Қазақстан халқы Ассамблеясы

Этносы Казахстана

КАРАКАЛПАКИ (самоназвание – каракалпак) – этническая группа Казахстане. Динамика численности каракалпак  в Казахстане: 1970 г. – 463, 1979 г.– 620, 1989 г.– 1358, 1999 г. – 1497 чел. В настоящее время в Казахстане проживает 2,8 тыс. чел., в т.ч. в Мангыстауской обл. – 1800 чел., Атырауской – 553 чел. (2014). Основная страна проживания – Республика Каракалпакстан в Узбекистане. Живут также в Туркмении, Афганистане, в Российской Федерации. Общая численность – 423,5 тыс. чел.

Язык. Говорят на каракалпакском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность на русской графической основе.

Религия. Верующие – мусульмане-сунниты.

История. В числе древнейших предков каракалпак были сако-массагетские племена, жившие в 7–2 вв. до н. э. у южных берегов Аральского моря. В 6–8 вв. с местным населением частично смешались тюркские племена. В 8–10 вв. в среде печенегов и огузов началось формирование каракалпаков. Часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В 14–15 вв. на этногенез каракалпак оказали влияние их связи с ногайцами. С конца 16 в. каракалпак упоминаются в среднеазиатских источниках. В 17– середине 18 в. жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В середине 18 в. большая часть каракалпак переселилась на Жанадарью. К 1811 г. каракалпаки были подчинены хивинским ханом и переселены в дельту Амударьи. В 1873 г. территория каракалпаков на правобережье Амударьи вошла в состав России.

Культура. Устное творчество родственных каракалпакских и казахских народов во многом перекликается. У каракалпак сохранился богатый фольклор: лирические и обрядово-бытовые песни, сказки, легенды, богатырский эпос («Алпамыс», «Кырк кыз», «Коблан» и др.), исполняемый народными певцами (бахсы) и сказителями (жырау), на праздниках – насмешливые песни-диалоги. Основной музыкальный инструменты – дутар (щипковый), кобуз (смычковый), най и сурнай (духовые), дэп (бубен). Традиционное жилище – юрта, а также различные типы глинобитных домов. Наиболее характерен там – прямоугольный дом, объединяющий жилые и хозяйственные помещения, хлев и крытый двор для юрты. Традиционные занятия каракалпак – полуоседлое скотоводство (главным образом крупный рогатый скот), сочетавшееся с ирригационным земледелием и рыболовством. Ремёсла – резьба по дереву, тиснение по коже, ювелирное, ткацкое, ковроделие, вышивка. Традиционная одежда у мужчин включает рубаху навыпуск, штаны, заправленные в сапоги, халат (шапан), подпоясанный кушаком или платком, зимой – овчинный тулуп (тон, постын). Головной убор – чёрная овчинная шапка (шогирме, кураш). Женская одежда – рубаха-платье (койлек), штаны (ыштан), камзол, безрукавка, халат, зимой – шуба; бытовала жегде – накидка типа узбекской и таджикской паранджи, но без чачвана. Костюм дополняли серебряные украшения – нагрудные, браслеты, серьги, перстни, иногда – кольцо в ноздре. Молодые женщины носили платье ярких расцветок, пожилые – белое или тёмное, цвет траура – синий. Головной убор – урамал (длинный кусок ткани, повязанный на тюбетейку в виде чалмы). Основа традиционной пищи – мучные и крупяные блюда (лепёшки, похлёбки, каши), молочные продукты – кислое молоко (катык), сливки, айран, сыр (курт). Рыбу едят преимущественно в жареном виде. Из овощей употребляют тыкву и дыню (в свежем и сушёном виде).