В культурной жизни курдов, разделенной, как и в древние времена на феодальные барьеры, а сегодня государственные границы, музыка играет роль привилегированной, скажем, уникальной среды: она заполнила определенные и основные социальные функции. Из исторических хроник к лирической поэзии и героизма для литературных произведений, обо всем этом поется, все это положено на музыку, чтобы лучше или легче запомнить и, следовательно, вынести для последующих поколений. 

Курдская музыка представлена в основном народной музыкой и "безымянной". Обстоятельства ее происхождения и развития, по сути, весьма разнообразны и трудно установить с точностью первоначальный чистый вокал. Песня часто составлена женщиной, желающей выразить чувства горечи или реже радости. Может также развиться в ходе поэтических состязаний молодых мужчин и женщин, во время их возвращения вдоль горных дорожек или на других встречах молодежи: ночные встречи на сельской площади, празднований Нового года, брачные обряды, которые могут длиться от трех дней до трех недель, а также песня может быть создана с ударом трагических событий. 

Когда создается песня, инструментальное сопровождение добавляется и она обеспечивает анонимность при посредничестве dengbêj (бардов), которые распространяют ее в ходе своей поездки из деревни в деревню, из лагеря в лагерь. Dengbêj - это крестьянин, наделенный исключительной памятью, владеющий прекрасным голосом или, возможно, искусный исполнитель на музыкальных инструментах. Dengbêj не только дает известность творениям других из одного края курдской территории, действуя тем самым в качестве эффективного агента в развитии курдской национальной культуры: он также сам создатель, поэт и композитор. 
С другой стороны, есть mitrib (эстрадные артисты) или cengene, полупрофессиональные музыканты "Богемского" (цыганского) происхождения, специализирующиеся на игре на def (бас барабан) и zirne (гобой), которые оживляют местные фестивалях, а также свадебные вечеринки, и которые зачастую являются лишь исполнителями на инструментах. 

Переданные в устной форме из поколения в поколение, песни, как правило, сохраняют довольно точно свои первоначальные слова. Но мелодия является лишь дополняющей основу, с учетом постоянных изменений и постоянных обновлений, которые помогают совершенствовать музыку и обеспечивает гарантию его постоянного качества. Интерпретатор редко простой исполнитель; он ставит большие усилия в своей задаче, показав характер и богатство своей адаптации, пересоздание каждой работы в своем репертуаре, в сопровождении инструментов, которые не были использованы в предыдущих интерпретациях. 

Роль инструментов относительно вторична. Как и в случае других народных музыкальных произведений на Ближнем Востоке, Курдистан является монотонным; мелодия это в основе характер вокала. Инструментальное сопровождение прежде всего ставит слушателя в определенное настроение, чтобы сделать его более восприимчивым к вокальному сообщению. Кроме того, слушаемую же песню спели по-разному, с сопровождением, меняющимся из одного региона Курдистана в другой. Один будет склонен верить в приоритет слов над мелодией? Последнее работает прежде всего в качестве помощи для запоминания слов. Это верно, но только отчасти так. Кочевой образ жизни оказало глубокое влияние на культурную жизнь и особенно на музыку. Песни кочевых пастухов, мелодии были спеты в былые времена по случаю торжеств в ознаменование отправления для Zozan (высокие горы), или возвращения на равнины, или в ходе торжеств по поводу рождения ягнят или стрижки шерсти, все они по-прежнему занимают важное место сегодня в репертуаре курдских музыкальных произведений. 

На южных равнинах Курдистана, омываемые Тигром, Евфратом и их притоками, цивилизация крестьян развита. Разграничение между горной культурой (кочевого происхождения) и оседлой культурой равнин четко проявляется в области музыки. Хотя музыкальные произведения горцев используют особенности духовых инструментов, некоторые из которых, такие как dûdûk, имеют специальные возможности для создания эффекта эха, то в инструментах равнин преобладают струнные инструменты, и особенно tenbûr – шестиструнная лютня. Однако, на равнинах или в горах, в долинах и плоскогорьях, курдские песни имеют ряд общих черт: "длинные" песни, драматические и ностальгические, за исключением dilok – танцевальных мелодий и музыки для развлечений, которые многочисленны и энергичны. 

Традиционная курдская песня имеет повторяющуюся структуру, единство которой обеспечено строфой. Это обычно от трех до семи музыкальных фраз. Строфа содержит в себе всю мелодичную линию, и от одной строфы к другой меняются только слова. Фразы не обязательно должны быть той же длины, начиная с вокалом, который является свободным, лишь изредка содержатся идентичное количество слогов. Кроме того, если песня является "длинной", она продолжается в том же настроении от начала до конца: украшения или оживленные пассажи другого настроения, или усиливающийся ритм не вступают в единообразную среду песни. Эта структурная схема одинакова для религиозных песен, а также для dilok.