Ассамблея народа Казахстана

04 Мая, 2020

854

Людмила Гривенная: Назрела необходимость оптимизировать АНК и сделать ее деятельность действенной и мобильной

В Казахстане в последние годы обозначились две основные стратегии национально-государственного строительства и соответственно им определились две доминирующие модели национальной идентичности. Первая стратегия направлена на формирование единой казахстанской нации из полиэтнического по своему составу общества на основе общности гражданства, вторая стратегия связана с национальной идентичностью самих казахов.

Ассамблея народа Казахстана изначально была призвана обеспечивать разработку и реализацию государственной национальной политики, обеспечению общественно-политической стабильности в Республике Казахстан, сохранению этнического многообразия, самобытности всех этносов Казахстана при одновременном укреплении гражданской идентичности и казахстанского патриотизма.

Целью Ассамблеи является обеспечение общественного согласия и общенационального единства в республике Казахстан на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.

Ассамблея народа Казахстана изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов в лице этнокультурных объединений на принципах добровольности. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

В данной модели заложен консолидирующий принцип: «Единство - через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.

Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы. Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этнической и религиозной принадлежности. Пункт 2 статьи 39 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».

В сфере этнических и межконфессиональных отношений государственная политика в нашей стране основывается на идеалах свободы, равенства и согласия, взаимоуважении и взаимной поддержки всех членов общества, исходит из цели строительства Казахстана как общего дома для всех проживающих в нем граждан.

Ассамблея народа Казахстана придает полный и законченный вид политической системе полиэтничного общества, в которой сочетаются усилия государства и общественных организаций.

За 25 лет существования Ассамблеи народа Казахстана произошла динамика ее структуры и инфраструктуры по вертикали и по горизонтали (в материальном, нормативно-правовом, информационном, научном, идеологическом, статусном плане).

В настоящее время Ассамблея народа Казахстана – институт, интегрированный в систему государственной власти и гражданского общества.

Базовым элементом Ассамблеи народа Казахстана, доступной формой этнического осознания и общественно-политической активности народа в условиях гражданского общества, являются этнокультурные объединения. Создание этнокультурных объединений связано со стремлением этнических сообществ сохранить язык, культуру, обычаи, традиции своего народа. Большую роль в создании и работе этнокультурных объединений играют наиболее активные представители, которые прилагают немалые усилия для организации их деятельности.

Наличие этнокультурных центров создает условия для представителей различных этносов сохранять свою уникальную культуру и реализовывать свои умения и способности, быть востребованным и социально значимым в обществе. Кроме того, просветительская работа этнокультурных объединений позволяет глубже познакомить со своей историей и культурой представителей других этносов, проживающих в Казахстане.

Взаимообмен культур способствует сближению, сохранению и укреплению межэтнического единства и согласия. По сути, этнокультурные объединения представляют собой элементы народной дипломатии и благодаря своей самоорганизации и самоуправлению, представляют один из наиболее реальных и оптимальных вариантов возрождения, сохранения этнической самобытности, и фактор стабилизации межэтнических отношений.

Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. Секретариат возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи. В 14 областных центрах, городах республиканского значения и столице также созданы Секретариаты, которые находятся в аппарате акимов. Секретариат возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности акимом. Секретариаты АНК всех уровней призваны осуществлять организационное, в том числе – экспертно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности АНК.

В составе Ассамблеи народа Казахстана в 2008 году был учрежден фонд Ассамблеи. Основной целью фонда является осуществление и реализация социально-значимых проектов АНК в сфере межэтнических отношений и общественного согласия, культурно-просветительской, образовательной, духовно-нравственной и иной общественно-полезной деятельности АНК. Основной задачей фонда является финансовое и материальное обеспечение деятельности Ассамблеи народа Казахстана, оказание помощи этнокультурным объединениям, привлечение казахстанских и зарубежных инвестиций для выполнения задач АНК, информационная поддержка деятельности АНК, внедрение инновационных технологии в изучении государственного и родных языков, укрепление национального единства, согласия, воспитание казахстанского патриотизма.

Научно-экспертный совет АНК создан в 28 января 2009 года после ХIV сессии АНК в целях развития системы научных исследований в сфере межэтнических отношений. Среди приоритетных направлений миссии НЭС АНК – проведение прикладных и фундаментальных исследований, выработка конкретных, научно обоснованных рекомендаций для государственных органов, АНК, этнокультурных объединений, которые должны стать частью основной концепции и методики по укреплению единства народа. Эта структура позволяет осуществлять научные исследования с привлечением отечественных и зарубежных ученых на основе междисциплинарного подхода. Членами НЭС разрабатываются научные проекты, публикуются монографии, методические рекомендации, организуются выездные научно-методические семинары. Создан депозитарий, в котором представлено более 1000 источников. Научно-методической и образовательной базой научно-экспертного совета выступает Центр межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственных служащих при Президенте РК, где с 2010 года проходят курсы повышения квалификации госслужащие. На местах созданы научно-экспертные группы, которые призваны проводить научные исследования и социологические опросы на региональном уровне. Особенность центра – создание дискуссионных площадок для руководителей этнокультурных объединений, НЭГов, госслужащих, проведение семинаров-тренингов, фокус-групп, мониторингов.

В целях включенности системы образования в работу по дальнейшей консолидации, сохранению мира и согласия в казахстанском обществе с 2013 года в ряде вузов нашей республики были открыты кафедры Ассамблеи народа Казахстана.

Основными целями кафедр является выработка теоретико-методологического обеспечения преподавания дисциплин, связанных с этнополитической сферой, а так же развитие методологии этнополитических исследований, научно-методическое обеспечение деятельности вузов и оказание консультативной помощи региональным АНК и внешним культурно-просветительским и образовательным организациям.

Кафедры призваны объединить научные интересы ученых вуза и соединить научный потенциал вуза с практической деятельностью многих структурных звеньев АНК, общественных и государственных институтов. Более того, кафедры Ассамблеи народа Казахстана в вузах республики должны стать своеобразным мостом между Ассамблеей народа Казахстана и студенческой молодежью, обеспечить вовлечение молодежи в деятельность Ассамблеи и проводить системную работу в вузах по формированию гражданской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма среди студенчества.

Кафедры Ассамблеи народа Казахстана вузов нашей республики – это дополнительный ресурс в деятельности АНК по формированию гражданской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма среди молодежи.

В июне 2014 года создано республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан, которое является исполнительным органом АНК. Основная цель этой структуры – создание эффективной системы организационного, финансового и материально-технического обеспечения функционирования АНК.

В регионах местными исполнительными органами также были проработаны вопросы по созданию государственных учреждений, обеспечивающих работу региональных ассамблей. В настоящее время создано 14 региональных КГУ «Қоғамдық келісім», и 3 в городах республиканского значения – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. Создаются филиалы этого учреждения в районных центрах. Одним из базовых направлений деятельности РГУ «Қоғамдық келісім» является поддержка этнокультурных центров в научно-методическом, организационном и материально-техническом оснащении.

С 2014 года при АНК стали создаваться Советы матерей. Основными задачами Совета является содействие сохранению общественного согласия и национального единства путем укрепления институтов семьи и материнства, осуществление мер по культивированию семейных ценностей.

Основными задачами Совета матерей являются: выработка рекомендаций и предложений для АНК по укреплению статуса институтов семьи и материнства, пропаганда межэтнического согласия, толерантного взаимоотношения, укрепления и сохранения преемственности поколений, уважения к национальным традициям и семейным ценностям, оказание содействия в повышении ответственности родителей за воспитание физического и духовно-нравственного здорового поколения, оказание консультативной помощи одиноким и многодетным матерям в решении их социальных проблем, профилактика асоциального поведения в молодёжной среде, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, участие в пропаганде семейных ценностей и положительного имиджа семьи в обществе.

С октября 2015 года стали создаваться Советы общественного согласия. Основной задачей Совета является консолидация институтов гражданского общества, политических и неправительственных организаций, иных объединений в целях укрепления и развития казахстанской идентичности на принципе гражданства, общественного согласия и общенационального единства в обществе, выработка единых подходов для достижения цели и задач Ассамблеи народа Казахстана, реализации общенациональной патриотической идеи Мәңгілік Ел, воспитания нового казахстанского патриотизма.

Основными функциями Советов общественного согласия являются: анализ сложившейся ситуации, а также выработка рекомендаций по предупреждению и разрешению социальных и иных конфликтов в регионе, выработка рекомендаций и предложений по укреплению стабильности, общественного согласия и общенационального единства, а также по совершенствованию механизма взаимодействия между государственными органами и общественными институтами, поддержка и развитие гражданского участия, общественных инициатив, социально значимых проектов и программ, направленных на достижение цели и задач Ассамблеи народа Казахстана, привлечение ветеранских, профсоюзных, молодежных объединений и других общественных организаций к пропаганде и реализации государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства, участие в предупреждении и профилактике социальных вопросов, реализации практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению ситуаций, способствующих возникновению очагов социальной напряженности, содействие развитию благотворительности, медиации и системы общественного контроля на местах.

С 2015 года создан Центр медиации при Ассамблее народа Казахстана для профилактики и досудебного урегулирования споров и конфликтов. Повсеместно при областных ассамблеях народа Казахстана создаются кабинеты медиации, которые ведут общественный прием и помогают гражданам в разрешении конфликтов или споров. Эта функция Ассамблеи народа Казахстана является важным инструментом в сохранении мира и согласия.

Школы национального возрождения, являясь культурно-образовательным крылом Ассамблеи народа Казахстана, вносят свою лепту в сохранении духовного богатства у подрастающего поколения казахстанцев и созданию этнического многообразия нашей страны. Развитие коммуникативной и поликультурной деятельности учащихся осуществляется через освоение родного языка, познание традиций и обычаев народа Казахстана, создание семейной атмосферы, психологического комфорта и позитивного отношения к жизни.

Таким образом, на сегодняшний день в Ассамблею народа Казахстана входят консультативно-совещательные, научно-образовательные, организационные, финансовые, информационные и общественные структурные звенья, к числу которых можно отнести: этнокультурные объединения, Секретариаты, РГУ «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан и аналогичные организации в областях, столице и городах республиканского значения, НЭС и НЭГи, Центр межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте РК, Советы АНК, Советы матерей, общественные Советы, Советы общественного согласия, кафедры АНК вузов РК, Центры мира и согласия колледжей, Центр медиации АНК и кабинеты медиаци, государственные республиканские этнические театры, молодежное крыло «Жарасым» и «Жаңғыру жолы», молодежный центр «Тілдарын», фонды АНК, Ассоциация предпринимателей АНК, школы национального возрождения, клуб журналистов-экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, СМИ и мультимедийный портал АНК и др.

Такая разветвленная структура Ассамблеи народа Казахстана была создана для обеспечения необходимых условий для ее эффективной деятельности.

Вместе с тем, назрела необходимость деятельность Ассамблеи оптимизировать и актуализировать, сделать ее более действенной и мобильной.

На сегодняшний день в деятельности Ассамблеи народа Казахстана есть проблемы, которые требуют их разрешения:

1. Слабое взаимодействие всех структурных звеньев Ассамблеи народа Казахстана.

2.Администрирование со стороны органов местной исполнительной власти, секретариатов и «Қоғамдық келісім» в деятельности этнокультурных объединений и, соответственно, - снижение их самостоятельности.

3.Неоправданно многочисленный состав и низкий квалификационный уровень сотрудников областных и районных КГУ «Қоғамдық келісім».

4.Бюрократизм и отсутствие научного подхода в деятельности государственного учреждения «Қоғамдық келісім» на местах.

5.Формализм в деятельности секретариатов и научно-экспертных групп.

6.Отсутствие постоянно-действующих диалоговых научно-методических и дискуссионных площадок.

7.Отсутствие целевого финансирования и вовлечения ученых всех регионов в разработку актуальных прикладных исследований в сфере межэтнических отношений.

8.Неэффективность деятельности фонда «Ассамблея народа Казахстана».

9.Отсутствие единых требований к деятельности кафедр Ассамблеи народа Казахстана в вузах РК и их вовлеченности в деятельность совещательных органов региональных и республиканской Ассамблеи народа Казахстана.

В дальнейшем деятельность Ассамблеи народа Казахстана должна быть оптимизирована. Необходимо совершенствование научно-практической составляющей, расширение деятельности по развитию диалога между общественными структурами Ассамблеи, населением и органами власти, расширение самостоятельности этнокультурных центров, усиление качественного кадрового состава структурных звеньев Ассамблеи народа Казахстана, так как эффективность ее деятельности во многом зависит от опыта и компетентности людей, занимающихся этой работой.

Людмила Гривенная,

заведующая кафедрой «АНК»

СКГУ им. М. Козыбаева

Возврат к списку