Ассамблея народа Казахстана

15 Мая, 2015

2395

Казахская этнография в судьбе ученого-фронтовика (в память о Халеле Аргынбаеве)

                                                                                                  

                                                                         

В конце прошлого года научная общественность Казахстана отметила 90-летие известного казахского ученого, крупнейшего этнографа, профессора Халела Аргынбаева. Всю жизнь он проработал в стенах Национальной академии наук, принадлежал к замечательной плеяде ученых послевоенного поколения, которые заложили основы современной науки республики, создали фундаментальные труды, востребованные специалистами разных направлений. В данном случае не только этнологами, историками или археологами, но и искусствоведами, филологами и др. Характерно, что  Аргынбаев принадлежал к весьма многочисленной категории ученых скромных, «трудяг», являющих собой «соль» профессионального научного сообщества, для которых новое знание и истина, креативная деятельность были важнее высоких званий, достижение коих требовало, зачастую, других «талантов». 

Он не стал академиком или членом-корреспондентом республиканской Академии наук, но был весьма уважаемым ученым, заведующим большим Отделом этнографии в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова, создал более двухсот оригинальных научных трудов и публикаций, в том числе нескольких монографических изданий. Им были сделаны основополагающие открытия и разработки, давшие толчок к развитию историко-этнографической науки Казахстана, смежных дисциплин. Выдающимися достижениями многолетней деятельности ученого  и  его коллег – академических этнографов старшего поколения следует считать комплексное исследование проблем исторической этнографии казахов и создание «казахской этнографической школы» 2-й половины ХХ века. При этом ученый пользовался высоким этическим авторитетом: и как специалист, и как человек. Ярким свидетельством этого является проведение в декабре 2014 г. крупной Международной конференции «II Аргынбаевские чтения», издание недавно большой книги об ученом в серии «Өнегелі өмір», осуществляемой Казахским Национальным университетом им. аль-Фараби (где он многие годы читал лекции студентам).

Нельзя, конечно, не отметить особо, в эти дни и то, что ведущий этнограф страны Халел Аргынбаев был фронтовиком, участником 2-й Мировой войны, который пришел в вуз, а затем и в науку после ее окончания и завершения службы в армии (1947 г.) – как говорится «в солдатских сапогах», но уже сложившимся гражданином, с твердым стремлением к учебе, к созиданию нового, к исследованию и открытиям. К слову сказать, в то нелегкое послевоенное время многие ученые были фронтовиками: среди ближайших коллег – это этнографы Вениамин Востров, Едыге Масанов; археологи Кемаль Акишев, Абдулманап Оразбаев и др. Все они внесли большой вклад в становление созданного после войны, в августе 1945 г. академического Института истории, археологии и этнографии, получившего затем имя первого казахского ученого – историка и этнографа – Чокана Валиханова. Развитие казахстанской этнографической науки послевоенного периода во многом связано с творческой деятельностью доктора исторических наук, профессора Х. Аргынбаева, во многом отражается и преломляется в его научной биографии, жизненном пути.

*     *     *

Халел Аргынбаев был человеком интересной, сложной судьбы. Нелегкие детские годы были овеяны романтикой вынужденного путешествия семьи по Сибири и Дальнему Восто¬ку. Родился он 21 сентября 1924 г. в Баянаулском районе Павлодарского уезда. Основным занятием семьи, ближайших родственников было полукочевое скотоводство вплоть до 1930-х гг. В горестные голодные годы всем им была уготована тяжелая судьба. Семья Аргынбаевых вместе с другими родственниками покидает пределы Казахстана и в 1931 г. переезжает в Кузбасс, где отец Халела работает забойщиком в шахте. В 1932 г. семья Аргынбаевых, в составе большой группы кузбасских казахов, переезжает в г. Петропавловск-Камчатский. Здесь отец семейства трудится разнорабочим в Акционерном Камчатском обществе, мать – в швейных мастерских. Здесь же, на Камчатке, юный Халел впервые идет в школу. Через два года семья возвращается на материк – в Новосибирскую область; а затем в 1935 г. переез¬жает в Казахстан, в Жетысу: в Караталский, потом в Капалский районы. Все эти удивительные перипетии ранней биографии увлекательно описаны этногра¬фом в его воспоминаниях «Баянаулдан Камчаткаға дейін» (ж. «Жулдыз». 1991, № 7). В 1939 г. он заканчивает Конурскую школу, а в 1942 г. – Капалское педучилище. 

Халел Аргынбаев принадлежал к славному поколению советских уче-ных, на долю которых еще в ранней молодости выпало тяжелое испытание – участвовать в боях с фашизмом. В августе 1942 г. он был призван в ряды Советской армии. После окончания радиотелеграфных курсов в Ташкенте он с января 1943-го по май 1945-го г. находился в качестве радиосвязиста в действующей армии и участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и Австрии от германского фашизма. За боевые заслуги молодой воин награжден Орденом Отечественной войны и медалями. После войны Халел Аргынбаев продолжал службу в армии и лишь в марте 1947 г. был демобилизован из её рядов.

В том же году 23-летний фронтовик поступает на исторический факультет КазПИ им. Абая. После завершения учебы Халел Аргынбаев в течение нескольких лет работает в глубинке в должности завуча и преподавателя истории Панфиловского педучилища. Под влиянием конкретной педагогической практи¬ки по предмету, в своеобычных условиях провинции, где в значительной степени сохранялись традиционные элементы культуры и быта, у молодого историка вполне естественно складывается серьезный интерес к этнографии, которой впоследствии стал стержнем его жизненного кредо.

Дальнейшая судьба ученого связана с Институтом истории, археологии и этнографии АН КазССР, куда он приходит в 1954 г., поступает в аспирантуру по специальности «этнография». Начинается становление талантливого ученого под влиянием старших его коллег востоковедов Н. Сабитова, А.Х. Маргулана, под непосредственным руководством видного этнографа И.В. Захаровой. В этот период в казахскую этнографию пришла группа молодых, энергичных, талантливых исследователей – Вениамин Востров, Едыге Масанов, Марат Муканов, Рукия Ходжаева, Габит Валиханов, Оразак Исмагулов и др. Вместе с ними Халел Аргынбаев приступает к активному сбору полевых материалов в различных районах неизученной в этнографическом отношении территории огромной республики. Это был своего рода романтический этап казахской полевой этнографии. На основе этих изысканий появляются первые серьезные публикации молодых этно¬графов Казахстана. 

В это время ученый завершает работу над кандидатской диссертаци¬ей по достаточно сложной теме «Историко-культурные связи русского и ка-захского народов и их влияние на материальную культуру казахов». Диссер-тация была успешно защищена в 1960 г. в авторитетном Институте эт-нографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в г. Москве. К разработке сложной, неоднозначной проблемы этнограф подошел не формально, но вскрыл истинные причины и последствия инноваций, произошедших в казах¬ском обществе после историко-культурного «перелома» середины XIX в. Основное значение данной работы заключается в многопла¬новом анализе хозяйства и материальной культуры казахов, которое фактически было предпринято впервые. То же, в основном, касается и оценки материальной культуры русских переселенцев. 

Уже в ранних работах этнографа Халела Аргынбаева определились основные черты его исследовательского подхода: масштабность и прагматизм в духе лучших традиций советской этнографической школы, глубина анализа явления, использование полевого материала и объективного личного опыта как основополагающего фактора. В процессе экспедиционных изысканий постепенно конкретизировались стержневые направления деятельности ученого, в том числе: традиционное скотоводство казахов, система родства и семейно-брачные отношения, казахское шежире, декоративно-прикладное искусство и народные знания казахов. 

Основной, исключительно продуктивный этап научной деятельности Халела Аргынбаева относится к 60-м – началу 80-х гг. В этот период ученым, совместно со своими коллегами, было проведено около 30 этнографических экспедиций, обследована фактически вся территория Казахстана. Им был собран огромный уникальный полевой материал по традиционно-бытовой культуре казахов, на основе которого написан ряд крупных монографических исследований. Все эти работы были изданы на казахском языке и ввиду известных причин оказались недоступны довольно широкому кругу «русскоязычных» историков Казахстана. Поэтому самобытные и основательные труды Аргынбаева заслуживают особого внимания.

В 1969 г. вышла чрезвычайно интересная и содержательная монография автора «Қазақтың  мал шаруашылығы жайында этнографиялық очерк». Здесь фактически впервые наиболее полно освещена ос¬нова основ жизнедеятельности казахского кочевого общества – животновод¬ство. Книга, в которой на высоком профессиональном уровне дана емкая характеристика скотоводческого хозяйства казахов, народной ветерина¬рии и обычаев, связанных со скотоводством, явилась важным вкладом в изучение кочевнической экономики. Эта основополагающая работа послу¬жила концептуальным образцом, нередко первоисточником ряда исследова¬ний. Она до сих пор сохраняет практическое значение для специалистов различных облас¬тей, в особенности сельского хозяйства. Несомненно, давно назрела не¬обходимость переиздания этой оригинальной работы, в том числе в переводе на русский язык.

Особое место в творчестве Халела Аргынбаева занимает другая крупная проблема – семейно-брачные отношения и система родства у казахов. Долгие годы это жизненно важное направление остава¬лось не разработанным в историко-этнографическом плане. Предпринятое этнографом комплексное ее изучение имело значительные научные результаты, основным из которых явился выход в свет капитальной монографии «Қазақ халқындағы семья мен неке» («Семья и брак у каза¬хов». Алматы, 1973). Обобщающий труд сразу же приобрел первостепенное научно-практическое значение, поскольку в нем были освещены все основные историко-культурные и социальные аспекты семьи и брака у казахов. По существу это было первое в казахской этнографии и до сих пор непревзойденное монографическое исследование с исчерпывающей полнотой освещения пред¬мета. 

Другим важным итогом изысканий ученого в этом направлении явилась защита им докторской диссертации в 1976 г. Халел Аргынбаев заслуженно становится лидером казахстанских этнографов и возглавляет с этого времени (после академика Алькея Маргулана) соответствующий отдел Института истории. Его имя становится широко известным в кругу советских этнографов, со многими из них нала¬живаются тесные творческие и дружеские контакты. Среди них такие из¬вестные ученые, как: Н.А. Кисляков, С.М. Абрамзон, Т.А. Жданко, Р.Г. Кузеев, Б.Х. Кармышева, В.П. Курылев, К. Шаниязов, А. Оразов, И. Мухитдинов, Х.А. Есбергенов, В.Н. Басилов. (Переписка со многими из них опубликована в вышеуказанной книге материалов и воспоминаний об ученом). Этнограф выступает с обобщающими статьями в солидных отечественных и зарубежных изданиях, принимает участие в Международных конгрессах антропологических и этнографических наук в Москве, в Чикаго, во Всесоюзных этнографических сессиях, одна из которых прошла в Алматы в 1990 г.
Большое внимание в этот период Аргынбаев уделяет научно-организационным вопросам. Это – планомерное проведение экспеди¬ционных исследований, координация усилий по написанию коллективных трудов. В частности, была проделана большая работа по подготовке этапного для казахской исторической науки многопланового исследования «Хозяйство казахов» (Алма-Ата, 1980). Основная часть книги написана этнографами и отразила их многолетние изыскания в русле концепции регионального Историко-этнографического атласа. В 1987 г. вышла третья по счету крупная монография Халела Аргынбаева «Қазақ халқының қолөнері» (Алматы,  1987). В этом богато иллюстрированном издании впервые с позиций профессионального этнографа дана целостная характеристика творчества старых мастеров и его практического значения. 

Таким образом, характерной чертой научной деятельности Халела Аргынбаева следует считать изначальную монографическую направленность исследований. Всего им было опубликовано восемь отдельных крупных изданий. Причем три из них в последние годы жизни и после смерти: «Қазақ отбасы» (Алматы, 1996);  «Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки истории и теории» (в соавторстве, Алматы, 1998); «Қазақ шежіресі хақында» (в соавторстве, Алматы, 1999). Особо следует отметить коллективный труд «Казахи. Историко-этнографическое исследование», который готовился академическими этнографами еще в 80-х гг., но был издан только в 1995-м, в усеченном варианте. Его публикации ученый вместе с коллегой, другим известным этнографом Маратом Мукановым отдал немало сил. Наря¬ду с этим  Аргынбаевым написано огромное количество оригинальных статей, разделов в коллективных трудах, сборниках, рецензий и научно-популярных работ. Общее коли¬чество публикаций ученого насчитывает около 250 наименований. 

Вклад Халела Аргынбаева и небольшой группы этнографов старшего поколения в развитие исторической  науки Казахстана трудно переоценить. Собран огромный и уже неповторимый полевой материал по различным разделам традиционно-бытовой культуры казахов, других народов республики; осуществлены солидные архивно-библиографические изыскания. Обобщен богатейший материал, а новаторские труды казахских ученых получили высокую оценку в советской этнографической науке. Среди них: «Культура и быт казахского колхозного аула», «Казахская национальная одежда», «Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР», «Қазақ халқындағы семья мен неке», «Родоплеменной состав и расселение казахов», «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности», «Хозяйство казахов», «Казахская юрта», «Прикладное искусство казахского народа», «Қазақ шежіресі хақында» и многие др. В целом этнографами старшего поколения было опубликовано несколько десятков обобщающих исследований: монографий, сборников статей, книг. (Всего же за многолетний период существования академического Отдела этнографии подготовлено более 100 отдельных изданий). Многие самобытные разработки казахстанских этнографов были широко востребованы и до сих пор используются в различных  отраслях науки и общественной жизни – начиная от языкознания или искусствоведения, деятельности художников-прикладников и кончая, например, методами оптимизации чабанского труда.

Таким образом, стержневым достижением казахстанской этнографии того времени явилась комплексная разработка проблем основополагающей отрасли науки – исторической этнографии казахов. В результате многолетней и плодотворной работы ученых-первопроходцев в казахстанской науке сложилось особое и важное направление «казахская этнографическая школа», выросло новое поколение этнологов, этносоциологов и этноархеологов. Из академического Отдела этнографии/этнологии вышел большой отряд профессиональных этнографов нашей страны: в том числе более 70 кандидатов и докторов наук. Безусловно, это важнейший, по своему уникальный, для нашей страны научный потенциал, но, к сожалению, не используемый рационально в интересах развития науки и общества. Прежде всего, ввиду отсутствия единого научно-исследовательского центра: Института этнологии. Несомненно, дальнейшее развитие этнографической науки, тех важных традиций, которые были заложены «поколением Аргынбаева», связано с решением многих серьезных проблем этой исключительно актуальной и востребованной в обществе науки. 

*     *     *

 В настоящее время в этнологическую науку Казахстана приходит 3-е, 4-е поколение исследователей, для которых важно как сохранение базовых традиций академической этнографии, так и разработка новых направлений в исследовании этноса и культуры, расширение географии изысканий. Перед этнологами страны стоят важнейшие по своей социальной, научной, общекультурной значимости задачи в сфере комплексного изучения этногенеза и этнической истории, многообразной традиционной и современной культуры, антропологии казахского народа, по исследованию этносоциальных проблем полиэтничной страны, культуры казахской диаспоры, по развитию новых направлений науки. Большая ответственность лежит на нынешнем поколении этнологов республики по осмыслению и обнародованию уникального научного наследия – в первую очередь, достижений «казахской этнографической школы». 

Наряду с этим, исключительно важной сейчас представляется коллективная деятельность по обобщению накопленных данных, изданию фундаментальных, научно-презентационных трудов по этнографии казахов. В частности, достойного, обобщающего труда «Казахи» (в двух или более томах) и многих др. Широкая, в том числе международная, презентация самобытных этнокультурных основ страны, уникальной культуры народа – наследника Великой степной цивилизации – имеет важнейшее идеологическое, имиджевое значение для суверенного Казахстана.

Первостепенной задачей отечественной этнологии остается всестороннее исследование современного состояния государствообразующего этноса, как этносоциальной общности с перспективами дальнейшего развития. Особо значимым и актуальным является изучение культуры сельского и городского населения, его этносоциальных характеристик, демографических тенденций и перспектив. Важнейшее значение имеет изучение казахской диаспоры за рубежом (численностью около 4,5 млн. чел.), особенностей ее этнокультурного и социального развития, которым должны заниматься, прежде всего, профессиональные этнологи.

Другой серьезной научно-практической задачей этнографов и этносоциологов является изучение современных этнокультурных, этносоциальных процессов и их направленности в самом Казахстане, с учетом многоэтничного состава населения. Необходимо отметить, что этнографические знания имеют особое значение для воспитания толерантности в обществе и гармонизации межэтнических отношений. Вместе с тем, межэтнические  отношения характеризуются сложной динамикой и требуют постоянного профессионального комплексного мониторинга.

Говоря об этом и о многом другом и важном в судьбе этнографической науки Казахстана, необходимо вновь подчеркнуть, что основной проблемой, тормозящей ее развитие, является отсутствие серьезной научно-организационной структуры (Института этнологии), которая комплексно решала бы многие важные для страны научные и прикладные задачи. Во многих странах успешно функционируют различные этнологические, антропологические институты, центры, вносящие важный вклад в изучение отдельных регионов, многообразного человечества в целом, прогнозирующие его культурное, социальное развитие. В Казахстане имеются все возможности для создания такой структуры, серьезный кадровый потенциал в лице не менее 150 специалистов, задействованных в лоне отечественной этнологической науки. 

Ученые-этнографы периодически поднимали вопрос об организации Института этнологии при Академии наук, но он никак не решался. Идею создания такой структуры вынашивал и сам профессор Халел Аргынбаев: еще в середине 1990-х годов, сразу же после создания Ассамблеи народа  Казахстана, им была подготовлена специальная записка «О необходимости Этнологического центра в системе НАН РК», в которой этот актуальный вопрос был всесторонне обоснован. И мы даже обсуждали с ним эту проблему. Но, к сожалению, в те трудные годы данная инициатива осталась не осуществленной. Сейчас уже другое, более подходящее время, есть и острая актуальность, имеются, думается, в государстве и условия. 

С созданием такого серьезного научно-исследовательского института были бы решены многие проблемы в области гуманитарных наук, в деле изучения и международной презентации богатейшей культуры и истории казахского народа, в научном фундировании и оптимизации деятельности Ассамблеи народа Казахстана, в осуществлении госпрограмм в области культурного наследия и т.д. Вполне очевидно, что в нашу сложную эпоху этнография в полиэтничном Казахстане, как наука фундаментальная и прикладная, требует особого внимания и поддержки со стороны государства, решения своих насущных проблем. 

С.Е. Ажигали – д.и.н., зав. Отделом этнологии и антропологии ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК 

При поддержке Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана

     

Возврат к списку