие мусульманки закрывают лица вуалями или покрывалами. В стиле одежды бедуинов наблюдается значит. региональное разнообразие. Для бедуинов Магриба характерна мужская верхняя одежда (геллаба) и халат (бурнус) с капюшоном. Восточная бедуины носят длиннополое одеяние (галабея), поверх которого одевается просторный открытый спереди халат (аба). Мужчины носят куфию, закрепленный на голове шнурковым кольцом (агалем). Женщины-бедуинки носят одежды, которые напоминают «галабею» или платья с определенно выделенным лифом, а также свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». На голове женщины обязательно должен быть платок. У некоторых бедуинов женщины могут носить также особую занавеску для лица (хаик). Одежда городских арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (тур., иран., др.) и европейских элементов. Основным продуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко. Любимые горячие напитки – чай и кофе. У оседлых арабов – каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи. Многие арабы -мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).